«Железный Шурик»: как Александр Зацепин стал любимцем Гайдая, построил студию у себя дома и от чего бежал во Францию
За десятки лет своей творческой деятельности он написал музыку более чем к 120 фильмам, среди которых «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница», «12 стульев» и другие культовые киноленты. В России его часто называют гением киномузыки, а коллеги дали ему прозвище «железный Шурик» – за упорный труд и творческое долголетие.
Учась в музыкальной школе и играя в армейском ансамбле, он и не думал, что созданные им мелодии когда-то будет распевать вся страна, а среди звезд эстрады, с которыми ему предстоит сотрудничать, будет сама Примадонна. Но вот уже много лет он считается одним из самых крупных и успешных советских композиторов.
Сегодня исполняется 95 лет замечательному советскому и российскому композитору, Народному артисту России Александру Сергеевичу Зацепину. «МИР 24» поздравляет юбиляра и рассказывает историю его головокружительного успеха.
Музыкантом сделала армия
Александр Зацепин родился 10 марта 1926 года в столице Сибири – Новосибирске. Родители будущего композитора отношения к музыке не имели: отец, Сергей Дмитриевич, был врачом-хирургом, а мать, Валентина Болеславовна, преподавала в школе русский язык и литературу. Музыка не сразу стала главным увлечением Александра. В детстве мальчик интересовался химией, чему способствовали опыты, которые часто проводил его отец – дома у Зацепиных была настоящая мини-лаборатория. Также маленький Саша увлекался радиоделом и очень любил спорт, особенно акробатику. Некоторое время он даже мечтал сбежать из дома и путешествовать с бродячим цирком.
В 1941 году отца Александра обвинили в контрреволюционной деятельности и сослали в лагеря. После освобождения Сергей Зацепин не вернулся к семье, поэтому Валентине Болеславовне пришлось одной поднимать сына. Параллельно с общеобразовательной Саша посещал музыкальную школу, учился играть на фортепиано. Также он постоянно участвовал в школьных постановках, пел, танцевал, декламировал стихи со сцены.
Получив аттестат, Зацепин поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Однако в 1945 году его отчислили и призвали в армию. Там юноша в полной мере проявил свой талант музыканта, самостоятельно освоив несколько инструментов. Отметив способности новобранца, командир взвода, где служил Зацепин, предложил ему вступить в ряды Новосибирского армейского ансамбля песни и пляски. Этим офицером был будущий известный артист Евгений Матвеев.
После службы Александр решил продолжить двигаться по музыкальной стезе. В 1947 году он устроился работать в Новосибирскую филармонию. Зацепина все чаще стала посещала мысль о получении профессионального музыкального образования. В итоге он подал документы в музыкальное училище, но в приеме ему отказали – дескать, слишком взрослый. Вместо училища экзаменаторы посоветовали Зацепину идти сразу в консерваторию. Так он и сделал.
В 1956 году Александр Зацепин окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу фортепиано и композиции. Его дипломной работой стал балет «Старик Хоттабыч», который вскоре поставили на сцене Алма-Атинского театра оперы и балета. Но в дальнейшем пути Зацепина и театра разошлись: его творчество навсегда оказалось связано с миром кино и телевидения.
Находка для Гайдая
Окончив консерваторию, Зацепин по распределению пошел работать музыкальным оформителем на киностудию «Казахфильм». Его первой «пробой пера» стало создание музыки к фильму «Наш милый доктор» режиссера Шакена Айманова. Затем последовали еще около десяти саундтреков. Зацепин сочинял свои композиции в Алма-Ате, однако, чтобы записать их, ему приходилось ехать в Москву, поскольку в Казахстане не было нужной техники. Во время одной из таких поездок эстрадный дирижер и композитор Виктор Кнушевицкий предложил Зацепину совсем перебраться в столицу. Тот, недолго думая, согласился.
