Войти в почту

Бетховен и электрогитара

Гала-концерт закрытия II Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве состоялся на сцене Большого зала Московской консерватории. В программе - мировая премьера К. Бодрова "Реквием" и московская премьера О. Бьянки "Etoile", также Л. ван Бетховен, М. Брух, М. Равель. Солисты - К. Башмет (фортепиано), А. Гугнин (фортепиано), Н. Кук (электрогитара, Германия), чтец - С. Гармаш. В концерте принял участие Всероссийский юношеский симфонический оркестр, дирижеры - Ю. Башмет, К. Ванделли. Программа заключительного концерта закрытия II Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве смело и очень, можно сказать, продвинуто соединила четыре композиторских "Б" - Бетховен, Бодров, Брух, Бьянки, завершив вечер равелевским "Болеро" под управлением Башмета. Простое совпадение букв. Но то, что весь московский фестиваль проходил под флагом "Б"- Башмет, так сказать, под личным музыкальным штандартом артистического директора Юрия Башмета, этот факт придал дополнительной весомости всем событиям форума. Программа гала-концерта оказалась весьма любопытной - Первая симфония Бетховена, "Реквием" на стихи Роберта Рождественского Кузьмы Бодрова (мировая премьера), Концерт для 2-х фортепиано с оркестром Макса Бруха, Концерт для электрогитары с оркестром "Etoile" (2019) Оскара Бьянки (московская премьера). Равель, прозвучавший под занавес, все уравновесил. Бетховен и электрогитара, согласитесь - это круто, по меньшей мере, продвинуто со стороны составителей. Легкая классичность и благозвучность еще не вполне зрелого стиля Бетховена в Первой симфонии (дирижер Клаудио Ванделли) предвосхитила трагизм "Реквиема" Кузьмы Бодрова, текст которого вдохновенно декламировал Сергей Гармаш и дирижировал Юрий Башмет. Партию рояля исполнильсам автор Кузьма Бодров. Переживание глубоких потрясений десятичастного произведения Бодрова - кульминация вечера. Второе отделение получилось очень эффектным, даже слегка шокирующим по разным причинам. Концерт для электрогитары с оркестром "Etoile" Оскара Бьянки, написанный в 2019 году и прозвучавший в 2020 на Зимнем фестивале искусств Башмета в Сочи, предстал перед слушателями московской премьерой во всей своей необычной красе. На сцене Большого зала Московской консерватории, этого намоленного места, иконостаса академизма стоял, почти рокер и играл с оркестром. Но творческое покровительство маэстро Башмета легко позволило вписать остросовременный выбор музыкального языка Бьянки в фундаментальный академизм консерваторского контекста. Для слушателей стилистические полюса раздвинулись максимально, перекинув арки в эпохи классики и романтизма. Эффект получился, ну почти, разорвавшейся бомбы. Небольшая часть публики покинула зал, оставшиеся, наоборот, неистово приветствовали гитариста Нико Кука и вышедшего на сцену автора Оскара Бьянки. К слову сказать, Всероссийский юношеский оркестр под управлением Клаудио Ванделли со знанием дела аккомпанировал солисту, исполняя непростую фактуру композиции. Звучание электрических инструментов им близка, это как раз их эпоха. В связи с этим, хотелось вспомнить случай, свидетелем которого я невольно оказалась в 2017 году в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Выставка арт-группы Recycle с проектом Homo virtualis в залах музея вызвала, буквально, приступ негодования мужчины, оказавшегося доцентом МГУ. Он требовал книгу жалоб и считал позором для музея, где хранятся шедевры из шедевров, показывать это. Проект патронировала сама Ирина Александровна Антонова. Так вот, считаю, что Антоновой и Башмету доверять можно абсолютно. Они, как никто чувствуют и видят будущее, смело и бесстрашно ломают традиции. Они бы не стали теми, кем являются. Концерт для 2-х фортепиано с оркестром Макса Бруха в исполнении солистов Андрея Гугнина и Ксении Башмет тоже прозвучал эффектно, хотя были исполнены только две первые части. Красивая картинка с двумя роялями, стоящими перед оркестром, зрительно соответствовала насыщенной праздничной фактуре солирующих фортепиано, мажорному характеру музыки. Маэстро Башмет руководил исполнением, дирижируя Всероссийским юношеским оркестром. Всероссийский юношеский симфонический оркестр - один из трех оркестров, основанных Юрием Абрамовичем. Этот коллектив является образовательным общероссийским проектом. Рост молодых музыкантов, концертный опыт, расширяющийся репертуар позволяют на нынешнем этапе исполнять сочинения различных музыкальных стилей и жанров. Оркестр заслужил право завершить II Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Москве. "Болеро" Мориса Равеля, будто, символизировало поступательное движение коллектива во главе с Маэстро к новым вершинам в искусстве.

Бетховен и электрогитара
© Ревизор.ru