Начнем с дежурного и как бы печального: "Дорогие товарищи!" Андрея Кончаловского и документальная "Гунда" Виктора Косаковского в итоговом списке номинантов на "Оскар" не оказались. Погрустим как-нибудь потом, а пока попробуем разобраться, что к чему. Из важного: в главную актерскую категорию впервые попал артист американо-азиатского происхождения. Это Стивен Ян, сыгравший в драме "Минари" о корейской семье в рейгановских США (прежде его флагманскими работами были сериал "Ходячие мертвецы" и триллер "Пылающий"). Правда, шансы Яна на победу выглядят несколько туманно, а фаворитом кажется скончавшийся в прошлом году от рака Чедвик Боузман, который снялся в музыкальном байопике "Ма Рейни: Мать блюза". Прозвучит цинично, но во многом его лидерство связано с трагическим уходом: посмертный "Оскар" был бы красивым жестом со стороны Академии, и от него тяжело удержаться (роль при этом, конечно, выдающаяся). С Яном и Боузманом соревнуются Риз Ахмед ("Звук металла"), Энтони Хопкинс ("Отец") и Гари Олдман ("Манк"). Немного удивляет отсутствие в этом списке Мадса Миккельсена (алкодрама "Еще по одной" номинирована как "Лучший иностранный фильм", а Томас Винтерберг претендует на звание лучшего режиссера). Впрочем, компания и без него отличная. Слегка (но только слегка) улучшилась ситуация с гендерным перекосом: если в прошлом году засилье мужчин разбавляли одни "Маленькие женщины" Греты Гервиг, то в этом на ключевую статуэтку номинированы "Земля кочевников" Хлои Чжао и феминистский триллер "Девушка, подающая надежды" Эмиральд Феннел. В отличие от Гервиг, и Чжао, и Феннел также могут получить приз за режиссуру. Собственно, "Земля", в чьем активе призы Венеции, Торонто (последнее важнее, поскольку голосуют зрители, а не жюри) и пара "Золотых глобусов", по-прежнему остается фаворитом гонки. Ее основные конкуренты — "Манк" Дэвида Финчера, где Гари Олдман со сломанной ногой пишет сценарий "Гражданина Кейна", и, может быть, "Суд над чикагской семеркой" Аарона Соркина о процессе над участниками акции против войны во Вьетнаме. Однако отрыв "Земли кочевников", посвященной обитателям домов на колесах, слишком велик. К тому же в последнем случае бросается в глаза отсутствие Соркина среди кандидатов на титул "Лучшего режиссера": есть подозрение, лента отделается статуэткой за оригинальный сценарий. Женщин стало чуть больше, в вопросе расового разнообразия тоже наблюдаются позитивные подвижки — пусть и крошечные. Ослепительную белизну в том году нарушали одни "Паразиты", теперь есть "Минари" и "Иуда и черный мессия" (о спецоперации против лидера "Черных пантер" Фреда Хэмптона). Однако еще три заметных черных фильма на главный "Оскар" не претендуют: это поствьетнамский "Пятеро одной крови" Спайка Ли (одна номинация за саундтрек), "Ма Рейни: Мать блюза" Джорджа С. Вольфе (всего пять номинаций) и "Одна ночь в Майами" Реджины Кинг о вымышленной встрече Мухаммеда Али, Малкольма Икса, Сэма Кука и Джима Брауна (всего три). Так вот, если с главной категорией все более-менее ясно, как будто предрешено и несколько печально, в режиссерской все не так однозначно. Хлои Чжао, безусловно, в лидерах, однако идет, по ощущениям, ноздря к ноздре с Дэвидом Финчером: велик соблазн предпочесть величественное, большое кино, к тому же рассуждающее о самом Голливуде (пусть и в не самом любезном ключе). Исход "лучший фильм" — "Земля кочевников", "лучший режиссер" — Финчер кажется в целом справедливым. Хотя бы потому, что режиссуры в "Манке" попросту больше. Впрочем, академики вполне могут повторить прошлогоднее чествование корейских "Паразитов" и отдать оба приза одной ленте. В таком случае Хлои Чжао станет второй женщиной в истории, чей фильм взял награды в этих категориях. А в чем-то и первой: "Повелитель бури" Кэтрин Бигелоу, награжденный в 2009 году, был сугубо маскулинной лентой — сосредоточенной исключительно на мужчинах, а "Земля кочевников" — история о женщине. "Манк" же, у которого в этом году больше всего номинаций (десять), способен повторить антитриумф "Золотого глобуса" (ноль побед в шести категориях). Однако у ленты Финчера есть большие шансы добиться "Оскара" за (великолепную) операторскую работу Эрика Мессершмитта. Помимо приза за лучший фильм, у "Земли кочевников", судя по всему, в кармане и награда за лучшую работу актрисы первого плана. Кстати, в руки Фрэнсис Макдорманд должны попасть обе статуэтки, поскольку она не только сыграла главную роль, но и выступила продюсеркой картины (и вообще была главной инициаторшей проекта). Для галочки перечислим остальных фигуранток: Виола Дэвис ("Ма Рейни: Мать блюза"), Андра Дэй ("Соединенные Штаты против Билли Холидей"), Ванесса Кирби ("Фрагменты женщины") и Кэри Маллиган ("Девушка, подающая надежды"). Чуть любопытнее выглядят второплановые актерские номинации. Среди женщин основная борьба, вероятно, развернется между Оливией Колман, сыгравшей дочь 80-летнего отца с деменцией ("Отец"), и Амандой Сайфред, изобразившей актрису Мэрион Дэвис — супругу медиамагната Уильяма Херста, который стал прототипом главного героя "Гражданина Кейна" ("Манк"). Из них наиболее вероятной победительницей кажется Колман. Примечательно расхождение с "Золотым глобусом": там приз взяла Джоди Фостер ("Мавританец"), а на "Оскар" она даже не номинирована. У мужчин фаворитом хочется считать Сашу Барона Коэна, блеснувшего большим драматическим талантом в "Суде над чикагской семеркой". Еще из интересного — в этой номинации оказались обе звезды "Иуды и черного мессии": Дэниэл Калуя и Лакит Стэнфилд (если что, у обоих главные роли, и в таких случаях артистов обычно или разводят по двум разным категориям, или пытаются пропихнуть в первоплановую). В остальных категориях, интересующих кого-то за пределами киноиндустрии, интриги вроде бы немного. "Лучший саундтрек", надо думать, уйдет "пиксаровской" "Душе" (скорее за джазовую часть Джона Батиста, чем за эмбиентную Трента Резнора и Аттикуса Росса). В полнометражной анимационной должна быть битва между "Душой" и ирландской "Легендой о волках", победит, скорее всего, Pixar (будем страшно рады ошибиться). Среди "Международных фильмов" явно лидирует "Еще по одной", о чем свидетельствует режиссерская номинация Винтерберга. "Лучший оригинальный сценарий", как уже упоминалось, словно уготован "Семерке" Соркина. Глаза расползаются разве что в случае со сценариями адаптированными. Шансы должны быть и у "Отца", и у "Одной ночи в Майами", так что аккуратно поставим на "Землю кочевников".