Кино о великих людях: композитор Михаил Глинка
75 лет назад, в 1946 году в СССР вышел первый биографический фильм об основоположнике русской классической музыкиМихаила Ивановича Глинке.
Картину поставил режиссер Лео Арнштам по собственному сценарию. Предыдущей его картиной была «Зоя» - киноповествование о героине Великой Отечественной войны. В том же сорок шестом обе ленты были показаны на Каннском фестивале. Но ни «Зоя», ни «Глинка» не принесли Арнштаму наград этого форума.
В фильме «Глинка» собралось целое созвездие известных актеров: Василий Меркурьев, Борис Названов, Михаил Яншин, Борис Ливанов (отец «Шерлока Холмса» Василия Ливанова). Ну а главную роль сыграл Борис Чирков. В музыкальных эпизодах его озвучил прима Большого театра Сергей Лемешев.
Сохранился и вариант, в котором некоторые музыкальные эпизоды исполнял сам Чирков.
Валентина Серова воплотила на экране образ жены композитора – Марии Ивановой-Глинки Любопытно, что в фильме снялась и мать Серовой - Клавдия Половикова. И в картине она мать – героини своей дочери.
Кира Головко выступила в образе Анны Керн, возлюбленной Александра Пушкина. А вот ее дочь – Екатерина – в картине лишь мелькает. Уделять ей много внимания авторы картины не стали, возможно, из деликатности – Керн-младшая была возлюбленной Глинки. Из-за нее он хотел развестись с женой…
И - еще об одном исполнителе. В роли Александра Пушкина предстал очень популярный в то время Петр Алейников. Однако, зрители привыкли видеть его облике простых, симпатичных парней и, когда он появлялся на экране в облике стихотворца, в зале раздавался смех. Огорченный актер попросил убрать свою фамилию из титров.
…Фильм посмотрел Сталин – ему доставляли все картины, снятые в СССР, – и высказал ряд замечаний. В частности, его видение образа композитора не совпало с трактовкой автора сценария и игрой исполнителя главной роли. Впрочем, вождя не устроили и другие нюансы.
Здесь уместно сделать солидное отступление.
За несколько дней до премьеры оперы «Иван Сусанин», состоявшейся в ноябре 1836 года, Глинка по просьбе одного из министров заменил первоначальное название на другое, верноподданническое - «Жизнь за царя». Впрочем, это было логично – в опере прославлялась монархия и звучала патриотическая песнь:
Славься, славься, наш русский Царь!
Господом данный нам Царь-Государь!
Да будет бессмертен твой Царский род,
Да им благоденствует русский народ...
После Октябрьской революции опера по понятным причинам была запрещена. Но в конце 30-х годов по указанию Сталина, началась работа над новой постановкой произведения. Поэт Сергей Городецкий и дирижер Самуил Самосуд создали новое «советское» либретто. Опера, поставленная режиссером Борисом Мордвиновым, обрела вторую жизнь под первоначальным названием «Иван Сусанин» на сцене Большого театра в 1939 году.
Акценты в опере сместили, сюжет изменили – теперь Сусанин отдавал свою жизнь не за царя, а во славу народа и погибал с именем родины на устах. Патриотическая песнь звучала так:
Славься, славься, ты Русь моя!
Славься, любимая наша земля!
Слава, слава родным бойцам!
Родины нашей отважным сынам!
Однако, постановка оперы не впечатлила взыскательного вождя. По словам певца, Марка Рейзена, исполнителя роли Сусанина, «сидевший в ложе вместе с другими членами правительства Сталин спросил: - Почему на сцене так темно? Нужно больше света, больше народу!» Эти слова были переданы Самосуду. Вскоре эпилог был переделан, что, несомненно, пошло на пользу спектаклю… Яркий солнечный свет заливал всю сцену, на которой находилась огромная ликующая толпа. Это был подлинный апофеоз, восславляющий русский народ».
По словам исполнительницы партии Антониды, певицы Валерии Барсовой, «Сталин сказал нам, что нужно вывести на сцену Минина и Пожарского, вывести их живыми, а не показывать в виде застывшего монумента. Он говорил о том, что нужно показать Минина и Пожарского торжествующими победителями, показать празднующий победу народ, сбросивший чужеземное иго и радующийся этой великой победе».
После сталинских ремарок опера приняла совершенно иной вид. Газеты отозвались на спектакль восторженными рецензиями. «Правда» писала, что «кажется – одно огромное сердце бьется в зале. Народ приветствует свое героическое прошлое, своих витязей, своих бесстрашный богатырей. Чудесное, незабываемое мгновение!».
