Войти в почту

Кинотайны Станислава Говорухина: как мэтр свои лучшие фильмы снимал

Актеры говорили о нем как о человеке очень собранном, терпеливом, вдумчивом, с отменным чувством юмора. Да, он, как и многие другие, мог вспылить, но атмосфера на площадке стояла незабываемая.

Кинотайны Станислава Говорухина: как мэтр свои лучшие фильмы снимал
© Экспресс газета

Ниже - несколько эпизодов, связанных со съемками Станислава Сергеевича.

Турник и шахматы

В похотливой троице, совершившей изнасилование в фильме «Ворошиловский стрелок», только Марат Башаров не был в кино новичком - до этого он снялся у Михалкова в «Сибирском цирюльнике».

- В моем дипломе ГИТИСа было написано: «артист драмтеатра и кино». Но на тот момент в съемочном процессе я не понимал ничего. Только мешал всем. И первый урок в первый же день в первом же дубле мне преподал Говорухин, - поделился Алексей Макаров. - Башаров, Древнов и я в живописных позах раскинулись на балконе, исполняя роли в меру своих способностей. Дубль был прерван возгласом мастера: «Макаров!» Я похолодел: «Да, Станислав Сергеич…» - «Ты сейчас камеру видишь?» - «Нет…» - «Так и она тебя не видит!» И я сразу понял, что меня ждет много новых открытий. В обеденный перерыв Говорухин, щурясь из-за дымящей трубки, по-свойски, на равных предложил пойти посоревноваться на турнике - кто больше подтянется. Я благоразумно отказался, понимая, что без шансов. Как и выиграть у него в шахматы».

Из всей троицы самым застенчивым был Илья Древнов - будущий и уже теперь бывший муж Марии Порошиной, отец троих ее детей. Ассистенту по актерам приходилось детально рассказывать 22-летнему парню тонкости работы.

- Илья больше всех нервничал по поводу постельной сцены, - рассказывала Анна Синякина, которой досталась роль жертвы (на тот момент она была еще несовершеннолетней, и все «голые» сцены за нее исполняла дублерша). - Наш оператор Геннадий Энгстрем, большой шутник, запугивал его: «Тут мы поставим кресло и снимем тебя со спины голого». И Илья велся: «Нет. Это невозможно!»

На бешеной скорости

Первый день съемок «Места встречи...» выпал на день рождения Марины Влади - 10 мая 1978-го. Снимали в Одессе, на даче друга Говорухина. Вдруг Марина уводит Станислава Сергеевича в соседнюю комнату, запирает дверь и слезно умоляет отпустить Высоцкого, заменив его другим артистом. Тут в разговор вступил сам Владимир, заглянувший сюда в поисках жены:

- Пойми, Стасик, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль.

Объем работы действительно большой, нужно было вкалывать. К тому же к съемкам команда приступила спустя год после утверждения ролей. Говорухин таки уговорил Владимира Семеновича остаться в картине, пообещав чаще отпускать с площадки.

По два-три раза в неделю Высоцкому приходилось летать в Москву на спектакль и обратно в Одессу. Из аэропорта в театр барда везла милицейская «Волга» с сиреной. Гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. Бывало, артист летал почтовым самолетом рядом с кипами газет.

О смерти барда Говорухин вспомнит в книге «Черная кошка» (издательство «АСТ», 2010 г.):

«Трудно передать, как много значил для меня Высоцкий. День 25 июля 1980 года черной чертой разделил жизнь на две неравные части: до и после. Та, что «до», освещена и освящена - светлым образом Высоцкого.

Кляну себя за легкомыслие - одно не записал, другое не потрудился запомнить. И не оттого, что не понимал, кто со мной рядом. Но разве можно было предположить, что Он, моложе на два года, наделенный природным здоровьем, уйдет из жизни раньше. Наверно, поэты не могут жить долго... С израненным сердцем долго не выдержишь.

Он и раньше жил очень быстро. Быстро работал, быстро ел, быстро передвигался, на сумасшедшей скорости водил машину. В последнее время его жизненный темп достиг предела. Четыре-пять часов - сон, остальное - работа. Рабочий день его мог сложиться, скажем, таким образом. Утром - репетиция в театре. Днем - съемка или озвучание, или запись на «Мелодии». Вечером - «Гамлет», спектакль немыслимого напряжения - свитер в антракте хоть выжимай. Ночью - друзья, разговоры. После спектакля у него на Малой Грузинской всегда полно народа, тут можно встретить кого угодно: писателя, таксиста, врача, бывшего вора в законе, академика, знаменитого иностранного артиста и слесаря со станции, где чинят «мерседесы».

