Где похоронены звезды фильма «Соломенная шляпка»: могилы Козакова, Миронова, Гердта и Копеляна
Экранизация знаменитого французского водевиля Эжена Лабиша «Соломенная шляпка» стала одним из шедевров советской комедии. Обаятельный рантье в исполнении Андрея Миронова решил жениться. А его лошадь вздумала съесть подвернувшуюся соломенную шляпку. Эти два события породили целую цепь злоключений… В память об Андрее Александровиче (которому 7 марта могло бы исполниться 80 лет) и других артистах, снявшихся в «Соломенной шляпке», «Экспресс газета» по традиции навестила их могилы.
Андрей Миронов (1941 - 1987) Похоронен на Ваганьковском кладбище. Роль: Леонидас Фадинар, рантье.
На гастролях Театра сатиры в Ташкенте в сентябре 1978-го у Миронова, страдающего аневризмой, о чем он не догадывался, лопнул сосуд в мозге. Местные врачи поставили неверный диагноз - серозный менингит. Артиста часто мучили сильнейшие головные боли. В результате через девять лет, во время поездки с родной труппой в Прибалтику, Андрей потерял сознание на сцене Рижской оперы. Произошло это во время спектакля «Женитьба Фигаро». Актер скончался, не приходя в сознание, через полтора дня, ранним утром 16 августа 1987 года. Вскрытие показало, что причиной смерти стал разрыв аневризмы - произошло обширное кровоизлияние между полушариями мозга. Тело в Москву доставляли четыре водителя на двух спецмашинах, забитых льдом.
Прощание проходило 20 августа в Театре сатиры. В гробу актер лежал в костюме Фигаро. Худрук Плучек отпустил с гастролей в Прибалтике на церемонию лишь четырех артистов: Татьяну Егорову, Александра Ширвиндта, Михаила Державина и Веру Васильеву. Близкие Миронова хотели, чтобы он упокоился на Новодевичьем кладбище. Но у Андрея не было звания народного артиста СССР, и Моссовет предоставил место на Ваганьковском. Причем не на престижной Центральной аллее, у старого колумбария, а на отшибе. Безутешная мать Андрея - актриса Мария Миронова, пожалуй, главная женщина в его короткой жизни, которая спустя 10 лет упокоилась рядом с сыном, вздыхала: «Ну вот, похоронили Андрюшу на помойке».
(1934 - 2011) Похоронен на Введенском кладбище. Роль: виконт де Розальба.
Пять официальных браков, столько же детей и несчетное количество любовниц: у актера была бурная личная жизнь. Его последней супругой стала историк Надежда Седова, которая была младше Козакова аж на 47 лет. Эти отношения сильно сказались на здоровье актера. Во время развода Надежда получила от знаменитого супруга 100 тыс. руб. отступных и его квартиру. Оставшись без денег и крыши над головой, Михаил Михайлович уехал к бывшей жене Анне Ямпольской в Израиль. Там Козакову поставили страшный диагноз: рак легких в последней стадии. Винили страсть актера к табаку. Он лечился в престижной клинике, но вскоре стало понятно, что для народного артиста это слишком дорого. Тогда Ямпольская перевела его в частный пансионат для престарелых. Незадолго до смерти Козаков успел составить завещание в пользу их с Анной младшей дочери Зои и попросил похоронить себя рядом с отцом - писателем Михаилом Козаковым. Так и сделали.
(1916 - 1996) Похоронен на Кунцевском кладбище. Роль: месье Тардиво.
Узнаваемый голос, потрясающий комедийный талант. И кто бы что ни сплетничал, человеком Зиновий Ефимович (настоящие имя и фамилия - Залман Афроимович Храпинович) на самом деле был очень хорошим.
- Уход Зямы был очень тяжелым, но не неожиданным, - вздыхала его последняя, третья официальная жена - переводчик с арабского Татьяна Правдина. - Все-таки он перенес 11 операций, десять из которых прошли неудачно. На войне он получил ранение осколком танкового снаряда в ногу. Она была на восемь сантиметров короче другой. Ему прибивали каблук. Был искривлен позвоночник, который сильно придавил легкое. В итоге обнаружили рак. Нам удавалось как-то от него это скрывать. Зяма не знал о своем диагнозе. Боли были страшные, но мы делали все, чтобы облегчить страдания. Когда муж умер, я думала: «Зачем мне дальше жить?!» Потом для себя нашла смысл - ради дочки.
Владислав Стржельчик (1921 - 1995) Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Роль: Антуан Петипьер Нонанкур, отец невесты.
В кино он начал сниматься в 1942-м. Сыграл финского офицера-белогвардейца в картине «Машенька». Но популярность пришла через 23 года, когда исполнил роль генерала Готбурга в фильме «Как вас теперь называть?». Ему одинаково хорошо удавались образы Наполеона в «Войне и мире», афериста Нарышкина в «Короне Российской империи», Лестока в «Гардемаринах, вперед!»…
- Болезнь подкралась неожиданно, - вспоминала вторая жена Людмила Шувалова. - Владичка всегда был веселым, в хорошем настроении. А тут начал приходить мрачным, сильно уставал. Вернется из театра - ложится. Я думала: все-таки 70 лет... Когда в Институте нейрохирургии доктор дала направление на томограмму с диагнозом «опухоль мозга», мне стало плохо. Пыталась гнать от себя страшные мысли, думала: этого не может быть. Но на следующий день после обследования ко мне подошел другой врач: «Должен вас огорчить...» Все семь последних месяцев мы обманывали друг друга. Он чувствовал, что происходит страшное, но боялся причинить мне боль. А я не хотела расстраивать его. Это был настоящий ад. Надеялась, что диагноз ошибочен, верила в чудо. Но чуда не случилось…
Ефим Копелян (1912 - 1975) Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга. Роль: месье Бопертюи.
Трудно забыть закадровый голос Копеляна, которым думает Штирлиц в сериале «Семнадцать мгновений весны». И как жаль, что Государственную премию РСФСР за эту работу актеру присвоили лишь после смерти. В начале 1975-го Ефима Захаровича увезли в больницу с репетиции спектакля с инфарктом. После двухмесячного лечения артист пошел на поправку, врачи собирались его выписывать.
- Шестого марта я навестила его, - вспоминала жена Копеляна Людмила Макарова. - Он был бледен, но ни на что не жаловался. В больнице было довольно холодно, неуютно, и я ему сказала: «Поедем домой, хватит тебе здесь лежать». Он отказался. Я передала ему теплые ботинки, поменяла белье. И он пошел провожать меня на автобусную остановку.
Через три часа Ефим Захарович умер от второго инфаркта. Вдове советовали подать в суд на врачей, которые оставили артиста без присмотра и ушли со смены пораньше. Но она не видела в этом смысла. Копеляна оплакивал весь БДТ, а худрук Георгий Товстоногов еще долго приговаривал: «Из театра ушла совесть».