Еще не Горький: 16 марта исполнилось 153 года со дня рождения главного советского писателя
Горьковский миф Помню фильм из моего детства со странным, как тогда казалось, названием "Невероятный Иегудиил Хламида". Сценарий написал Александр Гладков. Тот самый, по чьей пьесе сняли "Гусарскую балладу". В этой кинокартине молодой литератор Алексей Пешков, приехавший в Самару, сонную и провинциальную, публикует один за другим обличительные фельетоны под псевдонимом Иегудиил Хламида. Он приобретает здесь врагов и друзей. Становится знаменитым писателем и уезжает в Москву. В фильме 1969 года многое, конечно, было мифологизировано, как и во всем советском литературоведении по отношению к автору, назначенному советским писателем номер один. Согласно одной из легенд, он даже был причастен к марксистскому кружку, чего на самом деле не было. Горьковский миф в нашем городе, как и по всей стране, внедрялся в народное сознание. Улица вдоль Волги, академический театр драмы, Загородный парк, мемориальный музей - все это связывалось с именем писателя. На самом деле Самару он не любил, о чем много писали с тех пор, как это стало возможно. Впрочем, доказывать неприязнь классика к городу - ломиться в открытые двери. Сам он говорил: "Самара - город, преданный анафеме". Этим ощущением пропитаны его фельетоны в "Самарской газете". Вот один из отрывков: "Прежде всего в Самаре бросается в глаза общий характер ее архитектуры. Тяжелые, без каких-либо украшений, тупые и как бы чем-то приплюснутые дома заставляют предположить, что и люди, живущие в них, тоже тупы, тяжелы и приплюснуты жизнью. Затем, всматриваясь в прохожих на улице, видишь, что большинство из них представляют собою субъектов, одетых в звериные шкуры, крытые темными сукнами, и что они обладают особого устройства носами, сразу останавливающими на себе взгляд внимательного наблюдателя. Нервная и подвижная конструкция этих носов, преимущественно больших, острых и всегда что-то озабоченно вынюхивающих, заставляет вас предположить, что вы имеете дело с млекопитающими из породы хищников... Особо алчный блеск глаз и острота взгляда поддерживают ваше предположение, и, присмотревшись к действиям и прислушавшись к разговорам сих субъектов, вы, к сожалению Вашему, убеждаетесь в своей правоте". Насколько справедливы были эти и другие нелицеприятные высказывания классика? Разумеется, Самаре тогда было далеко до Москвы и Санкт-Петербурга. И даже до Нижнего Новгорода, откуда приехал Пешков. Но все же... Была тут среда интеллигентных людей, издавались газеты, работали театр, музыкально-драматическое общество, коммерческий клуб. Возможно, на язвительном тоне самарских фельетонов писателя сказалось состояние, в котором он находился в то время. В Нижнем были несчастная роковая любовь и попытка суицида. - Постоянной работы в Нижнем Новгороде у Алексея Максимовича не было, - рассказывает доктор филологических наук Михаил Перепелкин. - Зато были нервы. На фоне всего этого он спивался. Он погибал и понимал это. Владимир Короленко и адвокат Ланин решили помочь ему сменить обстановку - бросить "бабенку" и с "друганами" расстаться. Вот и устроили его в "Самарскую газету". Он никогда не думал здесь жить. Просто приехал сюда на заработки и переждать момент. На фотографиях Алексея Пешкова самарского периода мы видим странного и какого-то угловатого на первый взгляд человека - "босяка" из народа в сапогах и с палкой. К нему тут многие и относились, как к чужому и непонятному человеку. С другой стороны, ему здесь покровительствовал известный адвокат Позерн, к которому Пешков, прибыв в Самару, пришел с рекомендательными письмами. - Карл Карлович Позерн был адвокатом высшего эшелона, - продолжает Михаил Перепелкин. - Он защищал интересы фон Вакано и вице-губернатора. Позерн организовал народные утренники для детей, любительский театр. У него был салон, куда приезжали все знаменитые гости. И Горький тоже бывал. Он там начал читать свои рассказы. В Самаре Пешков познакомился с людьми, с которыми было о чем