Как «Пушкин» за лодками ездил

Со съемками картины «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» в 1971 году связана забавная история, описанная режиссером в книге «Вертикаль. Место встречи изменить нельзя» (издательство «Эксмо», 2016 г.):

«Послал я на север Вологодской области ассистента - Володю Мальцева, которого никто иначе как Пушкиным не называл. В детстве он был похож на великого арапа - курчавые волосы, смугл. Ну и одевался соответственно - смокинга не носил. Типичный одессит. Мог побренчать на гитаре, спеть что-нибудь чисто одесское. За шуткой в карман не лез. Так вот в вологодской области были долбленые лодки. Они годились бы нам под индейские пироги, чуть только додекорировать.

«Пушкин» возвращается с лодками, рассказывает: вся деревня пьяная, все говорят матом - бабы, мужики, дети. Вечером кино, клуб битком, на полу перед экраном сидят дети. Выходит пьяный киномеханик:

- А ну всем детям до шестнадцати лет выття к … матери!

Бабы зашумели:

- Да ты чо, Николай, ты чо?! Чо выття-то? - А то выття, что кино все сплошь про …!..»

Страшная артистка

Юлия Пересильд сыграла у Говорухина небольшую роль секретарши Инги в одном из самых неожиданных и сильных по психологическому накалу фильме мэтра Weekend.

- Приглашал на пробы он меня по телефону: «Пересильд? Слушай, у меня есть сценарий, роли там для тебя нет - так, какая-то секретарша». Мы встретились, обсудили. Говорухин предложил мне самой придумать историю героини. И я начала сочинять. Встретились еще раз, костюм прикинули, пробу сделали. В итоге вырисовалась роль, - рассказала актриса сетевому изданию «Союзное вече». - Самое смешное, что меня за нее номинировали на «Золотого орла». И спросили потом, не расстроилась ли я, что награда досталась не мне (приз получила Елена Лядова за роль в скандальном фильме Андрея Звягинцева «Левиафан». - Ред.). А я недоумевала: на что же обижаться? Вся моя роль уместилась в двухминутном ролике, который показывали на церемонии. Но Станислав Сергеевич был первым, кто дал мне возможность сыграть отвязный характер. А еще к нему было приятно приходить в гости. Заходишь, говоришь: «Здрасьте». А он: «Пере-си-и-ильд, какая же ты страшная в жизни… а в кадре ничего!» И в этот момент думаешь: «Да, в жизни я действительно никакая, но, значит, хорошая артистка». Умеет он создать атмосферу, в которой чувствуешь себя богиней.

Гитара и проводницы

Эта история не про киносъемки, а о том, что бы было после них. В 1967 году на экраны вышел фильм «Вертикаль» - режиссерский дебют Станислава Сергеевича. Лента пользовалась успехом у молодежи, увеличился приток в альпинистские лагеря. Высоцкий стал известен всей стране.

В августе 1968-го стоят Говорухин с Высоцким на перроне красноярского вокзала у поезда Красноярск - Новосибирск. Владимир Семенович тогда снимался в Сибири в «Хозяине тайги», а Станислав Сергеевич ездил к нему в гости поохотиться, пообщаться.

- Девчонки, вагон все равно пустой, дайте нам с товарищем отдельное купе, - просит Высоцкий, обращаясь к проводницам. - Хорошо, - улыбается одна из девушек. - Но если увижу у тебя гитару в руках, споешь нам.

Поезд тронулся. Проводницы разнесли чай, раздали белье и пришли к друзьям в купе.

- Ну что вам спеть? - Из «Вертикали» знаешь? - Знаю. - А ты сильно похож на этого бородатого из фильма.

Высоцкий и Говорухин только ухмыльнулись, но не раскололись.

Артист пел всю ночь. С утра проводницы еле растолкали неузнанных звезд.

Кстати Знаменитая песня «Вершина» создавалась под впечатлением от трагедии, случившейся прямо на съемках: когда киногруппа тренировалась на леднике Кашка-Таш, на соседнем склоне от камнепада погиб альпинист, а еще двое были серьезно ранены и оказались заблокированы на скале. Актеры решили не дожидаться спасателей и самостоятельно спасли пострадавших. Цитата

Станислав Говорухин

:

Своей лучшей картиной я считаю «Благословите женщину». Мне очень нравится «Ворошиловский стрелок». Я абсолютно доволен художественным результатом картины «Десять негритят», мне очень по душе «Робинзон Крузо» и «Приключения Тома Сойера». «Место встречи…» по его художественным достоинствам я ставлю в ряд с этими картинами, не выше. Но есть высший суд - зритель, вот ему виднее. Ему нужно доверять, и я ему всю жизнь доверял...