Стоит отметить, что изменения, которые предложил Сталин, действительно имели смысл. Он любил и понимал музыку. Разбирался он и в кино, где выступал в качестве «режиссера», внося те или иные поправки. Сталин читал все сценарии, устраивал в Кремле приватные просмотры с приближенными, потом интересовался их мнением.
Вернемся к фильму «Глинка». «Картину показывали наверху. - записал в своем дневнике Чирков. - Какие-то непонятные претензии… Будут кромсать.
Посмотрели после переделки - как будто чужой фильм. Все расстроены, но все равно все будут помнить, что было раньше, а сам фильм, прежний, был чудо какой задушевный».
В феврале 1947 года состоялась беседа Сталина и Вячеслава Молотова с режиссером Сергеем Эйзенштейном и актером Николаем Черкасовым. Они обсуждали вторую серию фильма «Иван Грозный». И речь неожиданно коснулась картины «Глинка».
«Я даю вам не указания, а высказываю замечания зрителя – скромно заметил Сталин. - Нужно исторические образы правдиво отображать. Ну, что нам показали Глинку? Какой это Глинка? Это же - Максим, а не Глинка (вождь имел в виду ленты с участием Чиркова «Юность Максима» и «Возвращение Максима» – В.Б.). Артист Чирков не может перевоплощаться, а для актера самое главное качество - уметь перевоплощаться».
Обращаясь к Черкасову, исполнителю роли «Ивана Грозного», Сталин бросает ему комплимент: «Вот вы перевоплощаться умеете»…
Несмотря на замечания критиков, в том числе главного - Сталина, фильм «Глинка» был увенчан Сталинской премией. Эту награду получили режиссер Арнштам, исполнители Чирков, Серова, Головко, Меркурьев.
* * *
Казалось, что тема Глинки в советском кинематографе закрыта. Однако, в 1952 году на экраны выходит еще одна лента, посвященная великому музыканту. Видимо Сталин не расстался с желанием увидеть новую трактовку образа, и мобилизовал другой творческий коллектив, который возглавил режиссер Григорий Александров.
Вождь нарушил его творческие замыслы. Дело в том, что Александров хотел снять картину о другом великом композиторе - Петре Чайковском. И такой фильм был снят спустя много лет, но - Игорем Таланкиным по сценарию писателя Юрия Нагибина. Главную в роль исполнил Иннокентий Смоктуновский…
Сценарий картины «Композитор Глинки» создавало трио – сам Александров, писатель Петр Павленко и переводчица Наталья Тренева. Как занесло эту женщину ее в творческую группу, неведомо, но видимо ей помог отец – известный драматург Константин Тренев. Да и Павленко, наверное, не остался в стороне – она была его женой. Кстати, больше ни в каких сценариях Наталья Константиновна не была замечена...
Имена некоторых исполнителей нынче забыты. Это относится к Борису Смирнову и Льву Дурасову, выступившим соответственно, в ролях Глинки и Пушкина. А вот другие имена и сегодня на слуху. Это - известный театральный режиссер Юрий Любимов. В молодости он был актером и в фильме сыграл композитора Александра Даргомыжского.
Любопытно, что образ Ференца Листа воссоздал известный пианист Станислав Рихтер. Он вжился в роль, блестяще играл на фортепиано. Потом выходил на поклоны, и к его ногам летели букеты..
Разумеется, Александров привлек к съемкам жену – Любовь Орлова сыграла сестру композитора Людмилу. Это была единственная женская роль в фильме, но далеко не лучшая в карьере звезды.
Орлова потом сетовала, что это «не роль, а какая-то функция» и потому не могла блеснуть своим талантом. Сестра композитора весь фильм заботится о своем брате, переживает за него. Единственной отрадой для нее стало исполнение романса на музыку Глинки «Я Вас люблю».
Орлова выглядела в этом пышном фильме, как истинно благородная дама, она шуршала своими роскошными платьями, но поразить своих поклонников ей не удалось. Если бы Александров поставил фильм о Чайковском, ей бы досталась роль фон Надежды фон Мекк, возлюбленной композитора. Там бы, наверное, Любови Петровне удалось развернуться…
Стоит выделить еще одного актера – молодого Георгия Вицина, представшего в роли Николая Гоголя. Причем, знаменитого писателя он сыграл во второй раз. Впервые это было в картине «Белинский», вышедшей на экраны в 1950 году.
Была в творческой биографии Вицина и третья роль Гоголя - в экранизации «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В фильм, вышедший в 1959 году, ввели Автора, которого и сыграл Вицин. Но озвучивал его почему-то Леонид Хмара.
Фильм «Композитор Глинка» не был отмечен в СССР. За рубежом же картину удостоили нескольких призов. Но, конечно, это было не то, на что рассчитывали ее создатели. Главное, они не дождались добрых слов от Сталина...