Душа граффити в Бразилии
Некоторые кварталы в Бразилии напоминают художественную галерею. Персонажи известных мультфильмов, актеры, актрисы и просто необычные лица смотрят с брандмауэров домов, эстакад и заборов. Сан-Паулу считается одной из мировых столиц граффити. Рисунками здесь покрыто все: от фасадов зданий до тротуарной плитки.
Местный житель:
«Это форма самовыражения для художников. Мне это нравится, ведь такие картины действительно украшают город!»
Местный житель:
«Под баллончиком этих художников город как будто оживает, становится ярче».
Большинство работ граффитистов – философские. Вот художник Тарик Кляйн создает на стене свой воображаемый город. Среди шумного мегаполиса вырастает островок спокойствия в стиле футуризм.
Тарик Кляйн, городской художник:
«Меня вдохновила мысль о том, как много людей создают персонажей. Но на улицах города их недостаточно. Я думаю, что такой город, как Сан-Паулу, супер-архитектурный, просто обязан принять таких забавных героев».
Уличная культура зародилась в 1960-ых в США, в Филадельфии. Моду на графические рисунки перенял Нью-Йорк десятилетием позже. В Бразилию искусство пришло вместе с протестами против диктатуры. Руй Амарал – один из пионеров движения. За создание таких картин он был несколько раз арестован, видел, как изменялось граффити, превращалось из уличных рисунков в настоящее искусство.
Руй Амарал: городской художник:
«Моя первая уличная картина была маленьким черным человечком с баллончиком в руках. Я писал его в спешке. Нужно было работать быстро, чтобы полиция не успела арестовать».
Сейчас для того, чтобы создать картину, необходимо только желание и согласование властей. Впрочем, судя по количеству изображений, разрешения на творчество правительственные органы выдают охотно.
Анастасия Шкитина, корреспондент:
«Бразильское уличное искусство добралось и до России. Латиноамериканский художник Эдуардо Кобра изобразил на одном из московских домов балерину Майю Плисецкую. Причем ее изображение стало не просто какой-то отдельной работой, а экспонатом глобальной картинной галереи, которая началась в Сан-Паулу, а продолжилась уже в разных странах мира».
Проект получил название «Стена воспоминаний». Всего художник написал 40 картин. Московское граффити высотой 12 метров, а шириной 15 метров он посвятил 88-летней годовщине со дня рождения великой русской танцовщицы.
Ариадна Горюнова, скрипачка, модель:
«Мне кажется, это эталон для подражания ее тонкости и женственности, хрупкости какой-то женской, такого нутра… ее хочется оберегать, так скажем».
Ольга Камынина, жительница г. Москвы:
«Великая русская советская балерина, муза Пьера Кардена».
Татьяна Татаринцева, жительница г. Москвы:
«Ради нее включили Эйфелеву башню. Это очень серьезный показатель, потому что после этого случая ничего подобного не происходило. То есть в ее честь после включения зажгли Эйфелеву башню».
Бразильский художник создал граффити балерины за полгода до ее смерти. Она успела увидеть его и восхититься. На работу, выполненную радужными красками, у автора ушла неделя. Сам Кобра такую технику называет экспрессивной живописью.
Ольга Лебедева, Елизавета Карпова, жительницы г. Москвы:
«Мы вообще любим граффити. Они украшают город, если они к месту».
Никита Панков, житель г. Москвы:
«Если оно вписывается, особенно в центр города, то можно, конечно, развивать».
Как, например, в солнечной Бразилии. Какие-то рисунки уличные художники создают по велению души, а какие-то даже по заказу местных властей. Делать город ярче – главная цель жителей латиноамериканских мегаполисов.
Анастасия Шкитина, Александр Слободин, ТВ БРИКС.