Элла Должикова: "Музыкант – это не только исполнитель. Музыкант похож на военного".

Темы пресс-конференции касались особенностей проведения нынешнего Конкурса-Фестиваля, вопросов организации постпандемического конкурсного процесса, проблем дистанционного обучения. Были подняты вопросы общего характера, связанные с профессиональным обучением и музыкальным образованием в регионах. Представителей учебных заведений Брянска, Перми, Тынды (Амурская область), принявших участие в онлайн диалоге, интересовали актуальные, наболевшие проблемы. Преподаватели и администрация регионов ждали от организаторов пресс-конференции советов по решению организационных вопросов для обеспечения лучшего пребывания детей-участников в условиях действующих ограничений. Проведение Конкурса-Фестиваля ожидается в юбилейном формате. Элла Олеговна Должикова начала пресс-конференцию, подводя итоги десятилетнего развития и становления Конкурса-Фестиваля, организовать который, увы, не успел сам Юрий Николаевич Должиков при жизни. Это осталось неосуществленной мечтой мастера. Своеобразный творческий отчет главного идейного вдохновителя состязания молодых исполнителей Эллы Должиковой открыл конференцию: "Незаметно пролетело десять лет, не успели оглянуться, как уже юбилейный конкурс. Это говорит о том, что Конкурс Должикова занял свою крепкую позицию среди других состязаний, завоевал своего рода доверие, стал популярным. Он уже живет своей жизнью. В начале становления конкурса были периоды метания: делать - не делать, браться - не браться. Я понимала только одно, что конкурс надо продолжать, потому что он действительно стал жить собственной жизнью. Бросать такое категорически нельзя. Десять лет назад начинали мы с самого простого варианта. Это был Московский региональный конкурс, и в первый же год приняли участие 150 человек. Он был объявлен Открытым Московским региональным конкурсом, но все равно приехали представители других городов. Тогда он проходил на базе ДМШ им. Игумнова в Москве. Первые два года конкурс проходил в этом формате. Третий, четвертый, пятый конкурсы постепенно расширялись. Начиная с пятого года мы стали активно привозить регионы, делать региональные прослушивания, формировать группы, чтобы они могли приезжать в Москву. С 2019 года наш проект был вознагражден тем, что Фонд президентских грантов, рассмотрев нашу заявку, принял решение о своей поддержке. Для нас это, безусловно, было огромной поддержкой, и мы смогли очень качественно, на высоком уровне проводить наш конкурс. Теперь уже сформированные в регионах группы детей приезжают после регионального конкурса в Москву на основной финальный этап - Конкурс им. Должикова. Дети проживают в гостиницах бесплатно. До пандемии число приезжих варьировалось около 150 человек. После событий с карантинами и невозможностью многих приехать, это количество сократилось до 50. Думаю, что это все будет иметь временный характер. Нынешний конкурс будет проходить в двух форматах, очном и заочном. По плану 100 человек будут играть дистанционно, 150 выступят очно. Поэтому наше ежегодное число 250 участников остается, не смотря ни на что. Мы могли бы расшириться и больше, желающих и способных сражаться на конкурсе много, но габариты музыкальных школ не позволяют проводить подобные мероприятия более масштабно. Очень многие ДМШ хотели присоединиться к нашему конкурсу, но когда мы начинаем говорить о концертных залах и их вместимости, то быстро отпадают. У нас очень большая аудитория. Уже много лет мы проводим конкурс с творческим объединением "Кусково". Это сразу несколько детских музыкальных школ: ДМШ им. Листа, ДМШ им. Римского-Корсакова, ДМШ им. Будашкина, ДМШ им. Шостаковича. В 2017 году мы начали дружбу со школой Шостаковича, конкурс проходил в ее стенах. В нынешнем году предусмотрен двойной очно-заочный формат, и мы разместились в школе Римского-Корсакова. Дети будут проходить группами, строго соблюдая дистанцию. На каждых трех человек будет выделен один класс, по всем стандартам сегодняшнего положения. Для нас, организаторов конкурса в очно-заочном формате, – это большая практика. В этом двойном формате есть и плюсы, и минусы. Плюсы несомненные в том, что дети из самых отдаленных уголков России, не имеющие возможности приехать в Москву, присылают свои видео, и, благодаря дистанционному формату, полноценно участвуют в конкурсе. Конкурс имеет очень широкий спектр. Помимо собственно состязаний среди младших, средних и юношеских групп до 21 года, предусмотрена большая образовательная часть. По регламенту нынешнего конкурса день 26 марта будет полностью посвящен мастер-классам наших педагогов, каждый по своей специальности. Также на конкурсе параллельно проводятся курсы повышения квалификации, которые в прошлом году прошли удачно, возможно, в этом году такой опыт повторится. Ключевая особенность конкурса Должикова – Всероссийский сводный детский духовой оркестр. Оркестр появился с самого основания конкурса. Дети по приезде на конкурс все без исключения могут принимать участие в репетициях оркестра. Репетируют и участвуют почти все, хотя это и необязательно. Оркестр ежегодно вырастает до большого состава. За конкурсную неделю, всего 3-4 репетиции, готовится программа, которая исполняется на гала-концерте