Солнечный круг Тамары Миансаровой: Москва отринула, Донецк принял

На этой неделе, 5 марта, исполнилось бы 90 лет Тамаре Миансаровой. Сегодня имя певицы как-то подзабылось, а в середине 60-х годов прошлого века Миансарова была настоящей звездой.

Солнечный круг Тамары Миансаровой: Москва отринула, Донецк принял
© Свободная пресса

55 лет назад, в 1966 году, на конкурсе эстрадной песни социалистических стран «Дружба» Тамара Миансарова неожиданно получила сразу четыре первых премии жюри.

Надо пояснить, что конкурс «Дружба» объединял шесть стран Варшавского договора (СССР, Польшу, Чехословакию, ГДР, Венгрию и Болгарию). И каждый из певцов, кто в нем участвовал, исполнял песню страны, в столице которой проходил очередной этап конкурса.

Конечно, нельзя сказать, что Тамара Миансарова была на тот момент мало известной артисткой. Еще в 1958 году ее по праву удостоили третьей премии на III Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, когда она под собственный аккомпанемент исполнила вальс Штрауса на фортепиано.

Родилась Тамара Миансарова (при рождении Ремнёва) в 1931 году в украинском Зиновьевске (г. Кропивницкий, до революции – Елисаветград). И уже в 4 годика дебютировала на сцене местного Дома культуры, где не только станцевала и спела, но и продемонстрировала художественное чтение. А через некоторое время ее маму, у которой было всего два класса церковно-приходской школы, но прекрасный голос, пригласили петь в Минском оперном театре.

Семья переехала в Белоруссию. Все детство девочка провела за кулисами оперного театра. Но в 1941 году пришла беда – началась война, через несколько дней Минск был взят немцами. Всю жизнь ей тяжело было потом вспоминать ужасы оккупации.

После войны Тамара окончила десятилетку для одаренных детей при Минской консерватории. И (первое чудо!) семье Тамары, в которой рос талантливый ребёнок, по распоряжению Первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии дали квартиру. А после школы девочка поступила уже в Московскую консерваторию. Причем, закончила два ее отделения – вокальное (у профессора Белявской) и фортепианное (на кафедре профессора Оборина). У Белявской, кстати, учились в свое время также легендарные Тамара Синявская, Герард Васильев и Татьяна Шмыга.

Впервые имя Тамары Миансаровой достаточно громко прозвучало в 1962 году на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, где она была удостоена первой премии и золотой медали за песню Людмилы Лядовой на стихи Бориса Брянского «Ай-люли».

Но настоящий успех ждал Миансарову в 1963 году на международном фестивале в Сопоте, где благодаря песне Аркадия Островского на стихи Льва Ошанина «Солнечный круг» она стала лауреатом. Песня эта, став ее визитной карточкой, настолько полюбилась зрителям, что на польском телевидении был даже снят музыкальный фильм «25 минут с Тамарой Миансаровой («25 minut z Tamarą Miansarową»).

А потом случилось настоящее чудо. «Вскоре после возвращения в Москву из Сопота мне передали целую коробку с духами Краковской парфюмерной фабрики, – рассказывала впоследствии певица, – с благодарственной надписью, что парфюм этот решили назвать в честь меня – "Тамара"».

Но, как это часто бывает, все хорошее когда-нибудь заканчивается. «После грандиозного успеха в Сопоте руководство Москонцерта подготовило и направило в Министерство культуры документы на присвоение мне звания заслуженной артистки РСФСР, – вспоминала Тамара Григорьевна позже. – А потом, когда пришёл новый директор концертной организации, выяснилось, что мои документы исчезли – как будто никто их и не подавал. «Ничего не знаю», – отрезал он на мой недоумённый вопрос. Я возмутилась: как же, дескать, можно так обманывать – ведь при мне же всё это оформлялось. А мне новый директор заявил: дескать, что вы из себя корчите, вам дали за рубежом награды и дипломы – будьте довольны. Представляете, как повернул всё дело. Словом, работать с такими людьми я больше не могла».

В довершение всего песни в исполнении Миансаровой исчезли с экранов телевизоров, записи на радио размагнитили или они куда-то пропали. 17 лет певицу не пускали ни на радио, ни на телевидение.

Справедливости ради, стоит сказать, что звание (народной артистки России) Тамаре Григорьевне все же присвоили, правда, в 1996 году. Но, что отрадно, в 1972 году она стала заслуженной артисткой Украинской ССР, что добавляло ей престижа в «незалежной», куда певица вскоре переехала из-за неблагоприятной профессиональной обстановки: над ней, как и над многими исполнителями, висел дамокловым мечом пресловутый «список Лапина».

На малой родине Миансарову приняли очень хорошо: первый секретарь Донецкого обкома партии сразу же выхлопотал для нее квартиру. Послали представление на орден «Знак почета». Певица стала работать в Донецкой филармонии – очень сильной на тот момент. И если раньше концерты и выступления были, как правило, в Москве, то после отъезда из столицы она исколесила всю страну – не было уголка в СССР, где бы она ни выступала. Месяцами не вылезала из творческих командировок. Все филармонии живут на гастролерах – именно таким гастролером была Миансарова и кормила весь филармонический оркестр.

Удивительный факт: именно в Донбассе певице вручили первый нагрудный знак «Шахтерская слава». И Тамара Григорьевна являлась единственной женщиной, обладательницей всех трех его степеней. Причиной этого стало то, что шахтеры одной из разработок единодушно включили любимую певицу в состав своей бригады в качестве почетного члена, и четверть века потом эта бригада выдавала за себя и Тамару Миансарову уголь на-гора!

Украина, кстати, оплатила съемку 40-минутного фильма об опальной певице и ее творчестве – «Солнечная баллада». А в 1974 году в Киеве был снят фильм-концерт «Поёт Тамара Миансарова». Музыкальное сопровождение в нем оформлял ансамбль под управлением Евгения Дергунова.

Так или иначе, но в 1980-е годы, например, по версии польского журнала «Панорама», Тамара Миансарова вошла в четвёрку самых популярных певцов за 25 лет. Вместе с ней четвёрку составили Эдит Пиаф, Карел Готт и Шарль Азнавур. Но Тамара Миансарова была не просто певицей, но и гражданином своей великой страны. И до последний мгновений своей жизни переживала за ее судьбу. «Я хочу, чтобы в Донбасс, наконец-то, пришел мир, – частенько повторяла на склоне лет легендарная певица. Скончалась она 12 июля 2017 года на 87-м году жизни.