поговорить: юристом Яковом Тейтелем, литератором Степаном Скитальцем. Сам Алексей Максимович потом говорил, что как писатель он родился именно в Самаре. Хотя свои знаменитые "Старуху Изергиль" и "Песню о Соколе" он написал не здесь, как многие думают, а раньше. Работая в "Самарской газете", он впервые смог опубликовать эти и многие другие произведения. Из-под его пера тут вышли рассказы "Бабушка Акулина", "Ма-аленькая", "Вывод", а также множество хлестких фельетонов. Возможно, газетная поденщина заставила начинающего писателя более пристально вглядываться в жизнь, замечать ее "мелочи", что потом пригодилось в литературном труде. О театре он писал в том же фельетонном духе. Вот образчик: "В истекший сезон некоторые монстры, никому не известные как артисты, но вполне обладавшие смелостью, достаточной для того, чтобы изображать из себя артистов, переряжаясь в разнообразные костюмы и в них выступая перед публикой, произносили разные слова, из чего самарская публика несколько поспешно и с большим добродушием заключила, что это они "играют". Может быть, эти самарские впечатления отложили отпечаток (по принципу "от противного") на дальнейшей судьбе Горького-драматурга, старавшегося избегать того, чтобы его герои походили на картонных персонажей. Единственная официальная жена Наверное, главное для писателя событие, случившееся в нашем городе, - это встреча с Екатериной Волжиной. Она, недавно окончившая первую женскую гимназию, в те годы работала корректором в "Самарской газете". Екатерина Павловна стала единственной женщиной, с которой Алексей Максимович обвенчался. Это произошло уже после его отъезда из Самары. Писатель уехал не в Москву, как утверждалось в фильме, а сначала в Нижний Новгород, чтобы написать о местной ярмарке. Какое-то время влюбленные переписывались. В Самару Пешков вернулся на короткое время, чтобы обвенчаться с Волжиной. Это произошло 30 августа 1896 года в Вознесенском соборе на нынешней улице Степана Разина. Обряд проходил тайно, так как священникам было запрещено венчать людей, которые пытались покончить с собой. Тем же вечером молодожены уехали в Нижний. В 1897-м на свет появился их первенец - сын Максим. Алексей Максимович обожал его, но внимания уделял мало. Вообще примерным семьянином писателя назвать было сложно, тем более что рождение сына совпало с началом всероссийской литературной славы. В 1901 году у Пешковых родилась дочь Катя, через пять лет она умерла от менингита. В 1903-м супруги расстались. Горький ушел к актрисе МХТ Марии Андреевой, но и после этого он переписывался и время от времени встречался с бывшей женой. После смерти Горького Екатерина Пешкова работала в архивах писателя, помогала комплектовать музеи, которые открывали по всей стране. В Куйбышев она приезжала дважды - в конце 40-х годов и в 1958-м, на 90-летие Горького. Много лет Екатерина Павловна возглавляла Политический Красный Крест. Эта организация оказывала помощь политзаключенным и их родственникам. Возвращения После отъезда из Самары писатель посещал наши края эпизодически. Летом 1902-го он, страдающий туберкулезом, поправлял здоровье в кумысолечебнице. Уже став "литературным генералом", Горький побывал здесь проездом в 1934 году. Пообщался с местным писателями на пристани, но в город, так и оставшийся для него чужим, он не выходил. Что осталось после Горького в Самаре? Несколько адресов, где он жил. В их числе улица Степана Разина, 126 (бывшая улица Вознесенская). Мемориальная табличка, установленная на здании, гласит: "В подвальной комнате этого дома в 1895 году жил великий пролетарский писатель Алексей Максимович Горький". В 1946-м тут открыли музей писателя, не сохранившийся до наших дней. В литературном музее хранятся некоторые экспонаты, в том числе архив писем Екатерины Пешковой (Волжиной). Остались перемешанные с реальными историями легенды из жизни Иегудиила Хламиды, еще не ставшего Горьким, но находившегося в одном шаге от него. Время от времени об этом вспоминают на выставках в литмузее и "Горький Центре".