Нежное кино: по следам фильма «Три тополя на Плющихе»
Весной 1968 года вышел фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». Ленту посмотрели 26 миллионов зрителей, исполнительницу главной роли Татьяну Доронину журнал «Советский экран» признал лучшей актрисой года, а песня «Нежность», которую спела ее героиня, стала настоящим хитом.
За пятьдесят с лишним лет «Три тополя» не потеряли своего очарования: простая история двух разминувшихся в столице людей до сих пор трогает сердца. История создания картины — в материале mos.ru.
Все началось с песни
Свою «Нежность» Александра Пахмутова вместе с поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым написали в 1965 году. Она вошла в цикл «Обнимая небо», посвященный советским летчикам. Когда Майя Кристалинская впервые исполнила ее, публика встретила песню прохладно — она показалась немного странной. Лирическая героиня сначала обращается к возлюбленному, улетевшему в рейс, а потом вдруг вспоминает про французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который, как известно, написал своего «Маленького принца» незадолго до трагической гибели во время разведывательного полета в 1944 году.
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля,
Как прожить ей без него, пока
Он летал, летал,
И все звезды ему
Отдавали
Свою нежность…
Именно с «Нежности» начались «Три тополя на Плющихе». Песня очень нравилась Татьяне Лиозновой, уже снявшей на тот момент несколько фильмов (правда, главный триумф — «Семнадцать мгновений весны» — еще впереди, в 1973-м году). «Железная леди» советского кино решила обязательно использовать загадочную песню в своей следующей ленте. Она примеряла то одну, то другую историю... Однажды, прочитав рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», Лиознова поняла: вот оно! Два героя случайно встречаются и проходят мимо своего возможного счастья. Ключом к их истории и станет «Нежность». Действие Лиознова перенесла с Шаболовки на Плющиху, чтобы избежать лишних ассоциаций (находящаяся на Шаболовке Шуховская башня в то время была символом советского телевидения).
История, которая легла в основу фильма, проста и незабываема. Молодая женщина Нюра (Татьяна Доронина) приезжает из деревни в Москву, чтобы продать на рынке домашнюю ветчину. От вокзала до Плющихи, где живет сноха Нюры, ее везет таксист Александр (Олег Ефремов). Между ними возникает симпатия, и герои договариваются встретиться позже. Но обстоятельства мешают, и история их любви останавливается в самом начале. Простейший сюжет дополнился актерским талантом Дорониной и Ефремова, работой Лиозновой и оператора Петра Катаева, музыкой Пахмутовой — и получился прекрасный фильм.
Кульминационная сцена связана с той самой песней. Помните? Дождь, герои сидят в машине, Саша ищет песню «Нежность» по радио — она как раз часто звучит в эфире, а Анна со свойственной ей простотой говорит, что такой песни не знает, но у нее тоже есть одна любимая. Она начинает петь, и оказывается, что это как раз та самая композиция. По глазам героя Ефремова, снятым крупным планом, становится понятно: пропал.
Кстати, крупные планы — один из главных инструментов, с помощью которых Лиознова добилась особенной атмосферы своей картины. А как такие планы снимать технически в салоне автомобиля, придумал оператор Петр Катаев. Для такси, в котором сидят герои, нашли дублера. Вторую машину распилили и сняли с нее лобовое стекло. Таким образом камера могла максимально близко подобраться к Ефремову и Дорониной с любого ракурса.
Были и другие ухищрения — куда без них в большом кино. Лиознова хотела дать диалог актеров во время дождя живым, то есть без последующего переозвучивания. Но когда на крышу такси полилась вода из машины, имитирующей дождь, стало понятно: это полностью заглушает голоса. Решение придумал звукооператор картины Леонард Бухов. На крышу авто положили несколько матов, которые смягчали лишние шумы.
Доронина и Ефремов: двое в «Трех тополях»
Исполнители главных ролей впервые встретились на съемках фильма Михаила Калатозова «Первый эшелон» еще в 1955 году. Для обоих это был дебют в кино, правда, Ефремову сразу досталась большая роль (он сыграл секретаря комсомольской организации Алексея Узорова), а Дорониной — эпизодическая. Актеры будут сниматься вместе еще не раз — в лентах «Шли солдаты», «Еще раз про любовь», «Ольга Сергеевна». Также они много вместе работали в театре вплоть до раскола МХАТа в 1987 году. Их дуэт в «Трех тополях» покорил зрителей, после выхода картины даже пошли слухи о романе актеров.
На роль Саши Лиознова изначально рассматривала Николая Рыбникова («Весна на Заречной улице», «Девушка без адреса», «Девчата»), с которым уже работала в 1963 году на съемках фильма «Им покоряется небо». Что же касается главной героини, здесь у режиссера никаких сомнений не было: ее должна сыграть Татьяна Доронина. На первой встрече с актрисой Лиознова попросила ее выучить песню «Нежность» и прийти, когда будет готова. Доронина песню знала и спела сразу на месте.
Однако в дальнейшем не обходилось без сложных ситуаций. Например, однажды Доронина настояла на изменении одной из сцен. По задумке Лиозновой, Нюра должна была есть мороженое на станции перед отправлением в Москву. Но актриса отказалась наотрез. Причина? Не любит мороженое. И Лиознова, известная своим железным характером, уступила.
