Аида Гарифуллина: Самый строгий критик моего творчества – это мама. ЭКСКЛЮЗИВ.
Гостем программы «Культличности» на телеканале «МИР» стала оперная певица Аида Гарифуллина. С ней побеседовал ведущий Нахид Бабаев.
Мы сейчас с вами находимся в Михайловском театре и разговариваем после Гала-концерта оперных звезд. Расскажите, как подбирались партии к выступлению.
Гарифуллина: Вы знаете, все очень гармонично происходило, довольно быстро подобрался репертуар, все это согласовывалось и обсуждалось с нашим дорогим маэстро Михаилом Татарниковым, с которым мы являемся давними друзьями. У нас были прекрасные премьерные спектакли в Парижской государственной опере, и вот сейчас мы снова с Мишей, но только на сцене Михайловского театра.
Это одна из первых возможностей за последний год прямо выйти на публику, где зал заполнен, да, не на 100%, конечно, но все-таки зрителей достаточно много. Вы скучали по этому чувству, когда выходишь и для людей поешь, а не на камеру?
Гарифуллина: Да, конечно, скучала. Но, благо, чувство это осталось позади, потому что мне повезло. Я была недолго я была на всеобщем карантине. Быстро у меня началась моя концертная деятельность, начались спектакли. Не все из них были исполнены с публикой, с полным залом. Но, когда ты поешь на камеру, ты прекрасно понимаешь, что большее количество людей увидит и услышит тебя. И это прекрасно, потому что люди действительно соскучились. Мы, артисты, соскучились, но, мне кажется, публика еще больше.
Чем вы занимались во время локдауна? Я просмотрел ваши социальные сети. И то, на что я обратил внимание: идет четвертая неделя карантина, просмотрено фильмов –110.
Гарифуллина: Да, много фильмов было просмотрено. Но, помимо моей любви к кино, я строила планы. Потому что в какой-то момент отдыхать надоело, и я поняла, что нужно уже работать, продумывать проекты новые. Так что времени я зря не теряла, учила партии новые, готовила материал к записи альбома, и сейчас все это пригодилось.
У вас достаточно необычная карьера. Вы из Казани уехали в Нюрнберг, затем в Вену. То есть, по сути, сначала вы стали известны, знамениты в Европе, а потом у нас. как так получилось?
Гарифуллина: Вы знаете, наверное, благодаря моим родителям. Они очень хотели, чтобы я получила европейское образование вокальное, и, наверное, это было действительно хорошо. Потому что если бы я поехала в Москву, маленькая такая девочка из татарской семьи, я была скоромным ребенком и очень стеснительным. Для меня Москва была бы слишком большим городом. Поэтому выбор моих родителей отправить меня в Нюрнберг – очень маленький город с большой историей, но самое главное – к чудесному педагогу Зигфриду Ерузалему, у которого я проходила мастер-класс, когда мне исполнилось 16. И он сказал: обязательно поступай ко мне в Hoсhschule, в Высшую школу музыке в Нюрнберге, но тебе должно исполнится 18 лет. Так что я закончила школу, экстерном с 9-го я перепрыгнула в 11-й, за один год закончив два класса. Мне пришлось много готовиться и много учить. Отучилась один год в музыкальном училище и потом поехала в Германию.
В связи с этим набором языков вопрос, на каком вам удобнее исполнять партии?
Гарифуллина: На итальянском.
Несмотря на то, что учились в Германии?
Гарифуллина: Да, ну, немецкий репертуар не совсем мой, наверное. Я люблю исполнять Lieder, люблю Бетховена песни, Моцарта, Штрауса. Но оперы, конечно же, комфортнее исполнять, я думаю, для всех, на итальянском языке. Опера рождена в Италии. Второй идет французский, потом русский.
А на татарском когда-нибудь исполняли?
Гарифуллина: Оперы – нет, песни, конечно, исполняла, даже альбом есть.
Не могу не спросить: когда ждать следующий альбом?
Гарифуллина: Это очень актуальный вопрос. Скоро, я надеюсь, запланирована дата. Будет запись в Европе. Поэтому мы держим кулачки, чтобы все было открыто и чтобы все нам удалось.
