Войти в почту

Чем хорошо "Свидание в Москве"

Фестивальной премьере в статусе мировой предшествовала большая пресс-конференция в фойе Московского художественного театра им. Горького на Тверском бульваре. Художественный руководитель МХАТ им. Горького Эдуард Бояков на ней, в частности, сказал: "Мы очень рады этому событию. Два года назад, возглавив театр, мы начали говорить о том, какое счастье иметь оркестровую яму, уникальную акустику. Мы пользовались по мере возможностей этими особенностями здания, но все-таки МХАТ – драматический театр, и наше использование музыкальных качеств пространства ограниченно. Поэтому эти премьерные дни чрезвычайно важны для театра, важны символически и творчески. Оркестр во главе со всемирно известным маэстро Юрием Башметом выступает в нашем пространстве и играет премьеру одного из крупнейших современных композиторов Александра Чайковского". Дмитрий Гринченко, директор Русского концертного агентства, продюссер премьерного проекта, рассказал: "Очень приятно, что это совместное желание с театром, чтобы этот музыкальный спектакль с живым оркестром, хором, поющими драматическими актерами вышел на этой сцене. Постановка главной премьеры московского фестиваля полностью сделана под фестиваль. Высказанная год назад Александром Чайковским идея создать музыкальный спектакль о Москве, городе, где мы живем, работаем, который мы любим, вылилась в музыкальный спектакль. Сначала мы его называли мюзикл, но это и мюзикл и не мюзикл – один день из жизни героев. Это очень нежная и трогательная история любви, молодости и такой "переливающейся" Москвы в праздничном салюте. Полгода мы жили в очень напряженном режиме. Такой масштабный проект за такие сроки вряд ли кто-то мог поставить, но мы все получали удовольствие. Музыка перенасыщена хитами, которые, уверен, будут жить отдельной жизнью, не привязанной к спектаклю. Это огромная удача композитора. В течение трех последних недель партитура корректировалась, ноты правились. Наборщики нот двух столиц Москвы и Петербурга бесконечно набирали, перенабирали музыкальные тексты". Александр Владимирович Чайковский, композитор, профессор, художественный руководитель Московской филармонии, признался: "Я не верил, что мы успеем что-то осуществить в такие короткие сроки, это нереально. Но бывает так – что делает Юрий Абрамович и Дима Гринченко, волшебным образом получается". Композитор также поблагодарил режиссера Павла Сафонова за чуткое отношение к его музыке. Павел Сафонов уже не впервые участвует в фестивальных проектах Юрия Башмета. Яркий пример совместной работы – театрально-музыкальная композиция "Фантастическая Кармен". Режиссер знает и чувствует творческий почерк маэстро Юрия Абрамовича, осуществляет его задумки. По его словам, трудность была в том, что музыка Александра Чайковского невероятно красива, но сложна. А петь ее нужно драматическим актерам. Но они смогли. Своей режиссерской задачей видел создание цельного развития номеров и переходов между ними, поэтичность их взаимодействия в музыкальной истории о красоте города и людей. МХАТ имени М. Горького. Юрий Башмет, худрук и дирижер спектакля, искренне признался: "Слушая коллег, нервничаю. Все сейчас прокручивается в голове, где вступить после реплики сразу, где через паузу. Это волнение. Когда звучит музыка моего друга Саши Чайковского, я много исполняю его музыки, и это не мешает нам дружить, я всегда жду от него какого-то следующего шедевра. В этой новой музыке нашего спектакля несколько номеров, конечно, станут хитами, песнями о Москве... Как бы сегодня ни получилось, возможно, будут видны "швы", все-таки премьера, но я убежден, что этот спектакль будет жить и после премьеры, он нужен. В нем мы, как будто, не замечаем гадостей, болезней. Это тональность доброты". Свидания в Москве назначают на Пушкинской площади у памятника Пушкину – классика жанра. Тверской бульвар и МХАТовское здание на нем – самое идеальное место для премьеры постановки "Свидание в Москве". Выбор оказался идеальным. Готовые естественные декорации снаружи создали настроение, выстроили ассоциации и разбудили культурный бэкграунд зрителя, пока он добирался до театра. Сценограф Александр Барменков использовал работающий круг сцены. Декорации вращались, реализуя идею Москвы, как города колец – Бульварное, Садовое, Третье, МКАД. Художник по костюмам Тамара Эшба нарядила девушек в платья фасонов 1960-х, с тонкими талиями и пышными юбками. Но присутствие мобильных телефонов отсылало к нашим дням. Все это подчеркивало, что история может разворачиваться вне времени, сюжет вечен. Провинциалка Вера приезжает покорять столицу, мечтая выучиться на певицу или актрису. Целеустремленную талантливую девушку не отпугивает огромный мегаполис, непонятный, со своими правилами и законами, но удивительно прекрасный. Один день жизни в Москве насыщен для Веры неожиданными знакомствами и настоящими открытиями. Два поклонника-студента из консерватории и ГИТИСа опекают абитуриентку, каждый агитируя ее за свой ВУЗ. Все усложняется, запутывается, но смелая искренняя натура девушки пытается разобраться во всех перипетиях и знаках судьбы, которую представляют два существа в одеждах хипстеров. Алика и Раф – визуализация ее будущих детей, это летающие души, которые выбирают себе родителей. Легкая мистика сюжета отсылает нас к Булгакову, имя которого звучит в спектакле. Тетя Элеонора (эту роль замечательно играет Светлана Рябова), ее подоспевшая помощь одинокой Вере наводит на мысль о Золушке и крестной-фее. А в диалогах даже чуть мелькнула тень Фроси Бурлаковой из кинофильма "Приходите завтра". Но главное в этой истории – зритель все время ощущает, как рядом бьется сердце великолепного города, который влюбляет в себя всех и каждого. Сцена из спектакля. После пандемии и возникших сложностей жизни в большом мегаполисе в условиях самоизоляции многие стали ругать Москву, забыли о ее красоте, ее исторической и личной значимости для каждого живущего в ней или приезжего человека. "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля" – песня братьев-композиторов Дмитрия и Даниила Покрассов на стихи поэта Василия Лебедева-Кумача – эта визитная карточка столицы уже давно перестала звучать в эфире. Музыка "Свидание в Москве" Александра Чайковского мелодичная, красивая и запоминающаяся, возможно, оживит у нас чувства любви и гордости к нашей Москве. Узнаваемость и в то же время оригинальность номеров партитуры, естественная песенность и одновременно сложность мелодики, прихотливость хоров a capella – все это говорит о большом композиторском мастерстве автора. Юрий Башмет, который весь спектакль был в самом центре всех музыкальных событий, дирижируя партитурой, блестяще скрыл все "швы", неизбежные на первом исполнении. Оркестровая яма МХАТа им. Горького вполне разместила музыкантов оркестра "Новая Россия", ударную установку, синтезатор, оказавшись, наконец, востребованной после тридцатилетнего молчания.

Чем хорошо "Свидание в Москве"
© Ревизор.ru