Гомиашвили называл мироновского Остапа паяцем: Какая версия "12 стульев" лучше?
В свое время советские люди разделились на два лагеря из-за двух версий «12 стульев» – Леонида Гайдая и Марка Захарова. Командует парадом Бендер Гайдай снял свой фильм в 1971 году, а Захаров – через пять лет. И с той поры споры, какой фильм лучше, не утихают. Мало того, сам Леонид Иович готов был рассориться насмерть с любым, кому нравился фильм Марка Анатольевича. После премьеры «12 стульев» Захарова Гайдай позвонил Гомиашвили и сказал, что это «опереточный фарс» и «уголовное преступление» (хотя, кажется, он сказал попроще: «Ты видел, какое г... они сделали?»). Гайдай был вне себя от гнева, но тут можно вспомнить поговорку: «Юпитер, ты сердишься – значит, ты не прав». Что там произошло между Захаровым и Гайдаем, неясно, но соперничество налицо. Гайдай – мастер комедий, но «12 стульев» далеко не лучшая из них. И Захаров, которому близка по духу сатира Ильфа и Петрова, конечно, хотел снять свою версию – меланхоличную, театрализованную и музыкальную, где все танцуют и поют. Захаровская экранизация – это четырехсерийный телефильм, который сегодня назвали бы мини-сериалом, снят он целиком в «Останкино», а на роли Бендера и Кисы Воробьянинова Захаров не глядя, без проб, взял Андрея Миронова и Анатолия Папанова, которых отверг Гайдай. Леонид Иович, надо сказать, очень сомневался в Миронове, еще когда брал его в «Бриллиантовую руку», полагая, что золотой ребенок из актерской семьи не выдержит жесткий режим съемок. «Андрюша был аристократ в жизни, – вспоминает Левон Оганезов. – Он всегда был прекрасно одет, всегда носил перчатки на ухоженных руках, и его изысканные манеры немного пугали людей». И тем не менее Гайдай, приступая к экранизации романа Ильфа и Петрова, объявил грандиозные пробы на роль Бендера. И Андрей Миронов, все же блистательно сыгравший в «Бриллиантовой руке», получил персональное приглашение на эти пробы. Они прошли прекрасно, и Миронов не сомневался, что роль достанется ему. Однако Гайдай оставил его за бортом. Он забраковал и еще два десятка звездных актеров, включая Папанова, и Остапом стал Арчил Гомиашвили. Кстати сказать, после съемок «12 стульев» Гайдай наотрез отказался работать с Гомиашвили когда бы то ни было. Но и Миронов больше никогда уже не снялся у Гайдая. Сравнения не избежать Несложно представить, с какой страстью Миронов и Папанов работали в фильме Захарова! К слову, это была вторая экранизация романа в СССР и пятнадцатая в мире. «Миронов и Папанов – это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил, они были сразу! То, что Папанова и Миронова я снял – это не случайность. Мы вместе долго работали в театре», – говорил Захаров. Оба звездных артиста выкладывались по полной, и не исключено, что ими двигало желание доказать, как просчитался Гайдай, не взяв их пять лет назад в свое кино. Ходили, впрочем, слухи, что Захаров дал роль Андрею Миронову по настоянию его матери – Марии Владимировны Мироновой, но это не так. Марк Захаров видел в нем незаурядный дар. И не напрасно. Миронов в его фильме – это пластика пантеры, вальяжность, взгляд прохиндея, волоокость, ироничная страсть и элегантность афериста. Его Остап, конечно, не банальный жулик, это человек с мечтой – мечтой о Рио. Гомиашвили не понравилась подчеркнутая театральность Миронова, он как-то даже обозвал мироновского Остапа паяцем. Ну еще бы. Сам Гомиашвили в противоположность Андрею Миронову не был золотым мальчиком, он был реальным нарушителем закона и несколько раз сидел. И Бендер в исполнении Гомиашвили был бы полным рецидивистом, если бы озвучивал свою роль сам. Но, к счастью, его Остап – это во многом блестящая озвучка Юрия Саранцева. Хотя Папанов поначалу тоже скептически хмыкал в адрес «зеленого и неопытного» Миронова («Ну кто такой Миронов?! Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности – это черствое пирожное и остывший кофе!» – полушутя ворчал фронтовик Папанов), но их актерская химия в «12 стульях» Захарова сложилась идеально. Киса Папанова жалок, смешон, жаден, он пытается казаться благородным, но мелочность уже въелась в этого инфантильного «предводителя дворянства», и от этих противоречий он почти уже едет умом, но харизмы не теряет. Сравнивать его с коллегой из фильма Гайдая, наверное, неправомерно. Прекрасный актер Сергей Филиппов играл роль Воробьянинова в плохой период своей жизни, он снимался с опухолью мозга и выглядел не по-комедийному зловеще. Дуэт Бендера и Кисы у Захарова ... и у Гайдая Десять бенефисов Наверное, самым справедливым будет признать, что обе экранизации не отрицают, а дополняют друг друга. И в том и в другом фильме играли исключительно звезды. Причем десять актеров, включая великих Крамарова и Вицина, играли и там и там. Но Захаров, имея в распоряжении больше музыки (один только Остап поет там пять песен на слова Юлия Кима) и времени, сделал акцент на второстепенных персонажах, хотя у Ильфа и Петрова, наверное, и нет второстепенных в прямом смысле слова персонажей. Поэтому режиссер устраивает несколько мини-бенефисов внутри своего фильма. Голубой воришка Альхен в исполнении Олега Табакова, одноглазый шахматист Ширвиндт, Вицин – гробовой мастер Безенчук, Крамаров – слесарь Полесов, инженер Щукин Абдулова, отец Федор Ролана Быкова, мадам Грицацуева Лидии Федосеевой-Шукшиной. Каждый эпизод с этими актерами в фильме Марка Захарова – маленький шедевр. Голос Зиновия Гердта за кадром – это еще один козырь фильма Захарова. Кстати, Лидию Федосееву-Шукшину на роль знойной вдовы Марк Захаров утвердил тоже без проб. Но съемки совпали с горем в ее жизни – умер Василий Шукшин, а затем и ее отец. На съемки свадьбы мадам Грицацуевой и Бендера актриса приехала сразу с похорон. После каждого дубля уходила и плакала. Поэтому и петь отказалась. И все же Захаров немного опасался сравнений со «Стульями» Гайдая и старательно избегал схожести, изобретал фокусы, которые подчас кажутся излишними. Погоня за оригинальностью иногда плохо кончалась. Например, во время вставного номера-танго, когда Миронов эффектно роняет Любовь Полищук на пол, она на самом деле падала несколько раз просто на бетонный пол. В конце жизни ее страшно мучили боли в спине. Давала о себе знать та старая травма. Полищук уверяла, что это были самые сложные съемки в ее жизни, и вспоминала их как кошмар, хотя с этого эпизода и началась ее кинокарьера. Андрей Миронов в этом танго крутил ее в разные стороны, как акробатку. При этом на бетонный пол забыли положить подушки, и когда Миронов грохнул партнершу на пол – это была страшная боль. Но Полищук продолжала как ни в чем не бывало. Теперь подушки положили, но Миронов в запале расшвырял их ногами. И Полищук снова полетела со всего размаху на бетон. Кроме того, стекло, через которое актриса должна была вылететь на улицу, закрепили слишком сильно и Миронову пришлось колотить ее телом о стекло несколько раз безрезультатно. Потом закрепили, наоборот, слабо, и нижняя часть стекла оторвалась, а верхняя чуть не грохнулась на нее гильотиной. Под конец съемок этого эпизода актриса была вся в синяках, с ободранной кожей и в лохмотьях вместо платья. Зато к ней пришла известность. Захаров, правда, утверждал, что травмирующих падений не было, потому что на пол подложили пружинный матрас. На Лидию Федосееву-Шукшину в одной из сцен падал карниз. Совсем не бутафорский. А дублей было много. Как актриса терпела боль – неизвестно. Елена Шанина, сыгравшая Эллочку-людоедку, так хотела получить роль у Захарова, что по его требованию сбросила больше 40 кг. Но режиссер потребовал сбросить еще 10. Публика не сразу оценила фильм Захарова – первый его показ на ТВ был почти провальным. Но очень быстро он стал еще популярнее, чем экранизация Гайдая. Из-за съемок сцены танго Полющук мучилась от боли в спине до конца жизни * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №08-2021 под заголовком «Какая версия "12 стульев" лучше – Гайдая или Захарова?».