Войти в почту

Недославянка, недотаджичка… чья ты, Манижа? И зачем едешь на Евровидение

В эпоху соцсетей, подкастов и ТикТока «Евровижн» кажется каким-то чудовищным архаизмом, но нет – жива до сих пор тяга к глупому соревновательству. Будто есть неведомый смысл во всех этих выхолощенных, стерильных, а порой и откровенно глупых либо хайповых песенках.

Недославянка, недотаджичка… чья ты, Манижа? И зачем едешь на Евровидение
© Русская Планета

Сами европейцы, судя по всему, относятся к этому конкурсу с иронией – то рок-фрикам первое место отдадут, то вообще бородатую женщину на сцену выпустят – ну так, просто посмеяться чтобы. То ли дело мы: что ни год – то споры: кого же пошлют от России-матушки сверкать талантом на совершенно унылом конкурсе для европейских домохозяек.

Хорошая попытка перестать, наконец, воспринимать этот конкурс всерьез и вслед за европейцами начать иронизировать, могла бы быть в прошлом году. Ребята из Little Big – как раз то, что надо: совершенно отвязный стеб, юмор и зажигательные поп-куплеты в одном флаконе, бинго! Но коронавирусная история внесла свои коррективы, а в этом году группа отказалась принимать участие в конкурсе.

В итоге Россию в этом году будет представлять певица Manizha (Манижа) с песней «Русская женщина».

И тут в «интернетах» разверзлись бездны ада.

«Не уверен, что это хорошо для поднятия авторитета русской женщины и вообще России» - так прокомментировал решение отправить Манижу на конкурс лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

«Случай, когда Россию будет представлять мигрантка с левацкой глобалистской повесткой в русле идеологии демпартии США и ТНК, говорит с одной стороны о глубокой болезни государственных СМИ России, а с другой стороны говорит о том, что миграционную политику надо менять», - считает Сергей Григоров, сопредседатель общественного движения «Русские демократы»

«Похоже, что скандал с отправлением на «Евровидение» с песней «Русская женщина» откровенно издевающейся над русскими таджички Манижи, агитирующей за геев и мигрантов, превзойдет по скандальности даже тему с Дзержинским. Текст песни – образцовая русофобская гнусь, унижающая русских женщин», – написал публицист Егор Холмогоров.

Одновременно с этим в сети загудел дружный хор тех, кому Манижа понравилась – при чем не за то, как она поет (к слову, и правда поет хорошо), а как раз за вышеперечисленное.

«Профессиональных русских мужчин забомбило от некой певицы Манижи. Забомбило настолько, что они начали изучать её генетические анализы под микроскопом. Причем, про генетические анализы зачем-то писали сами пиарщики Манижи. Так по крайней мере русские мужчины сообщали. Но судя по всему и правда пиарщики сообщали» - считает правозащитница, бывшая «узница Болотной», журналистка RT Мария Баронова

«Что касается певицы Манижи, то мне кажется просто позорным сам факт обсуждения чьей-то национальности в России в 2021 году не в контексте национальной кухни и тому подобного. Если человек живет в России, работает в России или просто живет где угодно и работает где угодно, но любит Россию, то все, что ему на это можно сказать - «Добро пожаловать! Россия любит тебя!» - написала Екатерина Винокурова, тоже журналистка RT.

Так что не так с Манижей? И чем она так взбаламутила российское общество – может, и правда тем, что она - таджичка?

Ой, ну то вряд ли. Почему-то за национальность певице Наргиз Закировой никто не высказывал, как только ее звезда взошла на небосклоне российской музыкальной сцены. Ее знают, любят, на концертах аншлаги и sold out.

Нет, тут дело совсем в другом.

Сама Манижа уверяет, что борется за права женщин. Песню «Русская женщина» можно назвать феминистским манифестом, применительно к России: там и бодишейминг (похудеть бы), и навязывание гендерных стереотипов (надень подлиннее, надень покороче), и репродуктивное давление (алло, где же дети), и прочее, и прочее

Манижа поет о русской женщине, которая не может пройти по полю из огня одна, испокон веков ждет корабля (с алыми парусами), «а че ждать? Встала и пошла», - призывает Манижа. По делу, к слову, призывает. В песне также затронута тема матерей-одиночек (сын без отца, ночь без отца), а под конец Манижа утверждает: сломанной family не сломать меня.