Но Москва не встретила Зацепина с распростертыми объятиями. Поначалу ему было нелегко найти работу, поэтому он подрабатывал, где придется – иногда даже играл на аккордеоне в ресторанах. Все изменилось, когда начинающего композитора заметил один из мэтров советской комедии – Леонид Гайдай. В то время он работал над очередной картиной, которой предстояло стать культовой – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». До этого режиссер сотрудничал с Никитой Богословским, но тут решил подыскать нового композитора. На помощь пришла жена режиссера, актриса Нина Гребешкова: она услышала песню Зацепина «Надо мной небо синее» и так впечатлилась, что посоветовала мужу встретиться с талантливым композитором. Так зародился один из самых крепких и плодотворных тандемов советского кинематографа.
Работа с Гайдаем открыла Зацепину дорогу на музыкальный олимп. Он написал музыку к таким фильмам, как «Операция «Ы» («Постой, паровоз»), «Кавказская пленница» («Песенка о медведях», «Если б я был султан»), «Бриллиантовая рука» («Песня про зайцев», «Помоги мне…»), «12 стульев» («Танго Остапа»), «Иван Васильевич меняет профессию» («Звенит январская вьюга», «Маруся», «Разговор со счастьем»), «Не может быть!» («Куплеты о пиве», «Купидон», «Черные подковы») и др. Буквально каждая композиция, написанная Зацепиным, в мгновение ока становилась хитом. Но за каждым шлягером стояла тяжелая, кропотливая работа. Как признавался в интервью сам Зацепин, работа с Гайдаем была делом непростым, но чрезвычайно увлекательным. Режиссер очень строго подходил к выбору композиций для своих картин и выбирал только те, которые, как ему казалось, впоследствии «уйдут в народ». И, как видно, ни разу не прогадал.
«У него чрезвычайно много эксцентрики, которую я люблю. Когда мы начали делать наш первый фильм, «Операцию «Ы», мне как всегда дали сценарий, по которому я должен был написать музыкальную экспликацию номеров. Там были лаконичные и понятные ремарки – что, в каком жанре нужно сделать: «здесь галоп», «здесь марш», «здесь полька» и так далее. Я довольно быстро включился, но первое время он меня постоянно подбадривал: «Саша, а быстрее нельзя?» Потом, когда мы сработались, он стал мне полностью доверять», – вспоминал Александр Зацепин о своей работе с Гайдаем.
Благодаря Леониду Иовичу на свет появился еще один замечательный творческий дуэт – Зацепин-Дербенев. Их плодотворное сотрудничество началось в 1965 году и оборвалось лишь со смертью поэта в 1995 году. Если Зацепина можно смело назвать любимым композитором Гайдая, то Леонид Дербенев, бесспорно, был его любимым автором текстов. Стихи почти всех песен, которые Зацепин написал для фильмов Гайдая, принадлежат перу Дербенева. И в сочетании с музыкой эти хлесткие, запоминающиеся строки оказывают тот самый эффект, благодаря которому песня становится привязчивой и ее хочется мурлыкать себе под нос снова и снова. Вместе Зацепин и Дербенев создали более 100 хитов.
Помимо Гайдая Зацепин работал и с другими режиссерами: Альбертом Мкртчяном и Леонидом Поповым («Земля Санникова»), Исааком Магитоном («Центровой из поднебесья»), Мукадасом Махмудовым («Отважный Ширак»), Валерием Харченко («Фантазии Веснухина»), Леонид Квинихидзе («31 июня»). Ему довелось даже посотрудничать с самим Эннио Морриконе в рамках совместного проекта кинематографистов СССР и Италии «Красная палатка». Перед каждым из композиторов стояла задача: написать собственную версию саундтрека к иностранному фильму.