Студию-то откроют...
Гарифуллина: Это будет в церкви, в храме. Это будет такой красивый живой звук, с акустикой, с прекрасным французским дирижером. Пока не буду называть имена, потому что очень хочу, чтобы этот проект исполнился. А потом уже будем говорить о нем.
Прекрасный тизер... Вы снимались в кино. первая роль не абы с кем, в с Мерил Стрип в фильме «Примадонна». Расскажите, как это было.
Гарифуллина: Это было очень неожиданно. Хотя не могу сказать, что я не мечтала когда-нибудь сняться в кино. Но это было действительно не запланировано с моей стороны. Я только подписала контракт с лейблом Decca, и к ним вышли с предложением продюсеры фильма, а также сам режиссер Стивен Фрирз, известный английский режиссер, который снимал помимо этого и «Филомену», и «Королеву» с этим прекрасными актрисами, с Хелен Миррен, с которой мне удалось познакомиться недавно. И они сказали, что, вот, у вас певица, мы бы хотели, чтобы ее голос был в нашем фильме. Так что мне повезло.
У вас нет дальнейших планов и дальше развиваться, играть в кино. Может быть, есть роль мечты?
Гарифуллина: Я не думала про роль мечты. Ну, конечно же, с удовольствием. Мне очень нравится кино. И каждый раз, когда я пересматриваю фильмы – я люблю пересматривать хорошее кино – по десять раз, и каждый раз я обращаю больше внимания на актерскую игру. Я пытаюсь понять, что через себя пропускает актер, как он это делает, пытаюсь понять технику. Потому что я думаю, что это как у певцов оперных, как у танцоров балета, это все основывается на технике. Потом уже подключаются эмоции и так далее. То есть – учусь.
Еще одно ваше увлечение – кулинария. В связи с этим у меня два вопроса. Первый. Вы как-то говорили, что у вас лучше всех в семье готовит отец. Смогли ли вы его переплюнуть в мастерстве?
Гарифуллина: Я думаю, что это невозможно. Потому что мужчины – самые лучшие повара. На втором месте мама. Она тоже потрясающе готовит, но у папы все-таки первое место.
Но при этом кулинарную книгу написали вы...
Гарифуллина: Да, но это даже не моя инициатива, кстати. Случайно я на отдыхе выложила в соцсети ролик, где я готовлю какое-то легкое блюдо, салат. Второй ролик был, где я готовлю уже рыбу в соли с тархуном, лимоном внутри. И это должно было быть в минуту уложено. Раньше были короткие ролики в соцсетях. Людей это заинтересовало, было много отзывов хороших. И после этого наш издательский дом предложил мне выпустить книгу.
В связи с этим второй вопрос. Татарская кухня, думаю, близка к азербайджанской, также тюркская, она достаточно жирная. Как вовремя остановиться и как оставаться в хорошей форме?
Гарифуллина: Это сложный вопрос. Когда начался этот локдаун, карантин, март-апрель, мы были дома, в Казани. Четыре месяца в Казани я не могла остановиться. И, наверное, если не началась моя творческая деятельность, я бы так и не влезла в свои платья. Но это очень вкусно!
Вы как-то говорили в одном из интервью, что у вас достаточно строгая мама. При этом сейчас в начале нашей беседы вы отметили, что во многом ваша карьера – это заслуга родителей. Вы сама тоже мама. Насколько вы похожи со своей матерью?
Гарифуллина: Я многое переосмысливаю и понимаю, что наши родители, у них все-таки еще советская закалка. У них все должно быть идеально. Я свою дочку немножко по-другому воспитываю. Не знаю, хорошо это или плохо, но даю ей больше свободы. Не хочу решать за нее, как для нее правильно. Потому что я вычитала у одного детского психолога, что дети рождаются и что мы должны их научить, должны напичкать кучей информации, а на самом деле они не рождаются, как чистый лист бумаги. Они уже запрограммированы, у них уже есть свое «я». Им просто нужно помочь раскрыться. Но при этом я не могу сказать, что родители меня неправильно чему-то учили, просто были более строгие. И мама продолжает быть самым строгим критиком для меня.