Первый русский фантаст, алхимик, современник Пушкина. В «Гоголь-центре» премьера спектакля про Одоевского

В 2019-м Кирилл Серебренников попал на выставку в Музее Москвы, посвященную в том числе Владимиру Одоевскому. Режиссер понял, что это незаслуженно забытый человек, которого помнят преимущественного по его сказке «Городок в табакерке». Еще одно его произведение — «Город без имени». С этим заголовком как раз играют в названии спектакля.

Первый русский фантаст, алхимик, современник Пушкина. В «Гоголь-центре» премьера спектакля про Одоевского
© BFM.RU

Серебренников встретил в фойе театра Никиту Кукушкина и предложил ему сделать моноспектакль. Изначально хотели ставить на малой сцене, потом переехали на большую. В качестве композитора подключился Петр Айду, художник — Александр Барменков. В процессе решили назвать спектакль коллективным сочинением, рассказывает Кирилл Серебренников:

Кирилл Серебренников режиссер«Прежде всего — рассказать об авторе, убрать свое эго и вспомнить этого прекрасного персонажа Владимира Федоровича Одоевского. Этот спектакль становится в одну линейку наших биографических спектаклей, допустим, про Франца Кафку и еще нескольких, которые рассказывают об авторе через вселенную автора. Когда вы увидите спектакль, вы поймете, что это материал очень про нас сегодняшних. Может быть, вся эта история про табакерку, когда молоточки бьют по колокольчикам, их цепляет валик, все это заводит пружинка, последовательность каких-то странных действий, вообще коллективное действие — это система нашей сегодняшней жизни, ее надо исследовать, ее надо понять. В общем, мне кажется, в спектакле мы про это думали».

Кукушкин заходит в зал в современной одежде, находит книгу полузабытого писателя и будто бы опрокидывается в загадочный мир Одоевского. Он не только много писал, но и увлекался музыкой, в том числе изобретал музыкальные инструменты, алхимией, кулинарией (Одоевский — автор книги необычных рецептов). Кукушкин в этой полуторачасовой постановке — словно кукла из музыкальной шкатулки, которая постоянно перевоплощается: то он Одоевский, то Бетховен, то император, то офицер, то ребенок.

Музыкальная шкатулка — это не образно: большую часть сцены занимает гибридный инструмент, состоящий из десяти пересобранных механических фортепиано. Под такой аккомпанемент Кукушкин пытается готовить, рассуждает о политике и обществе, играет голосом, танцует, ударяется в акробатику и ищет ответы на волнующие Одоевского вопросы.

Кому-то из первых зрителей эти поиски показались сумбурными, кто-то вышел под большим впечатлением. Никита Кукушкин считает, что этот спектакль учит задавать вопросы — в первую очередь самому себе:

Никита Кукушкин актер «Если говорить про концепцию: человек умирает, и девять дней, пока его душа бродит по земле, он встречается с разными важными для себя персонажами из своей жизни, которых он когда-то видел, о которых он писал, о которых он читал. Человек без имени — это на самом деле каждый из нас. Все что угодно: ваша профессия, ваши имена — все это наносное. Ваши имена вам дали родители, но это вообще не имеет отношения к вам. Вашу профессию вы получили по ходу жизни, но это вообще не имеет отношения к вам. Есть что-то внутри — ваше «я», которое не имеет никаких свойств. И это «я» может в следующей жизни оказаться броненосцем, а может — мужчиной, а может женщиной, а может баобабом, к примеру, стать».

Премьерные показы «Человека без имени» — в эти выходные. На сайте театра билеты разобраны. Перед спектаклем можно посмотреть выставку в рамках фестиваля «Одоевский Fest». Чтобы познакомиться с экспозицией, ищите черные ящики в фойе «Гоголь-центра».