Войти в почту

Что связывает татарскую музыку от Renaissanse, живопись и Нацмузей

Камерный оркестр представил новый альбом "Моя Казань. Мой Татарстан"

Что связывает татарскую музыку от Renaissanse, живопись и Нацмузей
© Реальное время

В Национальном музее Татарстана прошла презентация нового альбома камерного оркестра Renaissanse "Моя Казань. Мой Татарстан". Все восемь композиций альбома уже можно найти на интернет-площадках. Сама презентация диска была необычной: во-первых, прошла в стенах Национального музея РТ, во-вторых, для каждой композиции была написана отдельная картина. Подобные выставки-концерты оркестр проводит с 2008 года благодаря не только творческому, но и семейному союзу — руководителей музыкального коллектива Лидии и Анастасии Илюшкиных и их сестры-художницы Полины Илюшкиной. Подробнее — в репортаже "Реального времени".

Возвращенная Хайтарма

Первое, что увидели гости, конечно же, полотна, с изображениями разных уголков Казани, Кремля, Свияжска, Раифского монастыря. Отдельного внимания заслуживает пейзаж "Ласточкино гнездо" — на экспозиции он появился неслучайно, он навеян крымско-татарским танцем Хайтарма (Возвращение). Renaissanse часто его исполняет на сольных концертах.

Интересно, что Хайтарма, корни которой ведут к суфийскому танцу дервишей, был вновь обретен в 1903 году, когда его впервые исполнил композитор Александр Спендиаров. До этого партитура считалась утерянной. Звучащий ярко и сочно, он сочетает в себе не только восточные мотивы, в нем слышна и еврейская мелодика и вольность молдавской песни. Лидия Илюшкина уверена, что язык музыки перевода не требует, она и без того затрагивает сердца людей. А мощная энергетика крымского танца, по ее словам, идет от сильных эмоций девушек, которые его исполняют.

Украшением альбома стало решение ввести арфу в некоторых композициях

Запутавшиеся китайцы

Украшением альбома стало решение ввести арфу в некоторых композициях. Она прозвучала и в крымском танце, и в татарской лирической песне "Зулейха", и в чудесном романсе Рустема Яхина "Забыть невозможно". Где-то заменяя голос, где-то дополняя струнные, арфа, достаточно редкий "гость" в оркестре, звучала в руках Лидии Илюшкиной, которой на это время пришлось отложить скрипку. Известно, что татарская музыка пишется на основе пентатонике, как японская и китайская, например. Звучащая в татарских песнях арфа несколько сбивает иностранных слушателей, когда те слушают оркестр у себя на родине. Так, Лидия Илюшкина рассказала, что играя на фестивале, посвященном творчеству Ханса Кристиана Андерсена в Китая, ей доводилось услышать недоуменные и осторожные вопросы: "Скажите, а эта музыка китайская или татарская". Кстати, руководителю оркестра довелось освоить и китайскую двухструнную скрипку эрху, подаренную там, так что мелодии Поднебесной звучат максимально приближенно к оригиналу.

— Мы давно хотели записать эти песни отдельным альбомом. Они часто исполняются на наших концертах, но такая возможность у нас появилось только сейчас. Альбом мы дорабатывали во время карантина. До этого у нас уже выходили тематические диски — "Времена года" Антонио Вивальди, аргентинское танго Астора Пьяццоллы, "музыка на воде" Генделя, звучавшая во время королевских водных прогулок, и кантаты Баха. Теперь мы с гордостью представляем диск о Татарстане, — рассказала "Реальному времени" Лидия Илюшкина.

Подобные выставки-концерты оркестр проводит с 2008 года

Прогулка с Альфией

Перед презентацией музыканты представили клип, снятый на композицию "Татарский танец". В нем принял участие педагог скрипачек, профессор Казанской консерватории Марат Ахметов. Правда, на саму презентацию он не пришел, но о нем заочно было сказано много добрых слов. Так же, как и об еще одном знаковом для Татарстана педагоге и композиторе, казанце немецкого происхождения Рудольфе Бренинге. Лидия Илюшкина принесла на концерт партитуру его композиции "На окраине Казани". Рудольф Бренинг написал ее в марте 1975 года, предварив на партитуре надписью-зарисовкой о тихом летнем вечере, голосе женщины по имени Альфия, зовущей автора строк на прогулку по Старо-Татарской слободе.

Открывая небольшой концерт, и.о. гендиректора Национального музея Татарстана Алиса Вяткина рассказала, что девушки очень долго шли к осуществлению своей задумки:

— С камерным оркестром нас связывает давняя, 18-летняя дружба, и я рада, что девушки выбрали для презентации именно наш музей. Именно в этих стенах музыка Татарстана прозвучит очень гармонично.

Летом этого года диски "Моя Казань. Мой Татарстан" отправятся в Москву, Санкт-Петербург и Германию

"С мольбертом по земному шару"

Действительно, камерный оркестр требует соответствующего зала, хотя и в БКЗ он смотрите тоже на уровне. Тем более, что костюмы девушек из Renaissanse всегда отличаются оригинальностью и вкусом — как раз сейчас идет очередная смена образов, но широкая публика сможет полюбоваться на них несколько похоже. Собственно так же, как и на полную версию серии картин о Татарстане из цикла "С мольбертом по земному шару" Полины Илюшкиной. Как рассказала сама художница, сейчас полотна "гастролируют" по России и даже зарубежью:

— В Ленинградской области сейчас находятся более 40 работ, в том числе о Татарстане. Там же полотна, написанные в Иране, Турции, Вьетнама. Вся татарстанская серия в Казани ещё не выставлялась, но отдельные работы экспонировались на персональных выставках в Казани. Очень надеюсь, что мне удастся представить ее этим летом. Сейчас я уже начала новый проект — "Монастыри". Уже написан Соловецкий монастырь — этот пейзаж мне особенно близок, я побывала в Раифе, в свияжском Успенском монастыре писала убранство собора с росписью фресками XVI века, в Макарьевском монастыре. Это будут монументальные жанровые картины, для чего я пока ищу заказчика этой серии. Согласитесь, держать картину в мастерской неразумно. Она должна радовать зрителя, а не пылиться где-то.

Летом этого года диски "Моя Казань. Мой Татарстан" отправятся в Москву, Санкт-Петербург и Германию. Пока же Renaissanse можно каждый месяц слушать на абонементных концертах в кирхе, где исполнение струнных инструментов сопровождает орган.

1/19 Ринат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат Назметдинов