закрытия конкурса. В этой сложности такой короткой подготовки к концертному выступлению коллектива, где играют дети различного возраста и профессионального уровня, заключается уникальная оркестровая практика. Некоторые дети впервые получают такой опыт, а многие приезжают даже просто ради этого, специально на оркестр. Мы им за это, конечно, очень благодарны и готовы предоставлять им такую возможность. Мы также делаем все возможное, чтобы деятельность Всероссийского сводного детского духового оркестра выходила за рамки нашего конкурса. В прошлом году у нас был запланирован концерт в музее им. Глинки, который отменился из-за карантина. В этом году, к сожалению, пока действуют ограничения, особенно ограничение числа присутствующих на сцене. Оркестр должен был выступать с хором в тематической программе военных лет на 9 мая. Но мы это все равно будем осуществлять на базе наших партнеров, творческого объединения "Кусково" и open air на 9 мая. Мы благодарны генеральному директору Алине Олеговне Березиной, которая очень помогает и является вдохновителем. Главный дирижер Снежана Владимировна Завзина также является идейным вдохновителем и очень важным человеком для конкурсного события. Без детского сводного духового оркестра Конкурс Должикова не имел бы такого яркого лица. Как это будет происходить сейчас, когда дети так долго не играли совместно, не общались, не выходили на сцену, посмотрим и решим в процессе проведения конкурса. Нам это тоже очень интересно. Безусловно, большую роль играет энергия самого руководителя. Снежана Владимировна возглавляет духовой оркестр школы им. Римского-Корсакова, имеет большую профессиональную практику и, уверена, сможет вдохнуть в участников энергию, мастерство и получить взамен детскую самоотдачу в полную силу. В этом году конкурс реально вышел на международный уровень. У нас участвуют дети из Латвии, Германии, Австрии, естественно, в видеоформате. Для нашего проекта – это хороший симптом. Интерес к конкурсу возрастает все больше и больше. Наш конкурс придерживается мнения, что члены жюри могут меняться. Мы ведём поиски претендентов. Разные члены жюри привносят свою позицию, интересную точку зрения, это всегда на пользу. Мы поддерживаем близкий региональный контакт, ежегодно приглашая в жюри региональных представителей. В этом году в состав жюри входит флейтистка Мария Коша (Интернациональная музыкальная академия Вены). Различные мнения и исполнительские школы всегда дают разностороннюю информацию о методике, способах обучения. Всегда можно выбрать то, что вам близко или взаимодействовать с противоположным взглядом на исполнительско-педагогический процесс. Чем шире круг мнений, тем мы богаче. В жюри сидят представители Московской консерватории, Гнесинской академии, Московского колледжа им. Шопена, Санкт-Петербургской консерватории. Мы, как организаторы, всегда приветствуем и разные исполнительские школы среди участников. Мы дружим со всеми. Если ребенок из глубинки вдруг переиграет кого-то из ЦМШ Москвы, то он и получит первую премию. Это мое принципиальное убеждение. Для меня дети – всегда приоритет. Никакие наши человеческие суетные вещи не должны иметь отношение к сути конкурса. Все инструменты, к нашей радости, представлены в этом году на конкурсе, но по количеству оказалось мало тромбонов и особенно фаготов. Ну, будем работать в этом направлении. Когда мы видим, что каких-то инструментов сильно не достает, то начинаем звонить в регионы, узнавать, тормошить и настойчиво просить их об участии в нашем конкурсе. Наша задача держать всех в поле зрения. Одно время было плохо с валторнами. Когда с нами начал работать наш большой друг и соратник великолепный валторнист Леонид Яковлевич Мельников, то он "поднял" нам всю медную часть. К сожалению, в марте 2020 года он скончался. Сейчас с нами сотрудничают валторнисты Воронцов Дмитрий Александрович, солист Мариинского театра, профессор Санкт-Петербургской консерватории, Карпец Валерий Николаевич, представители питерской школы, которая считается лидирующей валторновой школой еще с советских времен. Фестивальная часть нашего конкурса позволяет нам снять те жесткие ограничения, которые существуют в конкурсной части и дать свободу всевозможным вариантам составов ансамблей, от дуэта вплоть до духового оркестра и без возрастных ограничений. Это во всех смыслах удобно. Ансамбли у нас ежегодно представлены очень достойно. В качестве творческих наград лауреатов первых премий, учитывая нынешний дистанционный опыт общения, предусмотрены бесплатные дистанционные мастер-классы от членов жюри. Особенно для детей из регионов - это очень большое дело. У нас есть возможность получения гран-при, заложена такая премия, если по решению жюри возникнет претендент. Также для победителей предусмотрено участие в творческих школах от Фонда Ю. Н. Должикова, зимней в Москве, летней в Ессентуках". Мария Игнатова, преподаватель класса славянской свирели ДМШ г. Тынды, Амурской области, взяла слово и поблагодарила организаторов конкурса Должикова за то, что исполнители на свирели, наконец, обрели свой конкурс, где официально представлена номинация "Народные духовые инструменты". Элла Должикова прокомментировала: "На идею приплюсовать к нашему конкурсу народные