«Я поняла, какой рабский труд у порнозвезд!» Алена Апина – о концертах в Чернобыле, ночевках на вокзале и эротических съемках

В гостях у Алексея Кортнева – настоящая звезда 1990-х. Много лет назад она бросила все в родном городе, чтобы вместе со своими коллегами по группе отправиться покорять столицу. И не зря. Ведь группа «Комбинация» тогда «раскачала» весь Советский Союз, а потом и всю Россию. Истории известны случаи, когда, танцуя под ее хит «Электричка», люди проламывали стены, изображая локомотив. Она умеет зажечь!

«Я поняла, какой рабский труд у порнозвезд!» Алена Апина – о концертах в Чернобыле, ночевках на вокзале и эротических съемках
© Мир24

Чем стал для Алены Апиной Павелецкий вокзал? Как можно было обрести популярность без интернета? И какие практические шаги помогали стать знаменитым в СССР?

Станция Павелецкий вокзал

Алексей Кортнев: Наша первая остановка – Павелецкий вокзал. Трудно в это поверить, но уже когда существовала весьма успешная группа «Комбинация», девочкам иногда приходилось ночевать на Павелецком вокзале!..

Алена Апина: Это правда. Это было не так много раз, но бывало. Например, мы приезжали с каких-то больших «густонаселенных» артистами концертов, и все куда-то разбегались: кто домой, кто по гостиницам – все растворялись. А вечером поезд в другой город, и деть себя совершенно некуда. Тогда никому в голову не приходило как-то о нас позаботиться, сказать «девчонки, пойдемте посидим». Люди и подумать не могли, что мы сейчас приедем на другой вокзал и там посидим еще часов 12-15.

А.К.: И насколько гостеприимный был Павелецкий вокзал?

А.А.: О, он был чудесный! Это родной для меня вокзал: туда приходит поезд из Саратова.

А.К.: «Комбинация» ведь была организована именно в Саратове?

А.А.: Конечно.

А.К.: Как вообще в те годы можно было раскрутиться? Ведь не было ни интернета, ни соцсетей, невозможно было разместить свой клип и проснуться знаменитым на следующий день. Как это происходило?

А.А.: Были два смешных человека, которые всю жизнь сходили с ума от идеи создания такого продукта: продали машины, ушли из семей – в общем, свои судьбы повернули совершенно в другое русло. Эти два человека – Саша Шишинин, наш продюсер, и композитор Виталий Окороков, который написал все эти величайшие хиты.

А.К.: Так как они сделали это в Москве? Вы прямо вместе с ними прикатили покорять столицу?

А.А.: Да, мы приехали вместе с Сашей, Окороков периодически то появлялся, то исчезал. А мы все побросали: семьи, учебу, и – за мечтой, туда! Эти вещи, они настолько редкие и настолько ценные... Это яркий пример того, как нужно верить в себя, в мечту, в дело.

А.К.: Это ты сейчас говоришь такие общие, хотя очень красивые и очень правильные слова. Но были же и какие-то практические шаги, которые предпринимались? Я просто хочу понять. Я вот москвич, мне эти препоны не приходилось преодолевать. Но вам-то ведь нужно было собрать все в кулак, вашему продюсеру – продать машину, квартиру и прочее. Какие практические шаги нужно было предпринимать для того чтобы сделать вас, девчонок, знаменитыми? А.А.: Обзавестись набором хороших знакомств.

А.К: Как это можно сделать, если ты приехал из Саратова?

Легко, Боже мой! Ты же смотришь телевизор? Тогда была одна программа, в которой надо было появиться, и ты наутро просыпаешься знаменитым. Это передача «Утренняя почта». Ты попал в «Утреннюю почту», которая шла по воскресеньям, а в понедельник ты уже знаменит на всю страну. Или, например, чтобы песня хотя бы несколько раз прозвучала по радио, нужно было попасть на радиостанцию «Юность». И вот, чтобы там прозвучала наша песня, мы вместе с агитпоездом радиостанции «Юность» поехали в Чернобыль, практически сразу после аварии. Мы там жили, постоянно проходили через эти счетчики Гейгера и пели для ликвидаторов Чернобыльской аварии.

