Главархив рассказал о благотворительной деятельности режиссера Константина Станиславского
Фамилия Станиславского как режиссера и актера на слуху не только у заядлых театралов. Однако мало кто знает, что на попечении Константина Станиславского, представителя известного московского купеческого рода, чья настоящая фамилия – Алексеев, находились бедняки. В Главархиве столицы хранятся ценные документы о благотворительной деятельности режиссера. В числе документов сохранились его собственноручные письма и программы благотворительных концертов, в которых он участвовал.
Милосердие было свойственной чертой для рода купцов Алексеевых. Еще Сергей Алексеев, отец будущего режиссера, был известным филантропом, особенно на территории Рогожской части Москвы. Сын семейную традицию продолжил.
В 1894 году Константин Алексеев был избран в попечительство о бедных 1 и 2 Рогожских участков Москвы на должность участкового попечителя. В сохранившемся письме к московскому городскому голове Константину Рукавишникову, режиссер писал, что посвятит доброму делу те немногие часы свободного времени, которыми располагает и надеется, что при содействии энергичных и деятельных сотрудников сумеет послужить делу призрения бедняков.
Времени у Константина Алексеева и правда было не много: с 1886 года он был казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и также входил в его дирекцию. Примерно в это же время Алексеев принял участие в создании Московского общества искусства и литературы, вложив сюда собственные средства и став режиссером постановок многих пьес в рамках этого общества. Тогда же Константин Алексеев взял себе сценический псевдоним Станиславский, под которым он и прославился на весь мир.
Кроме того, Алексеев входил в состав руководства семейной золотоканительной фабрикой, которую впоследствии реорганизовал под производство электротехнической проволоки. На все это уходило много времени.
Но несмотря на обилие занятий, Станиславский подходил к благотворительности очень серьезно. Он лично принимал участие в составлении текстов писем, которые потом рассылались для организации сбора пожертвований денег в пользу неимущих москвичей. Письма получались трогательные, и горожане щедро вносили свою лепту в дело помощи бедным.
После того, как в середине 1890-х годов был создан Московский Художественный театр, времени у Константина Алексеева, который к тому моменту стал уже более известен как Станиславский, не оставалось совсем. Его также утвердили на должность преподавателя на общественных началах в драматической секции студенческого Общества искусств и литературы при Московском университете. И так как к началу XX века режиссер практически полностью посвятил себя театру, то его благотворительная деятельность приняла иные формы.
Режиссер активно участвовал в организации концертов для сбора пожертвований на самые разные цели. Так, согласно сохранившимся документам, в 1901 году Константин Станиславский участвует в организованном графиней Софьей Толстой концерте в пользу приюта для бесприютных детей на Девичьем поле. Принимал режиссер участие и во многих других представлениях. С началом Первой мировой войны количество благотворительных концертов значительно увеличивается – ведутся сборы пожертвований в пользу бесплатных детских столовых и других учреждений Московского общества борьбы с детской смертностью. Собираются пожертвования для детей, пострадавших от войны, в пользу жертв войны и на другие благотворительные нужды.
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея