Новый альбом Земфиры «Бордерлайн» появился на стриминговых сервисах в полночь пятницы, 26 февраля. Это первый релиз за последние восемь лет. Одним из первых, уже в 7 утра, свой отзыв на него опубликовал журналист Михаил Козырев. У него с Земфирой многолетний конфликт, который тянется с середины нулевых. В то время они часто сталкивались на «Нашем радио» и вылили тогда друг на друга море критики. И вот на утро Козырев делится своими впечатлениями в Facebook:
«Я слушал альбом, возвращаясь ночью домой по улице Пятницкая. Мы с Анной Форштретер не могли идти по тротуару, потому что он превратился в абсолютный каток. Вышли на проезжую часть. Снег, дождь, ветер в лицо и фары машин навстречу. Думаю, это было самое крутое первое прослушивание новой пластинки в моей жизни… Это великолепная работа».
Альбом похвалили, естественно, актриса Рената Литвинова, бывший издатель «Медузы» Илья Красильщик, журналист Сергей Минаев, десятки музыкальных критиков и тысячи обычных слушателей. В какой-то момент восторги стали даже слишком громкими, считает музыкальный критик Артемий Троицкий.
Артемий Троицкий музыкальный критик «Альбом очевидно очень слабый, поэтому люди, которые к Земфире относятся хорошо, они берутся его защищать и говорить, что условно говоря, не так уж он плох и есть в нем какие-то достоинства, в основном, скрытые. Могу сказать, что у меня не вызвал ни малейшего восторга, поскольку нет в нем буквально ни одной яркой песни. Я прочел несколько рецензий, повсюду цитируется одна и та же фраза: «Демоны молятся. Нефть качается». Это говорит о том, что в лирическом отношении пластинка тоже, как бы не предоставляет особого простора для восторженного цитирования».
В защиту певицы в своем Instagram выступил актер Максим Виторган. На мнение об отсутствии хитов он говорит, что Земфира никому не обязана быть «той самой» и лично для нее в альбоме, наверняка, ни одной проходной песни. К нему в комментарии ворвалась актриса Анастасия Цветаева. Она отметила, что Земфира как раз не изменилась, и пора уже вырасти. Ее, конечно, раскритиковали, но такое мнение встречается часто. Депрессивный настрой песен, разговоры о расстройствах и обидах на мать многие назвали подростковыми.
Есть и другое мнение — критика Афиша Daily Николая Овчинникова. Он, наоборот, сравнил «Бордерлайн» с недавним манифестом Константина Богомолова. «Люди из одной эпохи пытаются сжиться с эпохой новой и найти себя в ней, видят в новом опасность и этого самого нового избегают. Он — с враждебным слогом, она — со старомодным звуком. Оба претендуют на авторитет и борются за право сохранить свои привилегии и свой статус властителей умов».
Но психологически тяжелым альбом показался практически всем. В Сети шутят, что теперь им самим нужен психиатр, и просят больше не публиковать альбомы, если они будут такими же депрессивными. Это объясняется и периодом жизни исполнительницы, и тем, что большая часть песен писалась во время локдауна.
А еще многие восприняли публикацию «Бордерлайна» как экзамен «Исписалась ли Земфира или нет?». В итоге каждый понял его результаты по-своему. Комментирует музыкальный критик, автор телеграм-канала «Русский шаффл» Олег Кармунин:
Олег Кармунин музыкальный критик, автор телеграм-канала «Русский шаффл» «Такое общее мнение, которое я видел в своей ленте: «Да, прикольно, но не особо». Почему кажется «не особо»? Потому что предыдущий альбом выходил при полном отсутствии новой русской музыки. Если вы вспомните 2013 год, то какие были музыкальные новости на тот момент? Их не было. И Земфира была один в поле воин. Мне кажется, все ждали, что новый альбом Земфиры — это будет что-то великое. Сейчас Земля налетит на небесную ось — и мы все будем жить по другому. И люди, которые говорят — «ну что-то не то, где там великие песни?»— мне кажется, что эти люди ничего не понимают, потому что именно то, что Земфира пришла к нам со своими проблемами и в этом альбоме она рассказала нам про свои душевные травмы, что сегодня в тренде как раз — это большое дело».
Уже в субботу тот же Козырев опубликовал еще один развернутый обзор альбома и реакции на него. Он предложил старый способ проверки того, как оценить работу в масштабах эпохи. «Нужно представить, что артиста завтра не станет. И если тебя неудержимо влечет высказаться, выскажись, но с учетом, что наступит это завтра. И тебе самому нужно будет прочитать свой отзыв».