Войти в почту

Главархив рассказал о благотворительной деятельности режиссера Константина Станиславского

Фамилия Станиславского как режиссера и актера на слуху не только у заядлых театралов. Однако мало кто знает, что на попечении Константина Станиславского, представителя известного московского купеческого рода, чья настоящая фамилия – Алексеев, находились бедняки. В Главархиве столицы хранятся ценные документы о благотворительной деятельности режиссера. В числе документов сохранились его собственноручные письма и программы благотворительных концертов, в которых он участвовал.

Главархив рассказал о благотворительной деятельности режиссера Константина Станиславского
© Главное архивное управление города Москвы

Милосердие было свойственной чертой для рода купцов Алексеевых. Еще Сергей Алексеев, отец будущего режиссера, был известным филантропом, особенно на территории Рогожской части Москвы. Сын семейную традицию продолжил. 

В 1894 году Константин Алексеев был избран в попечительство о бедных 1 и 2 Рогожских участков Москвы на должность участкового попечителя. В сохранившемся письме к московскому городскому голове Константину Рукавишникову, режиссер писал, что посвятит доброму делу те немногие часы свободного времени, которыми располагает и надеется, что при содействии энергичных и деятельных сотрудников сумеет послужить делу призрения бедняков.

Времени у Константина Алексеева и правда было не много: с 1886 года он был казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и также входил в его дирекцию. Примерно в это же время Алексеев принял участие в создании Московского общества искусства и литературы, вложив сюда собственные средства и став режиссером постановок многих пьес в рамках этого общества. Тогда же Константин Алексеев взял себе сценический псевдоним Станиславский, под которым он и прославился на весь мир.

Кроме того, Алексеев входил в состав руководства семейной золотоканительной фабрикой, которую впоследствии реорганизовал под производство электротехнической проволоки. На все это уходило много времени.

Но несмотря на обилие занятий, Станиславский подходил к благотворительности очень серьезно. Он лично принимал участие в составлении текстов писем, которые потом рассылались для организации сбора пожертвований денег в пользу неимущих москвичей. Письма получались трогательные, и горожане щедро вносили свою лепту в дело помощи бедным.

После того, как в середине 1890-х годов был создан Московский Художественный театр, времени у Константина Алексеева, который к тому моменту стал уже более известен как Станиславский, не оставалось совсем. Его также утвердили на должность преподавателя на общественных началах в драматической секции студенческого Общества искусств и литературы при Московском университете. И так как к началу XX века режиссер практически полностью посвятил себя театру, то его благотворительная деятельность приняла иные формы.

Режиссер активно участвовал в организации концертов для сбора пожертвований на самые разные цели. Так, согласно сохранившимся документам, в 1901 году Константин Станиславский участвует в организованном графиней Софьей Толстой концерте в пользу приюта для бесприютных детей на Девичьем поле. Принимал режиссер участие и во многих других представлениях. С началом Первой мировой войны количество благотворительных концертов значительно увеличивается – ведутся сборы пожертвований в пользу бесплатных детских столовых и других учреждений Московского общества борьбы с детской смертностью. Собираются пожертвования для детей, пострадавших от войны, в пользу жертв войны и на другие благотворительные нужды.