Войти в почту

Дмитрий Певцов: «Все достижения бессмысленны, если нет той, которую хочется завоёвывать»

«Певцов много, а Певцов один!» – эта фраза хорошо знакома всем поклонникам народного артиста Дмитрия Певцова. Его концерты собирают полные залы, а фильмы с ним не сходят с экрана телевизора, потому что это – настоящее кино. Недавно артист побывал в Нижнем Новгороде по приглашению движения «Мы вместе», чтобы концертом поблагодарить волонтёров, к движению которых он присоединился и сам, встретившись с коронавирусом. В эксклюзивном интервью «Нижегородской правде» Дмитрий Певцов рассказал о вечных ценностях и поделился взглядами на сегодняшнюю, как теперь говорят, постпандемийную культуру. Мы вместе – Вы приехали с концертом для тех, кто поддерживал других в непростые времена пандемии. А чем для вас стала изоляция? – Коронавирус – удивительная болезнь, которая коснулась всех – от президентов до последнего бомжа. И за время изоляции я осознал, что мне очень радостно, что я живу в России. Население нашей страны исторически привыкло при беде сплачиваться, и на этот раз оно сплотилось, когда в период опасности многие страны чуть с ума не сошли. И это круто! – Как, на ваш взгляд, коронавирус изменил ситуацию в культуре? – Почти вымерли частные лавочки, которые возили антрепризные спектакли. Остались самые мощные и качественные. Гордыньки поубавилось у нашего брата! Мы, деятели искусств, всегда кричали: куда без нас! А оказалось, что есть куда. От отсутствия театра никто не умер! Я на сцене не играл семь месяцев, и, как показала практика, без медицины жить нельзя, без пищевой промышленности нельзя, без химии нельзя, без металлургии, а без театров можно! И все жили. Я не особо переживал.– Почему? Многие актёры чуть не слёзные письма президенту писали… – Это моё личное отношение к моей профессии. Я могу обходиться без неё. Для меня главное – делиться с людьми тем, что меня волнует. А это можно делать и не в театре. – Но не грустно ли было осознать, что, скажем, сельское хозяйство для людей гораздо важнее, чем то, что делаете вы? – Это не грустно. Но стало очень ярко видно, что в экстремальных ситуациях есть гораздо более важные вещи, чем искусство. Да, люди и на фронте шли в атаку с песнями. Но это песни! Мы обязательно приедем к вам всем коллективом нашей музыкальной группы «Певцов оркестр» и как жахнем здесь всем составом! Ради музы – А что для вас песня? – Песня – жанр более широкий, чем театр или кинематограф. Через концерты я говорю со зрителем о том, что важно для меня. Я никогда не составляю программу, я просто люблю общаться с людьми. Мне важно быть на сцене не артистом, который сыграл бог знает сколько ролей, а просто по-человечески поделиться тем, что я люблю. И одна из моих больших любовей – это Владимир Высоцкий. Я очень люблю его стихотворение, которое никогда не было песней – «Когда я отпою и отыграю». Оно написано в последний год его жизни, но не последнее стихотворение. Поняв его, понимаешь Высоцкого. Он потрясающий поэт и музыкант. Человек с удивительным чувством юмора. Песню «Врун, болтун и хохотун» он писал про себя! К сожалению, в моём репертуаре не так много его юмористических произведений, но есть среди них композиция, которую я ненавидел с самого детства. Я очень много лет проводил в одном и том же пионерском лагере «Кузнечики» под Подольском, под Москвой, и каждый день в семь утра там звучала одна и та же ненавистная мне песня, которая называется «Утренняя гимнастика». Я и представить не мог, что буду петь её со сцены!