Поврежденной вандалом картине Репина «Иван Грозный» решили вернуть авторский колорит
Специалисты продолжают реставрацию поврежденного вандалом полотна «Иван Грозный и сын его Иван 6 ноября 1581 года» Ильи Репина. Следующим этапом станет утоньшение лакового слоя, благодаря чему картине вернут колорит, приближенный к авторскому, сообщила художник-реставратор Александра Орловская.
Руководит группой специалистов, занимающихся реставрацией картины, заведующий отделом реставрации масляной живописи XVIII – начала XX века Третьяковской галереи Андрей Голубейко. Вместе с ним над восстановлением полотна работают реставраторы высшей квалификации Александра Орловская и Екатерина Волкова.
«Мы долго обсуждали последовательность реставрационных мероприятий и приняли взвешенное решение, что следующим этапом нашей работы будет утоньшение лакового покрытия. Мы предполагаем, что утоньшение сильно пожелтевшей лаковой пленки на всей поверхности картины позволит нам увидеть иной, более приближенный к авторскому колорит», – передает ТАСС слова Орловской.
Она добавила, что толщина лакового покрытия намного больше толщины красочного слоя. По ее словам, это связано с тем, что в периоды предыдущих реставраций картина многократно покрывалась лаком, а также с методиками, которые использовали мастера предыдущих поколений, буквально «заливая картину лаком».
Из-за процессов старения «лаковая пленка сильно пожелтела». Утоньшение лакового слоя важно как для восстановления визуального впечатления, так и для улучшения сохранности полотна. В депозитарии галереи была создана новая реставрационная мастерская, оборудованная всем необходимым именно для работы с картиной «Иван Грозный и сын...», а также специально был разработан и изготовлен уникальный стол-трансформер.
Как сообщила главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова, к концу года галерея примет решение о модели защитной капсулы для поврежденной вандалом картины.
«Мы уже начали работы по подготовке к будущему экспонированию картины в наших залах. И для нас с самого начала было очевидно, что картина должна быть под специальным стеклом, в специальной капсуле. Сейчас мы проводим исследовательскую работу, изучаем опыт крупнейших музеев мира. Надеемся, что к концу года выйдем уже на понимание, какого рода капсулу, защитную конструкцию будем использовать и с помощью Сбербанка приступим к изготовлению такой капсулы», – рассказала она.
В 2018 году 37-летний приезжий из Воронежа Игорь Подпорин, находясь в Третьяковской галерее, металлическим столбиком ограждения разбил стекло, закрывающее полотно Репина, и повредил его. Он объяснял свой поступок тем, что картина якобы оскорбляет чувства верующих, и тем, что полотно «создавало неприятное впечатление». Подпорин был приговорен к 2,5 годам лишения свободы. Ради реставрации картины Репина инженеры в России совершили «революцию».