Вы лучшая девушка в СССР: 10 главных ролей Татьяны Дорониной
Была еще одна великая женщина, с которой режиссеру предстояло найти общий язык, — Александра Пахмутова. На «Нежности» держался весь фильм, для Лиозновой было принципиально получить разрешение на использование песни. Александра Николаевна сначала скептически отнеслась к этой истории, но, когда ей показали черновой вариант сцены, где Доронина поет, была впечатлена. Она не только отдала «Нежность», но и согласилась написать всю музыку для кинофильма.
Кстати, был в фильме еще один хит того времени — Oui, je crois («Да, я верю») в исполнении Мирей Матье. Песня французской дивы звучит, когда Нюра едет на телеге по деревне. Казалось бы, диссонанс. Но никакой иронии: Нюра хоть и просто одета, и сидит рядом с чемоданом сала, но в это время мы видим в ней в человека с богатым внутренним миром, серьезного, думающего.
Удивительный маршрут
Еще одной героиней фильма стала Москва. Предлагаем пройти по следам Нюры и Саши и вспомнить, на фоне чего разворачивается их история.
Правда, первый раз зритель попадает в столицу еще до приезда туда героини. Помните, как таксист забирает под утро молодую девушку с Комсомольского проспекта? Мы видим кинотеатр «Фитиль», который работает и сегодня, а чуть вдалеке — церковь Николы в Хамовниках.
Девушка, на которую со сдержанным неодобрением посматривает Саша и с которой скоро так сильно будет контрастировать Анна, просит отвезти ее домой «на Кутузовский, за панораму» — то есть в окрестности музея-панорамы «Бородинская битва». Внимательный зритель быстро заметит художественное допущение: на самом деле таксист высаживает девушку в Пожарском переулке. Затем Саша едет по пустой утренней Москве, мелькает снятая сверху Лубянская площадь.
В следующий раз мы окажемся в Москве уже с героиней и будем вместе с ней ловить такси на Комсомольской площади, а заодно осмотримся. Непривычно видеть площадь без универмага — его построят только в 1983 году, то есть через 25 лет после съемок.
Герои наконец встречаются — Нюра садится в такси и едет по столичным улицам с еще одним пассажиром — добрым дедушкой. Саша отвозит того на Большую Пироговскую улицу, к комплексу общежитий Института красной профессуры. Это интересный образец конструктивизма конца 1920-х: восемь зданий расположены в шахматном порядке и соединены между собой галереями. Комплекс был построен в 1929–1932 годах. В нем размещались общежития и квартиры сотрудников института. Из-за своей необычной планировки здание получило название «дом-пила».
Ампир, классицизм и много конструктивизма: гуляем по Хамовникам
От Большой Пироговки до Плющихи ехать совсем недолго, но герои почему-то отправляются колесить по столице. То ли Саша не хотел так быстро расставаться с прекрасной пассажиркой, то ли Татьяне Лиозновой важно было показать другую красавицу — Москву. Сначала мы попадаем на Новый Арбат (тогда — проспект Калинина). Здесь еще завершается строительство. Дома-книжки уже стоят, но между ними еще нет торговых корпусов. В кадр здесь попадает церковь Симеона Столпника на Поварской, которая чудом уцелела во время строительства проспекта Калинина.
Начинается дождь. Наши герои будут пережидать его, припарковавшись в переулке Сивцев Вражек. Здесь состоится один из ключевых диалогов и будет спета та самая песня. Дождь постепенно заканчивается, а мы магическим образом оказываемся на Манежной площади (в 1967 году, когда проходили съемки, она была еще проезжей). Затем — Смоленская набережная и Комсомольский проспект. Здесь в кинотеатре «Горизонт» Саша обходит очередь, утверждая, что у него в машине «сидят чешские товарищи», и покупает два билета на фильм «Встреча в горах». Фильм настоящий — это комедия грузинского режиссера Николая Санишвили, снятая в 1966 году.
Под наивные рассуждения Нюры про Америку мы снова попадаем на Смоленскую набережную и наконец добираемся до Плющихи. Героиня так описывает здание, которое ей нужно: «Там дом такой, что и проглядеть-то нельзя. Отовсюду видать... Мост там. И церква старая. Как дом-то сложили, так церква в землю ушла. Скукожилась». Наконец он найден — это Дом архитекторов, который находится по адресу: Ростовская набережная, дом 5. А «церква» — это церковь Благовещения Богородицы, не сохранившаяся до наших дней. В 1932 году ее закрыли, а к концу 1960-х снесли полностью.
Интересно, что сцены дома у снохи Нюры действительно снимали в Доме архитекторов. Хозяева квартиры на время уступили ее съемочной группе. А кафе «Три тополя» кинематографистам пришлось сооружать самим. Около него герой Ефремова прождет Нюру целый час. Современные зрители во время просмотра этой сцены испытывают, вероятно, такие же эмоции, что и те, кто впервые посмотрел этот фильм в 1968 году: волнуются, когда героиня не может найти ключи, надеются, что Саша все-таки подождет еще... И думают после титра «Конец», почему же Нюра так и не вышла.