"Терем-квартет" в Казани: кто придумал "русский кроссовер", куда уходят медведи и кошмар музыканта

Фестиваль "Народные мелодии" продолжил уникальный коллектив из Санкт-Петербурга

"Терем-квартет" в Казани: кто придумал "русский кроссовер", куда уходят медведи и кошмар музыканта
© Реальное время

На фестивале "Народные мелодии" в Татарской филармонии выступил знаменитый "Терем-квартет". Обладатели множества высоких наград, основоположники и, пожалуй, пока единственные исполнители стиля "русский кроссовер", совместно с государственным оркестром народных инструментов Татарстана впервые в Казани исполнили песни Евгения Пертова и его аранжировки знаменитых хитов.

Пытливый казанский зритель

"Терем-квартет" в Казани бывает с конца 80-х годов прошлого века, сама же группа в этом году празднует 35-летие. За это время они успели объехать весь мир, выступить на нескольких Олимпиадах, перед Папой Римским, принцем Чарльзом. Они буквально очаровали Питера Гэбриэла, который определил их музыкальный стиль как "теремизм". С его легкой руки питерские музыканты записали альбом на лондонской студии "Real World" в 1991 году. Сейчас количество выпущенных дисков перевалило за три десятка.

— Казань — один из первых городов, который нас пригласил в начале нашей музыкальной деятельности. Атмосфера в вашей филармонии, народ, который приходит сюда, такая воспитанная публика, потрясают своей жаждой к новому. За исключением таких осложнений, как сейчас, в момент пандемии, в столице Татарстана мы неизменно собираем полные залы, — рассказал "Реальному времени" домрист Алексей Барщев.

"В столице Татарстана мы неизменно собираем полные залы", — рассказал домрист Алексей Барщев

Его коллега, Андрей Константинов, добавил, что это и не удивительно. В Казани существует очень сильная музыкальная школа, и не только русских народных, но и национальных инструментов:

— Здесь любят и ценят национальную музыку. Многие из Татарстана приезжают на наш конкурс для талантливых детей конкурс "ТеремОК!" в Санкт-Петербург и завоевывают гран-при, как это недавно сделала ваша Олеся Марьина, потрясающая исполнительница на домре.

Все музыканты квартета сошлись на том, что в Казань — очаг и оплот культуры, который радует своим многообразием, а зритель здесь глубоко понимающий и пытливый. Такую похвалу всегда лестно слышать, особенно от представителей культурной столицы Татарстана.

Страшный сон музыканта

В своей время "Терем-квартет" выступал на одной сцене с Шинед О'Коннор, Сюзанн Вега, группой Led Zeppelin, записывали диски с Юрием Шевчуком, Игорем Бутманом, Аркадием Шилклопером. Канал "National Geographic" снял о них фильм. Сами же музыканты сделали музыкальное оформление к фильму "Сказ про Федота Стрельца", а с 2003 года проводят в Северной столице собственные музыкальные фестивали.

Известно, что после выступления в Ватикане мать Тереза лично благословила каждого из музыканта и вручила им по медальону. При этом самой главной наградой каждый участник "Терем-квартета" искренне считает любовь зрителя.

–А самое плохое — когда выходишь на сцену, а в зале — никого. Правда, такое бывает только в страшном сне музыканта, — пошутили гости. Но тут же совершенно серьезно добавили "или маски вместо лиц", пожелав в этом году и на будущее всем нам жить без масок.

Юмор, жизнелюбие и оригинальность — пожалуй, вот отличительные черты коллектива

"Танцующие булочки" и женские мечты

Юмор, жизнелюбие и оригинальность — пожалуй, вот отличительные черты коллектива. Перед началом концерта они рассказали, что в первом отделении будут "разогревать" зрителя, чтобы во втором выйти на сцену с оркестром народных инструментов и показать главные музыкальные подарки, приготовленные в этот вечер. Свое выступление они начали с "Чаплинианы" — попурри из мелодий Чарли Чаплина, которые он писал для своих фильмов. Сразу же улыбки появились на лицах зрителей, пусть и под масками — первой зазвучала песенка из так называемого знаменитого "танца с булочками", который великий комик придумал для картины "Золотая лихорадка".