Союз с Примадонной и чудо-студия в квартире
По-настоящему знаковым для Зацепина стало знакомство с Аллой Пугачевой. Они познакомились в середине 1970-х, когда оба уже заработали себе имя и народные симпатии. Интерес Примадонны к Зацепину был неслучайным. Дело в том, что как раз в те годы композитор активно искал новые возможности для реализации своих музыкальных идей, а для этого требовалась сложная и качественная техника, которой не было в Советском Союзе. Но Зацепин не растерялся и вспомнил о своем детском увлечении радиоэлектроникой. В итоге всю необходимую аппаратуру он собрал сам и организовал у себя дома полноценную студию звукозаписи. Ради этого композитор даже продал две свои квартиры и купил одну новую.
Как показала практика, Зацепин не зря провернул эти операции с недвижимостью. В плане технического оснащения его студия превосходила любую профессиональную студию звукозаписи, и это не только помогло ему создать выдающиеся композиции для кино, но и привлечь к себе внимание популярных исполнителей. Именно на этой домашней студии были записаны многие песни Пугачевой, принесшие ей всенародную популярность. Зацепин написал несколько песен для сольного репертуара певицы, а также для кинолент, которые она озвучивала. Читатели наверняка помнит такие хиты, как «Любовь одна виновата» и «До свиданья, лето» (звучали в фильме «Центровой из поднебесья»), «Волшебник-недоучка» («Отважный Ширак»), «Куда уходит детство» («Фантазии Веснухина»), «Если долго мучиться» («Повар и певица»), «Так же, как все» и «Этот мир» («Женщина, которая поет») – музыку к ним написал герой нашей сегодняшней статьи. Однако во время работы над последней картиной между композитором и певицей возникли разногласия, которые они так и не смогли перебороть – на этом их творческий союз распался.
Кстати, помните знаменитую сцену погони из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в которой стрельцы преследуют Буншу и Милославского? Видео при монтаже, разумеется, ускорили, а вот с музыкой все было намного сложнее. Подобную тему в таком быстром темпе невозможно было исполнить вживую, а студий, где оборудование позволяло ускорять музыкальные записи, на тот момент во всем Союзе было только две. Но аппаратура Зацепина справилась с этой задачей, поэтому данную запись, как и многие другие, тоже аранжировали у него дома.
Фото: ТАСС / Микляев Сергей
От любви до ненависти – одна Франция
Впрочем, удача не всегда сопутствовала композитору. Так, в 1978 году на экраны вышел фильм «31 июня». Прозвучавшие в нем песни на музыку Зацепина и стихи Леонида Дербенева и Юрия Энтина очень полюбились зрителям, да и сама картина имела большой успех. Однако через полгода после премьеры все рухнуло: исполнитель одной из ролей, актер и артист балета Александр Годунов тайно эмигрировал в США. В эпоху «железного занавеса» это был настоящий скандал, и, естественно, имя Годунова моментально было стерто отовсюду, словно его и не было. Опала коснулась и «31 июня»: следующие семь лет фильм пролежал на полке.
А в 1982 году Александр Зацепин и сам сменил место жительства: композитор переехал во Францию, сохранив при этом советское гражданство. Так, в одночасье, всенародно любимый композитор стал на родине персоной нон грата. Все издания наперебой критиковали музыку Зацепина, которой еще недавно пели дифирамбы; теперь его песни называли пошлыми, пустыми и поверхностными. Особенно досталось песне «Есть только миг» из фильма «Земля Санникова». В газете «Труд» написали, что это композиция «о слабых людях», которые только и делают, что ноют о быстротечности жизни и беспокоятся лишь о собственной судьбе.
Но в 1986 году все изменилось: началась перестройка, вернувшая людям свободу слова и самовыражения. Вместе с духом свободы вернулся и Зацепин. Жизнь показала: его неуемную энергию и творческий потенциал не способны сломить никакие перипетии. Вновь очутившись на родной земле, композитор принялся за работу: он работал над музыкой к фильмам «Она с метлой, он в черной шляпе», «Где находится нофелет?», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Красная капелла», «В июне 41-го» и др.
