Сергей Скуратов: не стоит идти за толпой
С момента своего появления фотография стала очень важной частью мировой культуры. Популярные деятели искусств причину этого феномена объясняют так: фотография показывает нам мир таким, каким он был в ту секунду, когда был сделан снимок. Пандемия остановила многие процессы, обрушила «очные» каналы общения людей. Но это не значит, что фотоискусство тоже должно оказаться в стагнации.
Межрегиональная областная общественная организация «Дом мира» вот уже много лет организует конкурсы и фестивали для юных фотолюбителей и молодых фотохудожников. В планах на этот год – продолжить традицию и провести юбилейный ХХ межнациональный пленэр юных художников «Добра тебе и мира, Владимирская Русь», а также всероссийский фестиваль юных фотолюбителей «Юность России за мир и взаимопонимание». Предварительно состоится заочный фотоконкурс для россиян в возрасте 10-25 лет. Жюри вновь возглавит известный владимирский фотомастер Сергей Скуратов.
Он и рассказал нашему изданию о проектах, «о времени и о себе»:
- «Дом мира» развивает это направление проектной работы на протяжении 25 лет, с 1996 года. И, конечно, уже можно проанализировать и сделать определенные выводы о том, как развивается фотография в современной России, что мы имеем в лице художественно-образовательных студий и фото-кружков, каков уровень «одиночных» авторов. Эта сфера со времен СССР фактически не изменилась и очень зависит от людей, которые выполняют управленческо-организаторские функции.
Прежде всего я имею в виду руководителей системы дополнительного образования, дворцов творчества юных и домов культуры. Увы, даже во Владимире нет ни одного полноценного, тем более крепкого преподавателя искусства фотографии для молодежи. Обычно тематические кружки вели случайные люди или «технари» фотодела. А специалисты, безусловно, есть. Они всегда следят за конкурсами, подобными нашему, всегда готовы к общению, обмену опытом. Их надо выявлять, привлекать к работе с детьми и молодежью. Иначе будут воспроизводиться и укрепляться не очень хорошие тенденции, когда фотографией занимаются люди с узким кругозором, которые и сами не хотят учиться, только слизывают друг у друга идеи.
Где-то попадалась информация, что в одной владимирской фото-школе то ли 6, то ли 9 тыс. человек обучалось. И где они? Важно давать не только основы фотографии, но и учить видеть, развиваться. Самое главное в таком обучении – наставничество мастеров. Прежде, чем отдать ребенка в студию или кружок, надо посмотреть, кто и по каким программам там обучает. То есть судить об уровне подготовки не по «крутизне» сайта.
- Молодежь видит, что соцсети пестрят объявлениями «Профессиональный фотограф приглашает на фотосессию» - спрос на это огромный. Многие и без особой подготовки хорошо зарабатывают. Так стоит ли «заморачиваться», участвовать в конкурсах?
- Знаете, когда я вижу объявления типа «Сегодня вас фотографирует профессиональный фотограф» - это уже настораживает, как объявление в клинике «По вторникам вас оперирует профессиональный хирург». А в другие дни? Большинство фотографов сейчас конкурируют не качеством, а занижением цен. Это подхватывают руководители организаций и чиновники. Они приглашают фотомастера сделать фотоальбом или создать фото-архив, образно говоря, по 3 копейки за штуку, да при этом еще фотограф должен сам, на своем автомобиле, ездить по городам и весям.
С другой стороны, есть дорогостоящие так называемые фэшн-фотографы. Но их глянец, как говорится, не греет. Для них фотодело – это только бизнес, следование моде, а она, как известно, быстро меняется. Меня такая суета лишь смешит. Тем, кто намерен идти по такому пути, я хотел бы напомнить афоризм: «Никогда не идите за толпой, ибо это может оказаться похоронная процессия».
А вот конкурсы, фестивали – это действительно очень полезная штука. Это чистая конкурентная площадка. Они стимулируют нацеленность фотографов именно на творчество, в юные и молодые годы помогают в профессиональной ориентации. Это крайне важно, ведь если с ранних лет человек определился с тем, что ему по душе, то жизнь становится интереснее, содержательнее, более целенаправленной.
- Часто ли Вы лично соглашаетесь принять участие в проекте не столько за плату, сколько из интереса?
- Проекты, которые инициирует «Дом мира», мне по душе. В частности, фестиваль для молодых фотохудожников мне симпатичен и своими целями, и содержанием, т.е. программой, и общим уровнем организации. Не сочтите за пафос, но это действительно добротное просветительское и практико-ориентированное мероприятие для детей и молодежи с хорошей художественной подготовкой.
Еще один интересный проект, в котором довелось недавно участвовать, это – «По Владимирским проселкам». К сожалению, подобные хорошие инициативы удается реализовать «не благодаря, а вопреки» - их слабо поддерживают, и все делают энтузиасты, которые искренне любят свое дело, верят в нужность поставленных целей. К примеру, инициатор проекта «По Владимирским проселкам» Евгений Григорьевич Локтионов по специальности был землемером, светлая ему память! Он великолепно знал область и нередко выходил из себя, когда сталкивался с ошибками тех, кто считал себя профессиональным краеведом.
В один прекрасный момент, видимо, решил, что лучше он сам изложит и опубликует то, что считает наиболее интересным и точным. И вот мы отправились с Локтионовым и еще одним энтузиастом Юрием Никитиным по маршрутам Владимира Солоухина, которые он описал в книге «Владимирские проселки» 60 лет назад. Конечно, мы расширили круг этих маршрутов. Определили норму – 1 страница книги в день. Локтионов очень много информации проверял и перепроверял, прежде всего в архивах, т.к. не доверяет интернету. Сразу оговорюсь: те фотографии, что попали в 3 тома проекта, отбирал не я. Понятно, что взгляды фотохудожников и редакторов часто различаются, но я в данном случае не спорил, ведь первой задачей проекта была информационная и фотографии должны были просто иллюстрировать текст. Для меня же главным было то, что все равно удалось передать, какая же у нас красивая Владимирская Земля.
- А вот как, по-вашему, что нужнее для успешной реализации проекта – одухотворенность, «заряженность» организаторов или их здравый скепсис, прагматизм?
- Необходим симбиоз. Без эмоций наставника не будет искры. А в работе с детьми нужны люди с харизмой. В то же время в любом проекте обязательна как творческая, так и организационная составляющая. Руководитель «Дома мира» Николай Владимирович Чебанов – очень опытный организатор. Ему удается привлекать в свои проекты уникальных специалистов профессорского уровня, интересных экспертов. Будь то международный фестиваль танцев или тривиальная, на первый взгляд, экскурсия. И всегда в центре этих проектов – радость общения. Мне известны примеры, когда участники наших конкурсов стали востребованными фотографами или выбрали профессию в смежной сфере. А уж то, что они обрели здесь настоящих друзей по интересам, познакомились с культурой других народов в ходе живого диалога – это однозначно.
Должен сказать, что и мне лично участие в проекте многое дает. Я, например, первое время не очень комфортно чувствовал себя, когда нужно было выходить на сцену. Сейчас – вполне публичный человек (улыбается). Плюс – это всегда новая возможность открывать для себя Владимирскую область вместе с теми, кто открывает ее с детской непосредственностью, впервые.
Фото автора