инструменты мы не делали какую-то ставку, не ждали особой реакции, но из года в год приходят заявки по народным инструментам, что очень и очень приятно. Последнее время особенно много поступало заявок на свирель и дудук. Это особое направление, которое обогащает классических музыкантов, являясь национальным истоком всего академизма. Это взаимодействие становится взаимовыгодным и взаимообогащающим". Многие преподаватели беспокоились об организационных проблемах с приездом, уточняя распорядок конкурсных дней. Некоторые дети-участники практически прямо с поезда должны будут выходить на сцену, попадая в свою возрастную группу. Элла Олеговна считает это бесценным опытом для будущих артистов: "Да, с корабля на бал. Музыкант – это не только исполнитель. Музыкант похож на военного, в любом состоянии он должен сыграть. Дети приехали, после поезда, ночь без сна, в непривычной обстановке, мешают какие-то неудобства, но нужно максимально мобилизоваться. Конкурс поднимает степень собственной выносливости, физической и психологической". Малахов Олег Иванович, преподаватель класса валторны ДШИ № 10 города Брянск, жаловался на положение дел в теоретической части музыкального обучения инструменталистов. Все коллеги-педагоги, участвовавшие в пресс-конференции, согласились с присутствием этой серьезной проблемы в образовательном процессе. Должикова, как опытный педагог с 20-летним стажем, подтвердила, что называется из первых рук, отсутствие системного обучения теоретическим дисциплинам: "Больное место – сольфеджио. Проблема номер один всей России. На сегодняшний момент нет определенной системы теоретического блока. Могут быть прекрасные исполнители, талантливые и потенциальные, но мы всем говорим – занимайтесь сольфеджио, без сольфеджио вы никуда не поступите". И, безусловно, актуальнейший вопрос – переосмысление карантинного опыта занятий последнего года, с которым столкнулась образовательная система. Элла Олеговна высказала свою точку зрения: "В онлайн обучении, как и в любой ситуации, есть два начала, две стороны медали, хорошая и плохая. Безусловно, уровень обучения падает, потому что без личного контакта рост ученика-музыканта вообще невозможен. При личном контакте рост идет приблизительно на 20 процентов, при дистанционном варианте это движение, если и идет, то на 1-5 процента. Теряется физиологическое ощущение. У детей еще не сформирован мышечный рефлекс, мышечная память, не доведены процессы до автоматизма. Если нет рядом педагога, который физически будет видеть, слышать и "лепить" этого ребенка, то ребенок мало что понимает, вплоть до того, что не понимает, куда ему положить свой инструмент, флейту во время урока. Считаю, что два раза в месяц встреча должна быть обязательна, чтобы проконтролировать процесс. Но с точки зрения самостоятельности, дети очень неплохо продвинулись в читке нот, ритма, того самого сольфеджио, потому что они начали думать. Начали слушать больше музыки в Youtube, и у них возникал более сильный слуховой анализ. Во время дистанционного обучения приходилось много пользоваться минусовками, записанными концертмейстерами-пианистами. Самостоятельно соединить ученику присланную ему партию фортепиано со своей партией - это дорогого стоило. Карантин в этом плане был уникальным и положительным экспериментом. С точки зрения теории музыки - это хороший толчок вперед для наших детей. Но с точки зрения исполнительской стороны специальности они очень сильно "размагнитились". Многие теряли какие-то свои навыки, заново восстанавливали. В феврале 2021 года мы сделали технический зачет, и дети впервые вышли на сцену после этого периода карантина. Потери были очень большие, они все испытывали дикий стресс на сцене. Волнение выбило все, что возможно. Были ошибки, остановки, провалы в памяти, чего в принципе не должно было быть. Наша специальность такова, что включает в себя не только владение инструментом, но и психологическую подготовку, сценические навыки, артистическое самочувствие, умение максимально показать себя. Все это формируется только через выступление на эстраде. Это не заменит ничто. В течение года ученик имеет четыре выступления плюс два технических зачета. Это количество минимальное, чтобы учащийся приобрел навыки настоящего артистизма, не боялся сцены и, в конечном счете, получал удовольствие от публичного выступления. Участие в конкурсе максимально воспитывает все качества музыканта, артиста и личности. Наш конкурс к этому стремится. Мы растим не оркестрантов духового и симфонического оркестра, а прежде всего солистов, настоящих музыкантов, которые будут соответствовать западным духовикам, где традиционно высокий уровень мастерства, и даже конкурировать с ними. Поэтому в этом году мы оставили очный формат конкурсного выступления хотя бы для тех, кто имеет возможность, силу и смелость приехать и поучаствовать в состязании. Тем более, что ограничения сильно сократили во всех смыслах конкурсную и концертную жизнь. Мы сейчас очень сильно восстанавливаем детскую психику, тренируем ее. Конкурс - это артистический и музыкантский тренинг". 22 марта стартовал очередной, X Конкурс-фестиваль им. Ю. Н. Должикова.

Элла Должикова: "Музыкант – это не только исполнитель. Музыкант похож на военного".
© Ревизор.ru