Анимационные премьеры фестиваля LIAF представят в Нижнем Новгороде
Возрастное ограничение: 16+.
25 марта в «Орленке» состоится премьера новой программы Лондонского международного анимационного фестиваля LIAF. Девять фильмов из Азии, Европы и США отобраны для российских показов из обширной международной и национальной программ LIAF. В этом году сразу ряд фильмов обращаются к темам психологических переживаний и травм, внутреннему опыту человека.
С идеей диссонанса между внутренним и внешним миром работает фильм Алы Нуну Лежинской. В ее работе «Во главе» страх главного героя перед внешним миром приобретает пугающий масштаб. Это фильм о желании помочь близкому человеку и невозможности это сделать.
Яркое высказывание на тему бессознательного разделения на «мы-они» транслирует фильм Ясмин Эльсен «Карусель». Героиня фильма считает, что парк -- ее территория и отчаянно противится появлению новых персонажей в своем «царстве». Этот фильм визуально выделяет смешанная техника — стоп-моушен анимация из фетра и рисованная анимация делят мир на пространство реальности и мечты.
Два фильма из Венгрии — «Прощай, микрорайон!» Евы Дарабош и «Помощник» Анны Сёллёши отличает яркий визуальный стиль, сюрреальные метаморфозы, образы и типажи. Фильм Дарабош — ироничное и нежное прощание с микрорайоном, из которого должна в скором времени уехать героиня. Привычные сюжеты из жизни двора, сценки в соседских окнах вдруг превращаются в странные и полные неожиданного смысла метафоры, объекты теряют привычную форму и масштаб, подчеркивая магию прощания с домом. В работе Анны Сёллёши главная героиня мечтает стать бессмертной и ищет того, кто сможет ей помочь. Минималистичная и контрастная стилистика погружает зрителя в переживания героини и воссоздает мир бессознательного.
Стилистически к этим фильмам примыкает и работа словацких аниматоров Марты Прокоповой и Михала Блашко «Дикие звери». Фильм был впервые представлен в программе Berlinale Talents, которая поддерживает молодых кинематографистов. В центре внимания режиссеров три истории взросления, которые заканчиваются драматично. Марта Прокопова ведет повествование от лица не людей, но зверей, делая это осознанно.
«Так мне проще рассказать историю. Этот подход дает отстраненный взгляд на проблему. Иногда добавляет новые смыслы или символизм, при этом сохраняя фокус на критическом аспекте», — комментирует Прокопова.
Еще один пример зооморфизма встречается в работе южнокорейского режиссера Лииха Кима «Маскот». Здесь за образами зверей, которые мечтают стать городскими символами — маскотами, скрыта сложная проблема трудоустройства молодых корейцев.
«Я пытался показать отчаяние и боль корейских тинейджеров. Работа мечты для них — госструктуры, потому что это стабильность. Количество выпускников постоянно растет, вместе с тем увеличивается и конкурс. Сейчас это 40 человек на место. Действие фильма происходит в том самом районе Сеула, где проходят собеседования, очереди на экзамен для маскотов повторяют очереди, в которых стоят сотни моих сверстников в надежде не провалить экзамен», — объясняет Лииха Ким.
Три последних фильма программы выделяются нестандартной техникой. «Нажмите кнопку, если начнется паника» Габриэля Бёмера невероятно кропотливо исполненная бумажная аппликация. В своих работах, будь то картины, фильмы или музыка, Габриэль старается поймать нить бессознательного и выстроить вокруг нее смысл, добиваясь этого юмором и абсурдистскими сюжетами.
Трагическое событие стало отправной точкой для создания фильма «Семья, которая крадет собак» Джона Си Келли. Используя диктофонные записи своего голоса, зарисовки и скетчи, автор создает пространство скорби по близкому родственнику и собственному прошлому.
Фильм Дины Великовской «Узы» полностью создан с помощью 3D-пера, это первая работа такого рода. Каждый персонаж «воссоздан» в реальности в десятках поз — тонкая и длительная работа, которая подарила впечатляющий фильм, будто сотканный из нитей-каркасов. «Узы» уже собрали внушительное количество наград на международных фестивалях.
Справка
Лондонский анимационный фестиваль — важнейшее анимационное событие в Европе — существует с 2003 года. Конкурсная программа представляет многообразие анимационных техник и новые тенденции в отрасли. Цель фестиваля — развенчать миф о том, что анимация — это исключительно мультфильмы для детей. Каждый год LIAF представляет аудитории умные, провокативные и актуальные фильмы режиссеров со всего мира.
Трейлер фестиваля: https://youtu.be/WycK4Jl-Hnc.
Расписание и билеты: http://orlenok-kino.ru/.