Рудольф Бухбиндер опять в Москве
В рамках филармонического абонемента "Звёзды фортепианного искусства" прошли гастрольные выступления звезды первой величины, любимца московской публики Рудольфа Бухбиндера. Два вечера пианист солировал на сцене Концертного зала им. Чайковского, даря слушателям глубину проникновения и эталон стиля, такое пропустить нельзя. Концерт n 1, фортепианно-симфоническое полотно Брамса в первой части прозвучало на контрасте более жесткого проведения оркестровой экспозиции оркестра с громкими литаврами и мягкого звукового объема тех же музыкальных тем в исполнении солиста. Было некоторое ощущение перенасыщенной динамики у оркестра, солист порой "тонул" в общей массе. Вторая медленная часть выказала кристальные обертоны рояля под пальцами пианиста в верхнем регистре и его превосходное чувство стиля. Уместно упомянуть о том, что Рудольф Бухбиндер много лет является страстным коллекционером исторических публикаций. В его коллекции имеют место быть автографы фортепианных партий обоих концертов для фортепиано с оркестром Брамса и копии их авторских партитур. Можно себе представить, насколько тщательно пианист штудировал первоисточник, предельно внимательно исследуя композиторский замысел. В игре Бухбиндера важна каждая нота, крошечная деталь, на которые он умеет обратить внимание слушателя. Если во время исполнения Концерта Брамса чувствовалась разница в возрасте и опыте дирижера Элиаса Гранди и маститого Рудольфа Бухбиндера, то Вторую симфонию Бетховена 41-летний маэстро продирижировал оркестром легко и непринужденно. Своей артистичностью, превосходным знанием партитуры наизусть, соответствием дирижерского посыла интересам музыкального развития Гранди получил результат чудесного звучания стиля раннего Бетховена. Вообщем, экзамен по Венской классике маэстро сдал на отлично. Элиас Гранди по первой профессии - виолончелист, играл в Симфоническом оркестре Баварского радио и оркестре Комише Опер Берлина. Фото: Елена Алексеева Присутствующие на сольном концерте Рудольфа Бухбиндера следующим вечером прекрасно понимали, что перед ними непревзойденный интерпретатор творчества Бетховена и композиторов-представителей Венского классицизма. Экспромты Шуберта и "33 вариации на тему вальса Диабелли" Бетховена значились в программе. Меломаны были уже в курсе, что в 2019 году пианист стал эксклюзивным артистом фирмы Deutsche Grammophon, записав "Новые вариации на тему Диабелли". В альбом вошли знаменитый цикл Бетховена из 33 вариаций и 12 вариационных циклов на тему этого вальса, заказанных композиторам, нашим современникам. Лера Ауэрбах, Бретт Дин, Тосио Хосокава, Кристиан Йост, Брэд Лубман, Филипп Манури, Кшиштоф Пендерецкий, Макс Рихтер, Родион Щедрин, Йоханнес Мария Штауд, Тань Дунь, Йорг Видман приняли участие в проекте. Такая идея коллективного творчества, только с гораздо большим числом композиторов (50), когда-то родилась у самого Антона Диабелли, австрийского композитора и издателя. Среди авторов, получивших в 1819 году от Диабелли ноты его вальса, были Шуберт, Черни, Гуммель, Крейцер, Мошелес и Бетховен в том числе. В 1823—1824 гг. Диабелли опубликовал два тома под названием Союз музыкантов Отечества. Один включал 33 вариации Бетховена, другой — работы остальных композиторов. Выручка от издания направлялась на помощь вдовам и сиротам, жертвам наполеоновских войн. Так муыкальный мир получил последний фортепианный опус гения под номером 120. Композитор дал себе слово, зафиксированное им на рукописи, не сочинять больше ничего для фортепиано. 33 вариации - последнее высказывание фортепианного Бетховена - блистательная коллекция неистощимых композиторских приемов мастера в обработке тематического материала простенькой музыки вальса Диабелли. Рудольф Бухбиндер, исполняя цикл, также мастерски, выпукло и ясно демонстрировал жанровые, фактурные, ладово-гармонические преобразования и полифонические развертывания предложенной Бетховену темы. Сложная вариативная форма произведения, нанизывающая одну вариацию за другой, складывалась в стройный каркас благодаря паузам. Пианист идеально чувствовал требуемую длину перерыва между разнохарактерными вариациями, переключая настроение. Все слушалось на едином дыхании. На бис прозвучал любимый Венский классик - I часть 17-ой сонаты и финал "Патетической" сонаты Бетховена. Рудольф Бухбиндер, носитель традиций исполнения произведений Гайдна, Моцарта, Бетховена, признанный авторитет музыкального мира, сам стал венским классиком исполнительской школы XXI века. В нынешнем сезоне 2020-2021 Рудольф Бухбиндер планирует исполнять "33 вариации на тему вальса Диабелли" Бетховена на крупнейших сценах мира, отдавая дань памяти 250-летию композитора, отмечавшемуся в декабре 2020. Москва уже стала счастливой обладательницей такого клавирабенда.