О пафосной дате без пафоса. Премьера в театре Сац "В шесть часов вечера после войны"
Режиссер Валерий Меркулов и художник-постановщик Наталья Чабаненко в своем спектакле следовали афоризму "театр начинается с вешалки": от гардероба до фойе Малого зала, где идёт постановка, зрителям встречаются многочисленные приметы военного времени. Взгляды приковываются к плакатам и кумачовым полотнищам, характерным той эпохе, к указателям "бомбоубежище" и "сторона безопасна при обстреле". Невозможно не обратить внимание на изысканные шляпки на билетерах и характерные повязки - "дружина" - на рукавах у театральных служителей. Важнейшим аккордом при этом погружении в атмосферу военных лет становится главный атрибут сценографии в спектакле – видеопроекция позади сцены, демонстрирующая нескончаемые списки погибших перед началом, в течении спектакля – кадры военной хроники и фрагменты фильма-первоисточника и других военных эпопей, а в сцене видений раненого Василия – специально снятое для этой постановки "кино": этот момент решён как киномонтаж, снятый с артистами нынешней постановки в современном видеоформате. Однако, этот фрагмент нисколько не выбивается из общего видеоряда и в этом большая заслуга вкуса и мастерства съёмочной группы, трудившейся над постановкой. Фото: Елена Лапина Нет искусственности и ощущения монтажа и от музыкальной составляющей спектакля. (Иногда даже забывается, что постановка идёт под фонограмму (музыкальный руководитель и дирижёр- Ярослав Ткаленко). Хотя музыкальный ряд объединяет не только фрагменты из фильма "В шесть часов вечера после войны", но и музыку Хренникова к знаменитым шедеврам "Поезд идёт на восток", "Свинарка и пастух", оперы "В бурю", а также песни композитора разных лет. И все вместе эти знакомые мелодии создают такую щемящую атмосферу, вызывают столько памятных и волнующих воспоминаний, что и у тех, кто постарше, и у тех, кто моложе то и дело наворачиваются слезы. Ведь едва ли не в каждой семье деды поднимали "победные 100 грамм" под "Артиллеристы, точный дан приказ,\Артиллеристы, зовет Отчизна нас!..". А бабушки с дочерьми затягивали прощальную казачью: "На вольном, на синем, на тихом Дону\Походная песня звучала.\Казак уходил, уходил на войну,\Невеста его провожала"… Не смотря на свою кажущуюся простоту, эти песни красивы, богаты выразительностью и требуют немалой исполнительской отдачи. И при должном исполнении, которое демонстрировали солисты Театра Сац, эти мелодии просто не могли не отозваться в душе каждого. А для юных слушателей, который было на удивление немало в зале, впечатления от такой музыки были, возможно, в новинку – на фоне того, что составляет музыкальный мэйнстрим нынче, такие высококлассные и мастерские шедевры, как эти песни, сегодня – редкость. Фото: Елена Лапина Донести всё это незаслуженно ушедшее музыкальное богатство достойно смогли артисты Театра Сац, и в первую очередь пары главных героев. В выборе исполнителей на эти роли создателям спектакля удалось достичь даже некоего внешнего сходства. По крайней мере, найти тот киношный, эталонный глянец во внешности, который отличал блистательных кинодив и влюбляющих в себя полстраны киногероев прошлого. Вера Азикова (Варя), Денис Болдов (Василий), Маргарита Кондрахина (Феня) и Константин Ивин (Павел) поражали внешностью кинозвёзд и накалом темперамента подлинных мастеров театра. Фото: Елена Лапина Драматическую линию главных героев оттеняли разнообразные персонажи, окружающие героев и на войне, и в тылу. Среди колоритных московских барышень особенно цельными, словно вырисовывающими судьбу своих героинь в одном лишь выходе, в даже безмолвном образе, выглядели задиристая дежурная по дому (Анастасия Ялдина) и музыкальный работник детского сада (Татьяна Ханенко). А Тётя Катя (Ольга Толоконникова) была не просто "старшей по дому", но и "старшей" по житейскому опыту, по силе воли и духа, - именно такой убедительной и харизматичной получилась Катя у Ольги Толоконниковой. Не случайно именно её героиня начинает пронзительный хор a capella "Каждый четвёртый", который можно считать лирической кульминацией спектакля. Именно этот момент заставил зал замереть, хотя впечатлили и жизнеутверждающий финал, и драматические коллизии разлуки Вари и Василия. Но поющие словно "про себя" о своих потерях, своей безутешной скорби полётные женские голоса, обречённо повествующие, как "Каждый четвёртый на небе сокол,\ Каждый четвёртый сбит на лету", - этот тихий плач прозвучал как оглушительный реквием по миллионам погибших. Фото: Елена Лапина Особая группа действующих лиц, в отличии от киноленты-первоисточника, была придумана именно к этой постановке. Это съемочная группа фильма, рассказывающая о процессе создания киноленты и переносящая зрителей "за экран". Обращение к такому приёму "театр о кино" объясняет режиссёр вымышленной кинобригады (Максим Усачёв). В его уста вложено посвящение этой постановки не только всем воевавшим на фронте и в тылу, но и артистам, работавшим на передовой и выступавшим перед бойцами, героически не оставившим служение искусству во время войны. Дань памяти артистическим бригадам военных лет – важный и достойный шаг. Не менее значимо и воскрешение наследия Тихона Хренникова, который в страницах музыки к этому спектаклю, как и во многих своих опусах демонстрировал, что даже в музыке, созданной по самым официальным и пафосным поводам можно и нужно находить человеческие и трогающие всех интонации.