Режиссер Юрий Норштейн рассказал о причинах ухода от кукольной анимации

Первой режиссерской работой Романа Качанова стал мультфильм "Старик и журавль", выпущенный в соавторстве с Анатолием Карановичем в 1959-м. Через год они представили картину "Влюбленное облако", отмеченную призами на зарубежных кинофестивалях. Рисованные фильмы Качанова "Тайна третьей планеты", "Последний лепесток" и "Портрет" стали классикой советской мультипликации. Режиссер участвовал в создании более 60 мультфильмов и стал одним из основателей отечественной кукольной анимации. Наиболее знаковыми работами Качанова в этой технике признаны картины "Варежка", "Чебурашка", "Крокодил Гена" и "Старуха Шапокляк". "Когда был сделан фильм "Варежка", все поняли, что появился новый режиссер очень высокого уровня с новым почерком в кукольной мультипликации, - сказал режиссер мультфильма "Ежик в тумане" Юрий Норштейн "Газете.Ru". - Я считаю, что данный фильм был переломным в истории этой технологии. Следующие - "Чебурашка", "Крокодил Гена" и "Старуха Шапокляк" - уже стали народными фильмами". Норштейн попросил упомянуть автора повести "Крокодил Гена и его друзья" Эдуарда Успенского, художника Леонида Шварцмана и мультипликатора Майю Бузинову, которые внесли большой вклад в творчество Качанова. Также он рассказал о своем опыте работы со знаменитым режиссером. "Он был из числа моих лучших учителей, хоть напрямую я у него и не учился. Но, поскольку я работал у него мультипликатором на нескольких фильмах, это была лучшая учеба, которую можно себе вообразить. Потому что он работал по системе Станиславского и всегда обосновывал свои задачи. Он был настолько остроумным и придумывал буквально на бегу, что вряд ли кто-то мог с ним сравняться по молниеносности выдумки, - поделился Норштейн. - Я до сих пор не могу понять, откуда у Качанова все это, потому что у него не было ни художественного, ни режиссерского образования. Он был самородком, как Ломоносов". Почему забыта техника кукольной анимации Кукольная анимация - трудоемкая и дорогостоящая техника создания мультфильмов, требующая много времени и сил. В советские годы этот метод использовали Иван Уфимцев ("38 попугаев", "Лошарик"), Михаил Каменецкий ("Волк и теленок", "Ежик должен быть колючим?", "Федорино горе"), Аида Зябликова ("Муми-тролль и комета", "Муми-тролль и другие"), Юрий Трофимов ("Вреднюга"), Мария Муат ("Влюбчивая ворона"), Вадим Курчевский ("Золотой мальчик") и многие другие. С годами мультипликаторы отошли от кукольной анимации в пользу рисованной, а позднее - компьютерной. Одним из немногих фильмов, снятых в кукольной технике за последнее время, является картина "Гофманиада" Станислава Соколова 2018 года. "Я думаю, что "Гофманиада" Соколова - это разовое кино, - отметил Норштейн. - К сожалению, сегодня все построено по системе бизнеса. И поэтому на авторское кино долгое время никто не обращал внимания. Вот только сейчас, буквально в последние месяцы, были выделены деньги на авторское кино. К сожалению, в искусство мультипликации пришли невежды-чиновники, а на этой почве никогда ничего хорошего выйти не может". Режиссер-мультипликатор Дмитрий Высоцкий в разговоре с "Газетой.Ru" назвал современную анимацию индустрией, которая требует высокой скорости производства и эффективности. "Кукольная анимация предполагает намного более громоздкие сроки. На изготовление самих кукол, макетов, декораций уходит много времени. В общем, композиция и свет составляются почти как в кино, только съемка идет по одному кадру. Это намного более трудоемко, чем рисованная анимация, - сказал Высоцкий. - Грубо говоря, продюсерам это не надо - проще выпустить рисованный сериал или полный метр. У меня ощущение, что все дело в этом - просто "золотой телец" оказывается важнее, чем целая отрасль индустрии". По словам собеседника издания, развитие технологий стало причиной перехода мультипликаторов к использованию 3D-графики. Новые методы позволяют натуралистично и, главное, быстро изобразить какой-то