Далее Андрей Смирнов своеобразно анонсировал композицию "Римские каникулы", которую в свое время исполняла итальянская группа Matia Bazar: "Это ария Царевны-лебедь, которая живет на северном море, а мы ее оставили на южное, о котором она, как всякая женщина, скучала. Пусть отдохнет". С тем же юмором была предварена "Жига в шотландском стиле" Это музыка Баха, в ритмическую основу которой положена песня Александра Городницкого "Атланты держат небо на каменных плечах". Собственно, эту строчку музыканты и попросили скандировать зал, чтобы почувствовать, как одно — ритм — накладывается на второе — виртуозные баховские пассажи.

"Кроссовер — это личный путь"

Так, в сочетаемости несочетаемого и прошел концерт, во время которого казанские гости и сами музыканты хозяева не переставали удивлять своего зрителя.

— Те, кто посвящен в современное искусство, уже не раз слышали термин "кроссовер". Понятно, что точного названия нашему стилю нет, эта ниша как раз и заключается в непонятности и неформатности. Кроссовер — это всегда что-то с чем-то, то есть сочетание стилей, жанров, направлений, даже видов искусства. Поэтому "кроссовер" никогда не будет главным стилем или жанром, но именно он аккумулирует в себе что-то новое, и будет жить, — говорит баянист Андрей Смирнов.

"Теремисты" вновь дополнили друг друга, решив, что кроссовер — это личный путь каждого музыканта, солисты или коллектива, который не похож больше ни на чей. Его идея — первооткрывательство.

"Кроссовер" никогда не будет главным стилем или жанром, но именно он аккумулирует в себе что-то новое, и будет жить", — говорит баянист Андрей Смирнов

Искания русской души

В 2002 году ансамбль выпустил альбом "Русские страдания", посвященный исканиям русской души. На вопрос, нашли ли они и какими же словами можно описать национальный характер, музыканты ответили:

— Мы в постоянном поиске лучших черт русского характера, собственно они характеризуют и нашу музыку. Это ирония, самоирония, юмор, свобода и вольность, широкий диапазон чувств — когда смех сквозь слезы и слезы сквозь смех,– считает Андрей Смирнов.

— Это особая русская философия, всечеловечность, глубинная духовность, любовь, да и все те чувство, которые словами не передать, а в музыке выразить можно, — добавил Алексей Барщев.

Искусству не место на рынке

Общий смех вызвал вопрос: "Был ли какой-то медведь, пытавшийся развалить Терем?":

— Это Мишка, — сразу же сказал контрабасист Владимир Кудрявцев, имея в виду Михаила Дзюдзе. Он покинул коллектив для того, чтобы начать сольную карьеру.

"Все медведи пошли своей дорогой, а "Терем" растет и строится", — сообщили музыканты. Они уверены, что квартет никогда не станет, например, квинтетом, однако всегда рад выступать с солистами, что и делает очень часто. В Казани, например, выступление проходят с целым оркестром.

— Мы не живем в мире конкуренции. Зачем? Искусство не может и не должно быть на рынке. Как можно сравнивать, например, Пушкина и Толстого? Так и мы — разные вселенные, но соединяемся для творчества, чтобы творчески и духовно взаимно обогащаться, в том числе делиться этим со зрителем, — уверен Андрей Константинов.

Анатолий Шутиков рассказал, что познакомился с музыкантами "Терем квартета" в 1990 году

Кто подарит уверенность в "светлом завтра"

Руководитель Госоркестра народных инструментов Анатолий Шутиков рассказал, что познакомился с музыкантами "Терем квартета" в 1990 году на Всероссийском конкурсе исполнителей народных инструментов в Нижнем Новгороде:

— Тогда ответственный секретарь жюри сказал, что из Питера приезжает совершенно замечательный, уникальный коллектив — "Терем-квартет". Это действительно музыканты экстра-класса. На казанской сцене мы встречаемся с ними уже второй раз. Впервые выступали вместе в 2015 году. В этот раз решили вспомнить прошлую программу, добавив в нее и новые композиции. Так, сегодня прозвучать песни замечательного композитора Евгения Петрова, впервые в Казани в нашем совместном исполнении.

Участники квартета тоже поделились своими ожиданиями:

— Мы не ждем на концерте ни криков, ни плясок. Нам важно, чтобы человек испытал внутреннюю радость и счастье от нашего выступления. И ушел с концерта такой хороший, умный, с силами жить и уверенностью в светлом будущем.

Думается, что по окончании выступления так и было. Счастливый зритель, долго требовавший "продолжения банкета", ушел в свое светлое завтра размеренной походкой, правда, с уставшим от постоянной широкой улыбки лицом.

1/22 Максим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим Платонов