о виниловых пластинках и не только
«Эпоха винила, как и эпоха теперь уже почти мистической БСЭ, напоминает нам о спящих повсеместно, в том числе и в ящиках письменных столов, в книжных шкафах, крохотных тигрятах. Не дайте себя сожрать. Настоящее стоит того, чтобы быть сохранённым и переданным по наследству. Миру. Детям».
Помнится, мы говорили, что винил необычайно живуч. Старый винил. Добротный, в толстенных картонных конвертах. Живуч. Точно как и старые книги.
Ну кому, скажите мне, придёт в голову разглядывать и любовно оглаживать, аккуратно вставляя на место, вкладыши от CD?
Абсурд. Немыслимо...
Возьмите конверты 40—60-х — сколько экспрессии в каждой букве, какая «чудовищная эклектика»! Как всё это делалось — какие склейки, швы, внутренние конверты с десятками крохотных фото альбомов студии грамзаписи. Названия песен, иногда тексты, да ещё и скромная реклама: «Посетите Колорадо!» «Покупайте скипидар!»...
Альбомы Элвиса 56-го: Elvis Presley — точно вырванный кадр из поезда времени, выдранный на лету листок, буквы названия словно случайно к нему прилипли, на обороте — статья; ELVIS — вполоборота с гитарой, падающий ниоткуда свет — новый апостол новой эры, опять статья на обороте. И мысль: а что он сделал в следующий миг, после фото?
Тексты. Большие тексты, которые надо было читать — и их читали. Краткий экскурс — улавливаете общий смысл словосочетания? Краткий экскурс в нечто важное и большое.
Альбомы Нэта Кинга Коула 52-го: Unforgettable — в чёрно-голубом и с жёлтой физиономией Коула, вроде и фильм ужасов, а вроде и влюблённая парочка в ночи и улыбающийся им певец с невероятным бархатным баритоном; Penthouse Serenade. Nat King Cole at the Piano — с рояльной крышкой, а под ней все песни с миражами большого города и снова с двумя влюблёнными...
Альбомы Джонни Кэша 64-го: I Walk the Line — с кривой, полусаркастической гримасой-усмешкой, заглавной J, съевшей половину набриолиненного кока; Bitter Tears: Ballads of the American Indian — с Кешэм, похожим на Гойко Митича, вступившего на тропу войны за права всех индейцев вселенной по эту и ту сторону Варшавского блока.
Стиль. Безумие. Настоящесть. Хочется брать в руки и рассматривать. Обладать и передавать по наследству.
В чём магия и сила? В естественном ходе вещей.
Объясню.
Нэт Кинг Коул, которому 17 марта могло бы исполниться 102 года, всю сознательную жизнь курил (не переставая) ментоловые сигареты: «Выбор правильной тональности в песне значит для серьёзного вокалиста всё, а курение... помогает мне добиться хриплости в голосе, которая так нравится публике. Если вы хотите петь, начните курить... Вы же любите свою публику?..»
Ему адски завидовали — чистейшей фразировке, исключительной точности пропорций горечи и мёда в голосе. Баллады. Гимны...
Да, Коул рано умер, оставив после себя абсолютно никем не занятое пространство. И я не призываю вас курить (тем более ментоловые сигареты — сам страдал таким в молодости). Я лишь говорю о том, что, следуя цели, мастера прошлого приносили на алтарь своих побед жертвы. Иногда стоившие им жизни.
И ещё одно: многие из них — да практически все — умели красиво и мужественно стареть. Чего не скажешь о «мегазвёздах» нынешнего времени, всеми силами удерживающих себя в коридоре «18—32 / вечерний грим».
Если бы Кэш записал свои последние пять альбомов в таком гриме...
Джерри Ли Льюис. Насквозь просушенный солнцем, виски, испытаниями и собственной желчью. Посмотрите на его шоу за последние 40 лет. Никуда не спеша, медленно превращаясь в дряхлую развалину, он всё ещё продолжает разрывать мир и залы на части. На мелкие жалкие кусочки. Даже если ему и нужна помощь, чтобы подняться на сцену.
Би Би Кинг. Необъятный. На высоком барном стуле с неизменной гитарой. Практически не совершающий движений в последние лет 20 своей карьеры. И беснующиеся залы вокруг...
Как они умели держаться на сцене.
На сцене, а не за неё.
Кстати, в тот же день, в один день с Нэтом Коулом, родился ещё один знаковый для меня человек — Курт Рассел (ему стукнуло 70). Конечно, он не то чтобы певец, хоть и весьма прилично сыграл Элвиса в одноимённом фильме 78-го.
Рассел — человек. Здраво осознающий себя во времени и в пространстве. 38 лет он живёт себе поживает с красоткой Голди Хоун, и пусть хоть кто-нибудь рискнёт сказать что это не так — что она не красотка и не принцесса.
Конечно, со времён «Человека за бортом» оба здорово постарели. Но как! С какой помпой и роскошью!
Теперь поседевший Змей Плисскин играет Санту в «Рождественских хрониках», а его жена — жену Санты.
Кажется мне, это красивая история. Про виниловые конверты, с годами только набирающие веса, плотности и смыслов.
Всё шагнуло за горизонт, потерявшись из виду: полиграфия, носители звука, принципы дизайна, методы привлечения внимания. Одно плохо — всё меньше желания покупать изо всех сил блестящий от радости новодел.
Я понимаю. Весьма пространные размышления...
Но куда мне деть по крайней мере четыре сотни CD, что потеряли свою привлекательность лет через несколько после их приобретения?
Я их слушаю — это да. Но они не взаимодействуют со мной. Нет пожелтевших страниц. Нет чёрточек-царапок на яблоке.
Певец, музыкант, живущий своим делом насквозь, до мяса и костей, постепенно истирается, сходит на нет, седеет и иногда сбоит, совсем как винил 70-летней давности, с трудом отдающий последние, самые быстрые и пробитые дорожки — ближе к сердцевине диска, ближе к смерти.
Когда заканчивается на пластинке сторона А, разве не сгорают вселенные, не низвергаются миры?..
Всему требуется время.
Вину. Отношениям. Знаковым вещам.
Элвис так и не выпустил альбом с игрушечным мишкой на обложке, с бессмертным и неубиваемым your lovin' teddy bear.
Зато Джексон, который Майкл, явил миру Thriller, где на внутреннем развороте, как бы и вальяжно, а между тем напряжённо, развалясь в белом костюме, снялся с... тигрёнком. Милейшим тигрёнком, помытым и причёсанным, с красивыми полосками и носиком-кнопочкой.
Вы же помните, не можете не помнить: именно Джексон стал мостом из того времени в это... Его первые альбомы выходили на виниле, только на виниле — другого ещё не было. А потом...
А потом тигрёнок вырос и сожрал всех и вся вместе с шоу-бизнесом. И ушёл спать. В тайгу или куда там ещё.
Что осталось на месте его трапезы?
Эпоха винила, как и эпоха теперь уже почти мистической БСЭ (Большая советская энциклопедия — 31 том сакральных знаний, покупайте, пока ещё есть), напоминает нам о спящих повсеместно, в том числе и в ящиках письменных столов, в книжных шкафах, крохотных тигрятах.
Не дайте себя сожрать.
Настоящее стоит того, чтобы быть сохранённым и переданным по наследству. Миру. Детям.
Это был спич о виниловых пластинках, допотопной полиграфии и доисторическом дизайне. А также — о мастерах прошлого, превыше всего ставивших голос Высшего Настоящего, живший у них внутри.
Впрочем, прямо сейчас CD сжигать не стоит.
Мало ли что и когда потребуется на растопку.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.