– На встречах со зрителями вы поёте огромное количество советских песен. В чём секрет их популярности и вашей к ним любви? – Советская музыка пережила страну, её породившую. Огромное количество киномузыки живёт до сих пор. Даже сейчас, включая телевизор, я слышу, что из 10 роликов два – на музыку советского времени. Хотя телевизор я смотрю очень редко. В основном это связано с приёмом пищи. Я смотрю либо федеральные новости, либо что-то про животных, либо спорт. Только вот достижений всё меньше и меньше. – А что, на ваш взгляд, главное, что мотивирует на достижения? – Женщины! Проблема мужчин в том, что в основном они думают, что они главнее женщин. Но факты остаются фактами. Что самое великое сделали мужчины? Покорили космос, но и женщина может стать космонавтом. А мужчина рожать не в силах! И я всегда говорю: женщины, вы – тот смысл и та ось, вокруг которой крутятся мужчины с их открытиями, рекордами, победами. 7 мая будет 30 лет, как мы познакомились с моей супругой. И есть ряд песен, которые я адресую ей. И где бы она в это время ни была – играла в театре, занималась со студентами, она чувствует мои посылы! Она – моя муза. Без вариантов! Мужчины – существа скрытные и никогда не признаются, что все их подвиги, весь смысл, все достижения в науке, культуре бессмысленны, если нет той, которую хочется завоёвывать, поражать, удивлять. Мужчине важно, чтобы его женщина им гордилась. Никакие правительственные награды с этим не сравнятся! Жить по совести – Но есть ещё и то, за что уважаешь сам себя. Недавно вы решились на высказывание, которое разделило зрителей и ваших коллег на два лагеря – выступили за то, что необходимо вводить цензуру на экране. – И это так! Всё, к чему могут прикасаться дети, а значит всё, что выходит на экран, должно рассматриваться с нравственно-этической точки зрения. И цензура здесь необходима. Но многим это будет невыгодно. Хотя все верующие люди, независимо от конфессии, абсолютно со мной согласны. Потому что то безобразие, которое находится сейчас в массовом употреблении, должно быть как-то ограничено. – Многие восприняли ваши слова в штыки. Несмотря на все разговоры о патриотизме, современные сериалы – это в первую очередь бизнес, выделяются громадные деньги, а в итоге… Ни один из них не может добиться такого успеха, как, скажем, те, в которых снимались вы. «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Бандитский Петербург»… – Дело в том, что всё взаимосвязано. Нет сейчас таких режиссёров и актёров. Посмотрите: последние 25 лет свободы – делай что хочешь, всё разрешено, а какие шедевры созданы? Никаких нет… Когда всё стало можно, всё и закончилось. Когда в 90‑е годы полезла к нам всякая ересь в виде якобы образования, якобы открытой сексуальности, якобы свободы, началось разрушение мозгов и душ. Сегодня люди не могут больше трёх секунд смотреть один кадр. Они разучились читать, разучились смотреть фильмы. Такой спрос родил то кино, что у нас сегодня есть. А патриотическую тему используют для того, чтобы делать псевдоблокбастеры по лекалам американских детективов.– А есть среди них хоть один достойный? – Фильм Данилы Козловского «Тренер». Он переплюнул «Движение вверх» и «Легенду № 17». В нём автор поговорил со зрителем про то, что есть совесть и что нужно жить по совести. Фильм блистательный по исполнению и по тому, что он вкладывает в мозги зрителя. И я понимаю, почему он и сыграл в нём сам, и режиссировал, и продюсировал тоже сам. – Почему же? – Потому что не мог никому доверить это. Это его личное высказывание, таких высказываний сейчас практически нет. В основном все делают кино, зарабатывая деньги. Индустрия у нас стала абсолютно как на Западе. Да, снимать стали качественно и профессионально, но смысл потерялся. Я вижу, как и в нашем театре растут новые Янковские, но кому они нужны? Сейчас нужны… не знаю кто. Халк? Накачанные псевдоартисты или телеведущие и сплетники? Пока так будет продолжаться, хорошее кино останется редкостью. Надеюсь, что это время пройдёт.

Дмитрий Певцов: «Все достижения бессмысленны, если нет той, которую хочется завоёвывать»
© Нижегородская правда