«Подкидыш», «Рабочий и колхозница» и кругорама: как история ВДНХ переплелась с историей кино
Мультимедийный центр «Союзмультпарк» открылся на ВДНХ в бывшем павильоне № 7 «Семена». Капитальный ремонт трехэтажного здания, построенного в 1970-х годах, завершился этим летом.
В экспозицию обновленного павильона вошло 18 мультимедийных аттракционов, созданных по мотивам лучших отечественных мультфильмов с использованием цифровых технологий: 3D-анимации, виртуальной реальности и других. Посетители здесь могут не только развлекаться и играть, но и освоить азы анимации.
Примечательно, что ВДНХ (а ранее — ВСХВ) на протяжении всей своей истории была тесно связана с отечественным кинематографом. С момента открытия выставку и ее главные символы можно было увидеть во многих советских картинах, а в павильонах устраивали кинопоказы и даже создали музей кино. О знаковых киноместах ВДНХ — в материале mos.ru.
Арка северного входа
На территории новой, только что открытой выставки сняли не один фильм. Например, в картине 1939 года «Подкидыш» ВСХВ запечатлена в первый год ее работы.
В основе сюжета — приключения пятилетней Наташи, которая без спросу ушла из дома гулять по столице. Одной из задач режиссера было показать обновленную Москву, и недавно открывшаяся ВСХВ стала идеальным местом для киносъемок. В кадре можно увидеть скульптуру «Рабочий и колхозница», арку северного входа и другие объекты, ставшие знаковыми.
Северный вход на выставку, кстати, изначально являлся центральным. Уже после войны главный вход был перенесен на сторону проспекта Мира. Перед северным входом построили павильон № 75, в результате чего арка лишилась своей изначальной функции и, по сути, перестала быть входом. В 2016–2017 годах объект впервые отреставрировали. Из-за открытия резервного госпиталя в павильоне № 75 на ВДНХ подход к арке временно ограничен.
Павильон «Свиноводство»
Фильм 1941 года «Свинарка и пастух», который вышел уже после начала войны, — это красивая история любви. Свинарка Глаша (Марина Ладынина) из Вологодской области и дагестанский пастух Мусаиб (Владимир Зельдин) встречаются на открытии сельскохозяйственной выставки в Москве и влюбляются друг в друга. Но чтобы быть вместе, им придется преодолеть множество испытаний. После выхода картины павильон «Свиноводство» пользовался особой популярностью, так как именно туда приезжала героиня фильма.
В 1954 году было принято решение заново отстроить из кирпича новое, оснащенное по последнему слову техники здание по проекту архитекторов А.О. Колесниченко и Г.Г. Cавинова. Сегодняшнее здание существует в практически неизменном виде с 1954 года, несмотря на несколько ремонтов.
В 2016 году после реконструкции в павильоне открылся «Дом ремесел»: здесь проводят творческие мастер-классы для детей и взрослых, например по художественной росписи, изготовлению букетов или основам студийного освещения. Также работают общественные мастерские.
По следам «Подкидыша». Где снимали самую трогательную довоенную комедиюКино Победы. Как снимали фильмы в годы войны
«Рабочий и колхозница»
Монумент «Рабочий и колхозница» впервые появился в заставке «Мосфильма» в 1947 году в титрах картины Григория Александрова «Весна». С 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». В ноябре 1950-го по специальному договору с дирекцией скульптор Вера Мухина изготовила уменьшенную гипсовую копию, которая перешла в собственность студии, — именно она и используется в заставке.
Кроме заставки «Мосфильма», главный символ советской эпохи запечатлен во многих кинокартинах тех лет. Например, в музыкальной комедии 1940 года «Светлый путь» выставку и монумент можно увидеть с высоты птичьего полета. Главная героиня фильма Татьяна Морозова (ее сыграла Любовь Орлова) проходит длинный путь от домработницы до передовой ткачихи. За трудовые заслуги ее приглашают в Москву, в Кремль, где награждают орденом Ленина. В одной из самых интересных сцен фильма героиня в своих мечтах летит в легковом автомобиле над Москвой, в частности облетает скульптуру «Рабочий и колхозница», и приземляется на ВСХВ.
А фильм 1945 года «Здравствуй, Москва» завершается парадом физкультурников у монумента, который тогда располагался возле входа на ВСХВ.