А.К.: Павелецкий вокзал, на котором еще стоит наш «Ночной экспресс», интересен еще и тем, что тебе потом довелось выступить на Павелецком вокзале.

А.А.: Это были наилюбимейшие, наиярчайшие и неповторимейшие времена под названием «лихие девяностые».

Перед Новым годом какой-то «лихой человек» там отмечал Новый год. Он закрыл весь вокзал, устроил там фуршет, какие-то богатые столы, там сидели какие-то люди, это была нелепость страшная. Но человеку было важно вот так самоутвердиться: он, может, так же, как и мы, ночевал на этом вокзале, потом чего-то достиг, бабла заработал немерено и решил показать, кто он такой. Я помню, что там было много артистов, но мы были, конечно, персона «выставочная», потому что мы, как и он, на этом вокзале пороху-то понюхали.

Станция Саратов

А.К.: Мы прибыли в Саратов – город, в котором ты родилась и начала заниматься музыкой. Поначалу стезя вела ведь в классическую музыку – я знаю, что ты хотела поступать в консерваторию...

А.А.: Ты не поверишь, Леш: каждый раз, когда мне грустно и тоскливо, я сажусь, открываю нотки и фигачу то Шопена, то Баха. Это доставляет мне эстетическое удовольствие – тонуть в этих звуках, в этом мире...

А.К.: Знаю, что ты, разучивая Скрябина, даже соседей мучила этими экспериментами. Правда ли, что был такой эпизод, когда даже милицию вызывали из-за этого?

А.А.: Да, мне тогда надо было заканчивать музыкальное училище. Представляете, город Саратов, улица 2-й Кавказский тупик: сидит какая-то нездоровая девушка, ей предстоит играть госэкзамен (это достаточно сложная штука). А ночью как сыграешь на пианино? У тебя ни наушников, ничего. Это сейчас ты сидишь: проводок воткнул – и ты король. А тогда между молоточками и струнами клали байковое одеяльце. Они гасят звук, но ты все равно его слышишь. Но самое главное, что в ночи и соседям было хорошо слышно... В общем, они сначала стучали по батареям, потом все-таки пришел участковый. Я говорю ему: «Это девятая соната Скрябина!» Он подумал, что я сказала что-то матом, и сказал, что, наверное, больше не стоит. Весело было.

А.К.: В результате к сожалению или нет не получилось поступление?

А.А.: На тот момент мне это было дико печально. И, вообще, это было жестоко по отношению ко мне, потому что я и то, чем я занималась, это было настолько одно целое, и потом как-то стало все это раздираться, раздираться...

Я два раза не поступила на фортепианный [факультет консерватории], и это было ужасно. Но зато я в это время работала тапером в художественной гимнастике! Я играла детям, которых там «рвали» в разные стороны: они орали, а я играла. Я два года там проработала. Позже, когда у меня родилась дочь, которая в девять лет пришла и сказала: «Мама, я хочу заниматься художественной гимнастикой», я сказала: «Нет!» И тогда она сама пошла, сама нашла какую-то секцию. Она у меня кандидат в мастера спорта!

А.К.: Не сложилось поступление в Саратовскую консерваторию, но зато как раз в этот момент «Комбинация» «подъехала»?

А.А.: Нет, в этот момент я поступила-таки в консерваторию на фольклорно-музыковедческое направление.

А.К.: Это очень интересно, потому что у тебя в твоей певческой позиции очень много от фольклора!

А.А.: Я просто счастлива, что мне не ставили «гнесинский» голос, усредненный. Простите все, кто обладает этим знанием. Меня, к счастью, оно миновало. И вот эта подача, эта школа, совершенно другая дыхательная культура – это было так здорово!

А.К.: Давай все-таки вернемся к твоему главному проекту – «Комбинации».

