В прямом эфире: 70 лет назад в СССР была создана Центральная студия телевидения

70 лет назад в Советском Союзе была создана Центральная студия телевидения. 22 марта 1951 года она начала ежедневно транслировать новости, музыкальные передачи, кинофильмы и мультфильмы. Вскоре телецентры стали появляться и в столицах союзных республик. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.

В марте 1951-го Москва начала еще и показывать. Транслировали картинку еще за 12 лет до этого, но сообщения были короткие и не каждый день. Сигнал принимала всего сотня московских телевизоров. Больше в столице не было. А начиналось все вот здесь, на Шаболовке. Небольшой съемочный павильон и башня работы инженера Шухова.

«Башня для него была, с одной стороны, лебединая песня, а с другой – это был вызов и прорыв, и рождалась она в муках. Революция, его выселяли с семьей из его дома. У него умирает младший сын и мама, и со стройки он уехал хоронить маму и вернулся на стройку», – вспоминает правнук архитектора Владимир Шухов.

Во время установки четвертой секции оборвался трос. Обошлось без жертв, но аварию расценили как антисоветскую деятельность. Владимира Шухова приговорили к «условному расстрелу». Дали шанс достроить, а потом оправдали.

Первые программы советского телевидения – это концерты, спектакли и новости в прямом эфире. Те, кто хотел работать хоть в кадре, хоть за кадром, проходили строгий отбор и огромный конкурс.

Кумир нескольких поколений Виктор Балашов до телевидения был актером. Харизма, внешность и поставленный голос обещали большую актерскую карьеру. Но передвигаться по сцене мешали костыли. На войне получил сразу три ранения. Виктор Балашов стал диктором сначала на радио, а потом и на телевидении. И сразу понял: со зрителями нужно говорить, как с друзьями. А в программы приглашать тех, кого любят простые люди: ученых, космонавтов, работников колхозов.

«Мы живьем работали и на пальцах показываем за 4 минуты, три минуты и если перебираете время, я показываю круги. Мой железнодорожник рассказывает, я показываю три минуты, две минуты, показываю уже круги. А он говорит, а теперь я расскажу о кольцевой железной дороге».

Даже когда появились видеомагнитофоны, для легенды советского телевидения, режиссера Калерии Кисловой, самым любимым все равно оставались прямые эфиры. В работе, как во время авиаперелетов, всегда любила турбулентность. Она исколесила весь мир, но в основном по работе. Вылетать заграницу в отпуск ей запретили спецслужбы. Расплата за допуск номер один, то есть работу непосредственно с генсеками и президентами. Калерия Кислова знала лучшие ракурсы каждого из них. Горбачев сам подсказал.

«Замредактора сказал: показывай его так, чтобы не было видно пятна. Меня вызывает сам Михаил Сергеевич Горбачев, говорит: почему ты меня так показываешь. То сбоку, то вот таким маленьким. Не умеешь показывать? Не стала никого выдавать. Говорю: а как вы хотите? Он говорит: Я люблю крупно и прямо», – указала режиссер советского и российского телевидения Калерия Кислова.

На Калерии Кисловой были все самые важные трансляции для страны. Похороны Брежнева, последнее новогоднее обращение Бориса Ельцина, «Олимпиада-80». Когда мишка улетал в небо, плакал весь мир, но не Кислова. У нее было только одно желание – показать зрителю все, что она видит на десятках мониторов.

«Когда закончились игры и мишка улетел и погасли все мониторы, я не плакала, а у меня просто рыдания были. Олимпиадой я жила, за два года я была назначена вести трансляцию открытия и закрытия, зажжение огня. Я проводила не только мишку, я проводила большой кусок своей жизни», – вспоминает Калерия Кислова.

После этой «Олимпиады-80» Центральное телевидение Советского Союза говорило и показывало еще 11 лет. А в 91-м на голубые экраны пришли уже другие программы – нового времени.