Кинематографична и сама история «Рабочего и колхозницы». Впервые монумент был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идея принадлежала архитектору Борису Иофану, а воплотить ее в жизнь смогла Вера Мухина. Однако комиссия потребовала внести некоторые изменения в проект: главным требованием было «одеть» фигуры, поскольку изначально юноша и девушка были обнаженными в подражание древнегреческому прообразу — античной статуе «Тираноборцы». Их тела драпировали складки декоративного шарфа, который был связующим звеном всей композиции и соединял скульптуру с павильоном. От Мухиной требовали убрать шарф: настоящие колхозницы редко использовали этот аксессуар. Но скульптор настояла на своем, сообщив, что элемент необходим, чтобы удерживать конструкцию в равновесии.
В Париже скульптура произвела фурор. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, однако монумент вернулся в СССР.
В столице онбылсмонтированна другом,гораздоболеенизком постаментепередсевернымвходом на ВДНХ. Вера Мухина неоднократно возражала против недопустимо малой высоты постамента, искажающей, по ее представлению, скульптуру и лишающей ее необходимого простора.
К 1998 году состояние монумента оценивалось как критическое. Однако ремонтные работы начались лишь 10 лет спустя. Для скульптуры возвели павильон, в общих чертах повторяющий оригинальный проект Бориса Иофана 1937 года. Торжественное открытие обновленного монумента состоялось 4 декабря 2009 года.
С 2017 года новый павильон стал выставочным. Московские и региональные музеи м представляют в нем лучшие экспонаты из своих коллекций, также там проводятся лекции, мастер-классы, семинары, концерты и другие мероприятия.
Круговая кинопанорама (кругорама)
Павильон № 541 «Круговая кинопанорама» был построен в 1959 году. Его возвели в рекордно сжатые сроки (за три месяца) по личному указанию Никиты Хрущева. На проектирование здания и оборудования ушел ровно месяц.
На тот момент панорамные кинотеатры даже на мировом уровне были технической новинкой. Первой в мире подобной системой стала Circarama, представленная в 1955 году компанией Уолта Диснея и в 1959 году привезенная на Американскую национальную выставку в Москву. Именно это и стало поводом для создания в СССР подобного проекта.
Все здание целиком занимал кинозал. В нем не было сидячих мест: фильмы смотрели стоя. Зрители имели возможность оказаться в центре действия: вокруг них одновременно работали 11 экранов. Для показа в таком формате снимали специальные картины.
В настоящее время на площадке ведутся строительно-монтажные работы. Планируется, что в будущем здесь будет работать 5D-кинотеатр с подъемно-поворотной платформой.
Музей кино
Павильон № 36 «Переработка продукции сельского хозяйства» (первоначально назывался «Водное хозяйство») был построен в 1954 году. 20 октября 2017 года здесь открылся Музей кино. В здании есть три кинозала для показа фильмов из коллекции музея, также оборудованы выставочные зоны, аудитории для лекций по истории и теории киноискусства, есть кафе и фирменный магазин.
В фондах Музея кино хранится свыше 180 тысяч экспонатов. Это костюмы, фотографии, афиши и плакаты, диафильмы, редкие книги, кино- и фототехника и личные вещи деятелей отечественного кинематографа, а также архивные снимки, на которых запечатлены моменты киносъемок созданных на ВДНХ картин. Важнейшую часть коллекции составляет синематека: Музей кино является обладателем уникальных кинолент.
Частью музея стал и научно-мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна: посетители могут увидеть личные вещи режиссера, его рисунки и рукописи. Здесь же демонстрируются фильмы мастера.
У Музея кино долгая история. Идея сохранять произведения кинематографа предлагалась рядом деятелей кино еще в 1910-е годы. Однако музей появился только в 1989 году. Его открытие совпадает со столетием со дня рождения Чарли Чаплина, и вдова актера и режиссера леди Уна Чаплин совместно с фирмой «Баблз» подарила музею копию фильма «Великий диктатор» (1940). Его показом открылся большой зал киноцентра.
Летний кинотеатр-лекторий
Кинотеатр-лекторий под открытым небом работает только в теплое время года. На ступенях зала, напоминающего амфитеатр, могут разместиться 288 гостей. Для комфортного просмотра фильмов есть подушки и пледы. На случай дождливой погоды над кинотеатром оборудована крыша в виде тента.
В репертуаре — новинки проката, фестивальное кино, классические кинохиты. Планируется, что этим летом здесь будет работать кинолекторий.
Новый формат работы, рекорды и необычные прогулочные маршруты: ВДНХ подвела итоги 2020 года