Правда или выдумка история о многомиллионной коллекции Баталовых картин Модильяни и их пропаже?
Продолжение телесериала в формате почти что "живого ТВ" о публичной схватке Леонтенко-Баталовых и Цивиных-Дрожжиных, мошенничестве и пропавших миллионах продолжает обрастать новы. Сведения о наследстве Алексея Баталова обрастают новыми подробностями. Так недавно Элина Мазур заявила о существовании принадлежащих семье десяти картинах Модильяни. Потом, правда, оказалось, что картин этих у Баталовых давно нет. Якобы бесценные шедевры были... выброшены на помойку во время ремонта в квартире еще при жизни актера и безвозвратно утеряны. Так что же произошло? Попробуем разобраться! В интервью изданию Teleprogramma.pro Мазур заявила, что заключила с неким лицом (уточнять имя которого она не стала) сделку по розыску пропавшей коллекции, ее легализации с последующей продажей вышеуказанному неизвестному лицу. Адвокат рассказала, будто предложила Марии Баталовой заключить сделку на предварительное заключение о приобретение коллекции. То есть, если картины будут найдены, она обязуется продать их Мазур (а фактически лицу, от имени которого Мазур действует) за 57 миллионов долларов. При этом Мазур утверждает, что аукционная стоимость полотен составляет фантастические 400 миллионов долларов! Однако Мария Баталова через представителя семьи Татьяну Кириенко якобы отказалась от предложенной сделки и вообще от прав на картины. Но почему? Денег катастрофически на жизнь не хватает, а 4 млрд рублей не заинтересовали? Да даже если заявленная стоимость и взята с потолка - ну не бывало еще таких чудес, чтобы шедеврами разбрасывались (за исключением упомянутого выше случая с помойкой)? По словам Элины Мазур, «Кириенко через СМИ заявила, что Баталовыми было принято совместное решение о том, что Мария Баталова не будет заявлять право собственности на архив и на коллекцию Нины Ольшевской (матери Алексея Баталова - ред.)», частью которой, по словам Мазур, являются и картины. И что они совершенно безвозмездно передают права обладания нынешним держателям. Но тут выясняется следующее: по словам бывшего адвоката семьи, Юлии Антоновой, у Баталовых вроде как и не было никаких картин Модильяни. «Все ценные вещи в архиве еще при жизни актера были переданы наследникам Анны Ахматовой. В то время еще был жив Лев Гумилев (сын Анны Ахматовой, скончался в 1992 году — ред.) и Пунины (видимо, родственники третьего мужа поэтессы Николая Пунина, который ушел из жизни в 1953 году, на 13 лет раньше самой Анны Андреевны). Поэтому ничего ценного у Баталовых и не могло быть». Антонова уверена, что для Мазур рассказы о раритетах - повод привлечь к себе внимание» (Teleprogramma.pro). Получается, Баталовы не претендовали на коллекцию Нины Ольшевской по той причине, что они уже давным давно были переданы наследникам Ахматовой, которые и являются её нынешними держателями. Однако громкая история имела продолжение. Мазур, якобы, нашла эти картины! Одна из них, как она утверждает, была приобретена в 2017 году в коллекцию израильского коллекционера Шмуэля Флатто-Шарона у некоего господина, о котором известно только то, что он являлся соратником российско-израильского предпринимателя Шабтая Калмановича, убитого в 2009 году. Другие картины, как недавно узнала Мазур, якобы находятся у человека, также из бывшего окружения Калмановича, который утверждает, что, поскольку права на картины не были никем заявлены, то фактическим их правообладателем является он сам. Вышеупомянутый господин, по словам Элины Мазур, согласен заключить с ней сделку, и в ближайшее время картины поступят в распоряжение некоего китайского миллиардера, который, также, если верить Мазур, заплатил за эти картины еще аж семь лет назад. Вот только непонятно, за что он заплатил и кому? Если картины на тот момент еще не были найдены... Остается еще вопрос: как с пресловутой помойки картины попали в руки окружения бизнесмена Калмановича? Относительно картины, проданной в коллекцию израильского депутата, Мазур заявила следующее: «Как это часто бывает с такими вещами, картина была выброшена. И человек, в чье распоряжение попало произведение, даже не подозревал о его подлинной стоимости, и что полотно может вызвать какой-то интерес. Но в целях сохранения раритета он интуитивно предложил его своему товарищу – депутату Израиля Шмуэлю Флатто-Шарону…» Тут, правда, несвязуха получается. Шмуэль Флатто-Шарон умер в 2007 году, а картина была приобретена в коллекцию в 2017 году, как заявляют родственники покойного коллекционера. Или это процесс покупки занял 10 лет? Что касается остальных картин, узнаем от Мазур следующее: «Открою небольшой секрет: полотна Модильяни действительно хранились в гараже, в мешках из-под мусора. И Цивин был прав». Интересно получается: сначала некий «господин из окружения Калмановича» продает картину в Израиль. Продает он ее гораздо дешевле рыночной стоимости, чисто из любви к искусству и ради спасения раритета, потому что картина якобы «погибала». И несмотря на это (ценность картины на момент продажи уже очевидна!) остальные полотна и рисунки вышеупомянутый господин продолжил хранить в гараже в мусорных мешках? Или обладателем картин каким-то образом стал другой приятель Калмановича, который не знал, какое богатство валяется у него в гараже? И вообще: почему Мазур ссылается на Калмановича, которого убили в 2009 году? Какое отношение он имеет ко всей этой истории с Модильяни? Сплошные загадки. Ну, как и водится в детективе. Соответственно и на ум приходят всякие детективные сюжеты. А что, если действительно есть либо некогда украденные, либо выброшенные, либо Модильяни, либо вообще приписываемые Модильяни полотна? Необходимо же как-то их легализовать! И вот - блестящее решение. В чьем-то гараже в мусорных мешках найдены картины Модильяни, которые некогда пропали из квартиры Алексея Баталова и были выброшены по ошибке на помойку. Мать Баталова, Нина Ольшевская, очень дружила с Анной Ахматовой, а та, как известно, имела любовную связь с Амадео Модильяни. Он писал ее портреты и дарил свои работы. Складывается красивая история. Каталога картин нет, фотографий их также нет. Поди разберись, что это за картины! На серьезные аукционы такие работы вряд ли пропустят, но продать их частным коллекционерам по сходной цене вполне реально. Впрочем, всё это фантазии, не более. Для начала надо хоть одно полотно, спасенной из мешка в гараже, миру предъявить. Анна Федотова