А.А.: Каникулы. Иду я по коридору, несчастная, и думаю, чем же мне летом заняться, потому что каникулы и денег нет ни фига. И навстречу, как в хорошем сказочном кино, идет композитор Окороков. У нас с ним когда-то была первая любовь, очень давно, потом он собрался жениться и на этом мы друг другу сказали «до свидания». В общем, мы с ним были очень хорошо знакомы, он меня встретил и говорит: «О! Может быть, ты?» Я говорю: «Что?» Он мне концепцию выдал, я сказала: «Ты что, дурак, что ли? Я в этом не буду участвовать».

А.К.: А почему?

А.А.: Потому что я не знала этой музыки! Ты не поверишь: я ни разу в жизни не была на дискотеке! А концепция была [в духе] группы «Мираж», «Ласковый май» и Мадонны, которая не так давно появилась. Когда я в первый раз ее услышала, у меня был рвотный позыв. Но он [Окороков] сказал главную ключевую фразу: «Десять рублей за концерт». Я сказала: «Пошли». Мне было по фигу, чем мы там будем заниматься.

Станция Свердловск

А.К.: Мы прибыли на станцию Свердловск, ныне Екатеринбург – это город, куда Алена в первый раз приехала на сольные гастроли уже после того, как рассталась с проектом «Комбинация».

А.А.: Это был август 1991 года, мы поехали туда с моим продюсером и тогдашним будущим, а сегодня уже бывшим мужем Александром Иратовым. Кстати, ему жутко не нравилась эта «недоделанная» фамилия – Апина. Он говорил: «Ну что это за фамилия такая – Апина? Хочешь – Лапина, хочешь – Папина. Обрубок какой-то». На самом деле это не моя родная фамилия, я родилась с фамилией Левочкина. А Апина – это латышская фамилия. Я в 18 лет выскочила замуж за сына репрессированных латышей, которые осели у нас в Саратове. Моего первого мужа звали Валерий Арвидович Апин. Очень быстро я поняла, что не надо было этого делать, но паспорт уже поменяла, а это такой геморрой – все это обратно менять. Но это не самое интересное.

Самое интересное – то, что в переводе с финского это переводится как «обезьянка». Когда я захотела «застолбиться» в прекрасном море-океане под названием Instagram, я написала: Apina. И мне сказали: «До свидания, девочка, Апина уже есть». Я думаю, это кто ж такой прыткий? И мне стало интересно, я посмотрела. Ты не поверишь: финская фолк-треш-метал группа называется Apina. Это такие лохматые финские мужики, причем достаточно популярная группа! Мало того, по-фински это «обезьяна», а в латышском языке – «хмель». В общем, пьяная обезьяна.

А.К.: На что Саша Иратов хотел поменять твою фамилию?

А.А.: Он хотел поменять на Алену Саратовскую. Представляешь, какой бы у меня сейчас был репертуар? Но, к счастью, этого не произошло, потому что не успели дать [информацию о смене псевдонима] в анонсы и в афишу. Но когда я вышла-таки на сцену, [Артур] Гаспарян сказал: «Выступает Алена...», а люди стали говорить: «Апина! Апина!»

Станция Училка

А.К.: Из открытых источников я знаю, что ты проработала несколько лет учительницей в школе, где занималась твоя дочь Ксюша. Зачем ты туда пошла?

А.А.: Пошла я ради эксперимента. Мне стало интересно, смогу ли я достучаться до этих чудесных голов.

А.К.: Сколько лет назад это было?

А.А.: Сейчас Ксюше будет 19, а это было, когда она была в пятом классе. Я пошла преподавать сначала музыку, потом искусство. А потом я уже не смогла бросить этих детей. Мне было очень приятно, когда у них был выпускной, и ко мне подходили родители параллельных классов (я один год вела у всей параллели, у меня было сто с лишним человек, но в основном я, конечно, вела только свой класс).