Ну, допустим, про «репродуктивное давление» можно поспорить с феминистками – рожать действительно намного лучше и проще, когда ты молодая и здоровая, просто биология, не более, которую феминистки от чего-то упорно игнорируют. Но наши девушки и правда порой слишком надеются на какого-то принца, которого все никак не дождутся, тут Манижа попала в яблочко. Давайте признаем: в этой песне есть очень обидные слова о нашей действительности, но что делать, если так и есть? Не кидаться же на певицу из-за этого? Нет, тут дело в чем-то еще…

Смущает еще один момент. Семья Манижи Сангин бежала от гражданской войны в Таджикистане, когда самой Маниже было всего 3 года. Бежала, разумеется, на большую землю – то есть, в Россию. Да и семья, надо сказать, если верить Википедии, была не простой: все сплошь люди культурные, высокообразованные, творческие.

Однако удивительное дело: в одном из интервью Манижа признается, что в первом классе испытывала проблемы с русским языком, и вплоть до 8 лет плохо говорила на нем. А еще много и подробно рассказывала о тех ужасах, с которыми сталкивалась, живя в России, просто потому, что беженка, еще и из Таджикистана.

Добавьте к этому тот факт, что о певице Маниже Сангин вы, скорее всего, ничего до этого дня не слышали. Вот прямо совсем. И тут – такой джекпот. Для любого артиста подобная реакция в сети – не важно, позитивная ли, негативная ли – большой успех. Но почему, спрашивается, на Евровидение поедет певица, которую страна до сего дня почти не знала? И с какой целью ее туда отправляют?

Если покопаться в многочисленных интервью – а их на удивление у Манижи было очень много – то может сложиться ощущение, будто девушка если чем и занимается, то совсем не творчеством.

Вот Манижа выступает на Первом канале в программе, посвященной домашнему насилию.

Вот она дает интервью о тяжком положении мигрантов в России.

А вот запускает приложение, аналогичное «Насилию.нет», и потом скандал с плагиатом случается, но это мало кто заметил.

А вот она мыло рекламирует, и вообще требует, чтобы ее лицо на рекламных плакатах ни в коем случае не ретушировали.

А вот Манижу назначают первым российским послом доброй воли Агентства ООН по делам беженцев. Ну, то есть никто эту певицу толком в стране не знает, зато посол.

Совершенно очевидно, что за ней стоят крепкие продюсерские круги. Певицу ведут – причем абсолютно в русле актуальной на сегодняшний день повестки. «Повесточки», как ее презрительно называют консерваторы.

Попахивает от этого всего чем-то не настоящим. Нет, безусловно, насилие в семье – это плохо, и женщина – тоже человек, и мигрантов в бараках держать как-то не по божески. Но певица – это, вроде бы, про творчество, нет?

При том, что первые шаги Манижы как певицы были вполне скромные, никакой повесточкой там и не пахло. Как написали про нее в одном ЖЖ аж два года назад, вся её карьера делится на маркетинговые периоды, и каждый раз Манижа мимикрирует под новую среду в новом образе.

Сперва пела эстраду, но в образе рэперши. Потом была в герлз-бенде, эксплуатировавшем сексуальность. Потом – «международная певица», но не выгорело. Потом был образ простой девчонки из Инстаграма, хотя клипы были явно дорогие, блогеры для сетей так не снимают. Где-то между этим были постоянные коллаборации с топовыми брендами и куча нативной рекламы. На стадии, когда Манижа перекрасилась в борца за права женщин, статья в Википедии дополнилась родословной по женской линии, где чуть ли не каждая вторая женщина была, оказывается, феминисткой.

Видимо, продюсерам показалось мало. И вот Манижа начинает откровенно хайпить на национальности. При том, что живет в России с 3 лет. Поет про себя сама – «недославянка, недотаджичка», участвует в каком-то социальном эксперименте по съему квартир по обьявлениям, где указано, что «не славянам – не сдаем», и прочее, и прочее.

Если и есть откуда возмущение и вопросы, почему Россию будет представлять таджичка, так только благодаря стараниям пиарщиков самой Манижи. Потому что они сами ее так позиционируют, а в своих интервью певица постоянно сводит все разговоры к теме национальности (точнее, «недонациональности»).

Складывается ощущение, будто конечная цель всего этого хайпа – вовсе не привлечение проблем общества к актуальным проблемам, а деньги и рекламные контакты. Ну, то есть, актуальное и хайповое лучше продается, только и всего. А учитывая то, что в Европе темы ЛГБТ (да, в багаже Манижи и это есть), мигрантов, беженцев и фем-повестка на гребне волны, то расчет один: заработать побольше и там тоже

Впрочем, за что Маниже стоит сказать спасибо – так это за то, что напомнила всем нам: России, кажется, в пору и правда забыть навсегда об этом конкурсе.