предмет. "Соответственно, постепенно трехмерка вытесняет старые методы, - заключил Высоцкий. - Стоит отметить, что за границей эта технология еще не умерла - есть, например, Тим Бертон, который по-прежнему снимает такое кино. Видимо, у нас просто сама индустрия не так развита и нет возможности для обучения, огромных студий, техники". Режиссер добавил, что начинал свой творческий путь с коротких видеороликов, сделанных с помощью объемной пластилиновой анимации. Он подчеркнул, что как пластилиновая, так и кукольная технологии не самоценны, поскольку в любом фильме превалирует сюжет. "Если у меня была бы возможность снять кукольный фильм, я бы исходил из материала, - сказал Высоцкий. - Если по истории кино не нуждается в реализации посредством кукольной анимации, то, наверное, я бы не взялся за него просто ради того, чтобы возродить технологию". Есть ли шанс на возрождение кукольного кино По мнению Норштейна, кукольную мультипликацию нельзя назвать более затратной, чем компьютерную. Он отметил, что в титрах "какого-нибудь плевого фильма" указаны десятки человек, которым необходимо платить зарплату. "Если вы все посчитаете, то придете к выводу, что кукольная мультипликация гораздо менее затратна, - подчеркнул Норштейн. - Здорово, если заинтересованным кинематографистам удастся найти "золотую жилу" - я имею в виду какой-нибудь фильм или сериал, который полюбится зрителям. Ту же трилогию "Чебурашка", "Крокодил Гена" и "Старуха Шапокляк" можно было бы продолжить. Но здесь чиновники должны быть на втором плане, а на первый нужно пустить творческую личность, художника. При таких условиях можно надеяться, что появится что-то хорошее". Согласно постановщику, если вкладывать в проект "сердце, чувства, талант и мастерство", затраты на его производство должны вернуться. "Я уже не говорю о том, что затраты в по-настоящему художественном явлении возвращаются в просвещенном поколении. Я считаю, что это самое лучшее вложение денег в искусство, - пояснил он. - Никакая финансовая прибыль, на которую будут покупать всякую чепуху, не сможет сравниться с замечательным взглядом ребенка или взрослого человека, который посмотрел художественное явление. Что-то с ним этот момент произошло. Что-то сильно и положительное". С 1981 года постановщик занимается съемками кукольного фильма по повести Николая Гоголя "Шинель". За 40 лет с большими перерывами команде удалось подготовить около получаса материала. Сам Норштейн признался, что не готов комментировать процесс производства ленты. Размышляя о судьбе кукольной анимации, режиссер Дмитрий Высоцкий выразил надежду на возрождение этого метода. Он объяснил это тем, что некоторые мастера, которые снимали такие фильмы, еще живы и могут передать свои знания преемникам. "Возможно, однажды появится такой студент, который возьмет все в свои руки и совершит качественный скачок в этом направлении. Такой сумасшедший студент, я считаю. И рядом с ним такой же сумасшедший продюсер. Они вместе рискнут, и что-то получится. Все подумают, что это здорово, свежо, с не корявыми, а обаятельными куклами. Тут уже дело в таланте. Важна не технология сама по себе, а сочетание подходящего сюжета, грамотных рук, талантливой головы и, к сожалению, денег - это дорогостоящее дело", - сказал режиссер. Также Высоцкий отметил, что благодаря соцсетям продвигать свои идеи стало намного проще. По его мнению, какой-нибудь энтузиаст может увлечься постановкой кукольных роликов, стать известным в TikTok и получить возможность снять полнометражный фильм или сериал в этой технике. "И это будет совершенная бомба. Опять же - это мое предположение, что появится молодой нахальный режиссер, который всех удивит. Я думаю, что кто-то это уже делает, потому что это просится: нет ничего проще, чем взять и пошевелить на столе предметы, выложить покадрово - это будет своего рода чудо. Наверное, через это метод сможет вернуться", - считает Высоцкий.

Режиссер Юрий Норштейн рассказал о причинах ухода от кукольной анимации
© Газета.Ru