Я пришла туда и сказала: «Ребят, чему вы учите на музыке?» «А что, – сказали они, – что-то не так?» А программа там – это какой-то советский задел. Там дети Моргенштерна слушают, а им преподают «Роль березки в творчестве композитора Дмитрия Кабалевского». Ну вот что это такое? Я предложила: давайте попробуем что-то другое. А они говорят: «Ну вы же не пойдете к нам [преподавать]!» Я говорю: «Почему же не пойду-то? Пригласите – пойду». И пошла!

А.К.: Скажи, а тебе при этом пришлось заканчивать с артистической карьерой?

А.А.: Нет, конечно! Это занимало несколько часов в неделю, о чем ты говоришь! Искусство и музыка – это же один урок в неделю. Это ни о чем. Но тем не менее мы с ними поставили четыре спектакля, один из которых назывался «New Yellow Submarine», по песням The Beatles. Когда я ставлю запись этого спектакля, меня все спрашивают: «Это какие-то специально заточенные дети?» Нет, это абсолютно простая гимназия. Мы с ними пели, все на английском языке, я сама написала сценарий, было очень здорово.

А.К.: Скажи, пожалуйста, как твоя дочка Ксюша к этому отнеслась? Она не стеснялась того, что мама пришла работать в качестве учительницы?

А.А.: Нет! Она, наоборот, стала в авторитете.

А.К.: Чем сейчас занимается Ксюша, что она выбрала?

А.А.: Она, скорее всего, будет судмедэкспертом или патологоанатомом. В общем, она учится в медицинском.

Станция Откровенная

А.К.: Мы прибываем на станцию Откровенная, и здесь хотелось бы откровенно поговорить про твои новые песни. Я знаю, что очень многие люди не приняли твой клип на песню «Близость».

А.А.: Когда я встретилась с режиссером Асланом Ахмадовым (он пришел ко мне на передачу, я тогда на радио еще работала), я ему дала послушать песню и сказала: «Давай что-нибудь снимем». Он говорит: «Давай, не вопрос». А у меня и сюжет уже был готов – такая история про любовь взрослых людей, такую на полутонах. Он слушал, слушал и говорит: «Дура ты». Я говорю: «Почему?!» Он говорит: «Да кто ж так снимает? Это песня вообще про другое. Или ты мне доверяешь или кому-нибудь другому свой сюжет рассказывай».

А.К.: Для тех, кто не видел клипа «Близость», расскажи, пожалуйста, в чем была идея?

А.А.: Идея была просто показать женщину 50+ и что это прекрасный возраст, в котором есть и любовь, и ревность, и ожидание, и возможность, и красота и все вот это прекрасное. Идея была в том, чтобы искоренить вот этот ужас советский, что 50 лет – это ипотеку выплатил, детишек поднял, на место гробовое накопил – все! Это же жуть!

А.А.: Удивительно, что это вызвало неприятие у людей. Почему?

А.А.: Я тебе расскажу. Момент моей славы не совпал с интернетом, миллионными просмотрами и так далее. Я и другие артисты советской эпохи, мы не причастны к этому миру. И тут у меня – миллион просмотров! Я сама не ожидала! И полилось: «Куда в 50?!», «Ты посмотри на нее!», «Дочери-то стыдно!» Закончилось тем, что у меня дочь украла телефон, она сказала: «Я не дам тебе больше это все читать!» А вот потом, когда мы начали снимать «Девушку Бонда», там мы уже умышленно решили эту ситуацию усилить.

И тут я поняла, какой же рабский труд у порнозвезд! Это был какой-то кошмар, когда мы с этим мальчиком-моделью лежали в койке, а Аслан бегал и кричал: «Я не верю! Или мы это делаем или нет!» В общем, жуть какая-то. Но там получилось другая история. Мои добрые близкие сказали: «Чтоб ее не расстраивать, мы комментарии выключим!» И на этом людям стало неинтересно! Но самое главное, что и та, и другая песня прославилась тем, что ее показали в новостях. Я включаю телевизор, а там, пардон, пятая точка голой «обезьяны» на весь экран...

Посмотреть выпуск программы «Ночной экспресс» от 12 марта можно также на нашем YouTube-канале.