Жизнь, полная измен и потерь
За свою долгую жизнь Александр Зацепин был женат четыре раза. Его личная жизнь, как и карьера, была полна счастливых минут и трагических моментов. Первой женой композитора стала актриса Ревмира Соколова – они познакомились еще в Новосибирске. Зацепин не раз признавался: для него это была любовь с первого взгляда. Но безоблачной жизнь супругов назвать было нельзя. Вскоре после свадьбы Александр узнал, что Ревмира беременна от другого мужчины. Однако Зацепин не отказался от возлюбленной и сразу решил: воспитывать ребенка будет, как своего. Ревмира родила девочку, но прожила малышка совсем немного – умерла от болезни желудка.
Впоследствии Ревмира родила еще двоих детей – сына Евгения и дочь Елену. Зацепин-младший пошел по стопам отца и тоже писал музыку и стихи. И снова семью постигло горе: когда ему было 24 года, Евгений скоропостижно скончался – еще в юности у него обнаружили рассеянный склероз.
С Ревмирой Зацепин прожил всего три года. В интервью он не раз признавался: жена постоянно требовала от него денег и изменяла. Даже после развода Ревмира не оставляла бывшего мужа в покое. По рассказам Зацепина, однажды она написала письмо ректору института и заявила, что Александр – из семьи контрреволюционеров, да к тому же, не платит ей алименты. Из-за этого письма Зацепина отчислили. К счастью, потом ему все-таки удалось доказать свою невиновность и восстановиться.
Вскоре он женился во второй раз – на этот раз на пианистке Светлане Третьяковой. Этот брак оказался гораздо крепче предыдущего: супруги прожили вместе почти 30 лет. В 1956 году у пары родилась дочь – еще одна Елена, в настоящее время она живет с семьей в Швейцарии. Но в 1981 году Светланы не стало, она умерла от аневризмы аорты. Все произошло буквально на глазах Зацепина: Светлана почувствовала сильную головную боль, потеряла сознание, а через сорок минут скончалась. Смерть жены стала для Зацепина глубочайшим потрясением, ему до сих пор тяжело говорить о ней. Его бегство во Францию было попыткой убежать от страшной реальности – в старой квартире все напоминало о жене.
В третий раз Зацепин женился на француженке по имени Женевьев, она была художницей. Правда, познакомились они еще до его отъезда, да к тому же, при весьма любопытных обстоятельствах. Брат Женевьев, узнав, что Зацепину не дают сотрудничать с американским продюсером, предложил ему жениться на своей сестре и обзавестись французским гражданством, чтобы более не зависеть от советской власти. Зацепин принял предложение. В 1982 году молодожены уехали в Париж. Однако через четыре года пара развелась, и Зацепин вернулся в Москву. Позднее он признался, что Женевьев не отличалась добрым нравом, да к тому же, изменила ему с бывшим любовником.
Четвертой женой композитора вновь стала пианистка, а также педагог Московской консерватории и Школы имени Гнесиных Светлана Морозовская. С ней уже пожилой композитор познакомился, когда его внуку понадобилась помощь в занятиях музыкой. «Мы попросили пианистку помочь мальчику. Она была честная, порядочная, заботливая, от нее муж ушел к другой даме. И я влюбился. Чувствовал какой-то вакуум от одиночества, мне хотелось с кем-то поделиться музыкой», – рассказывал Зацепин. К сожалению, в 2014 году он снова стал вдовцом: Светлана скончалась от онкологии.
В настоящее время Александр Зацепин проживает в Швейцарии вместе со своей дочерью Еленой и ее семейством. Они живут в большом особняке, где композитору выделен целый этаж. Александр Сергеевич до сих пор пишет музыку к кино и мультфильмам. Так, одним из его недавних проектов стало создание музыкальной темы для мультсериала «Оранжевая корова» студии «Союзмультфильм». За свою карьеру Александр Зацепин написал более 300 песен и, как видно, не планирует останавливаться на достигнутом. Композитор утверждает, что творчество – один из главных секретов его долголетия.
Смотрите выпуск программы «Дословно» с Александром Зацепиным на нашем YouTube-канале