Певучая гармонь Григория Пономаренко, 2 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения композитора, чьи песни стали народными

Волжское раздолье в песнях В моем детстве была традиция песенных застолий. К нам в гости приходил папин друг - дядя Витя. Он разворачивал свой трофейный аккордеон, и вся компания - и взрослые, и дети - подпевали ему: "Отговорила роща золотая березовым веселым языком..." Я был убежден, что эта песня - народная. Также народной мне казалась "Ивушка зеленая, над рекой склоненная". Когда пелась "Ивушка", мужики помалкивали, понимая, что это для женских голосов. Было ощущение, что мелодии этих песен рождались вместе со словами, были неотделимы от них. А может, и не рождались они вовсе. Мелодии эти были естественны, как дыхание, как какое-то удивительное явление природы. Уже потом, много лет спустя, я узнал, что у этих "народных" песен был автор - Григорий Пономаренко. И что судьба его была связана с нашей волжской землей. С 1952 по 1962 год он был музыкальным руководителем Государственного Волжского русского народного хора. Человек страстный, влюбчивый, Григорий Федорович был очарован здешними местами. Волжское раздолье замечательно "рифмовалось" с его мелодиями - протяжными и задорными. Именно здесь родились и "Ивушка", и "Эх, Волга-речка, не боли, сердечко", и "Пораскинулись русские степи", и "Гармонь певучая", и десятки других красивых песен. Они и сегодня на слуху у многих. Мне кажется, не только люди в возрасте, но и молодые придут 12 февраля к 18.30 в Самарский академический театр оперы и балета, чтобы снова их услышать (12+). В этот день Государственный Волжский русский народный хор имени Петра Милославова приглашает горожан на новую концертную программу, посвященную 100-летию со дня рождения Григория Пономаренко. Песенные россыпи композитора бережно хранятся несколькими поколениями прославленного хорового коллектива. Прозвучат как популярные композиции Пономаренко, так и редкие произведения, созданные им в разные периоды творчества. Играл - как дышал Григорий Федорович родом из песенных мест, из Украины. Он появился на свет в крестьянской семье в Черниговской области. Нотной грамотой овладел самостоятельно. С пяти лет начал играть на баяне и других музыкальных инструментах своего дяди Максима Пономаренко, известного в округе мастера-самородка. Однажды, когда на одной из сельских посиделок дядя Максим отложил баян в сторону и пошел передохнуть, шестилетний Гриша взял инструмент в руки и заиграл плясовую. Все были поражены. Уже в 12 лет Пономаренко сочинял музыку к спектаклям драматического кружка клуба "Коммунар" в городе Запорожье, куда он переехал жить в семью дяди Максима. Тот определил племянника учеником к профессиональному баянисту Александру Кинебасу. В 14 лет мальчик начал работать баянистом в городском Доме пионеров, а еще играл для приезжих туристов. Потом был Киев, где Григорий устроился в один из джаз-оркестров. Там его и приметил участник ансамбля песни и пляски погранвойск НКВД Украинской ССР Семен Школьник. Он прослушал молодого аккордеониста и предложил ему стать воспитанником этого коллектива. Так в 17 лет определилась судьба музыканта. В этом ансамбле Пономаренко проработал десять лет - с 1938 по 1947 год. С ним прошел всю войну. И здесь появились его первые песни. Прослужив еще два года в ансамбле песни и пляски МВД СССР, он демобилизовался в 1949-м. Потом играл на баяне в столичном оркестре русских народных инструментов имени Осипова. В этом коллективе традиционно выступали музыканты, прошедшие консерваторскую школу. И удивительно, что звездой ансамбля стал именно Григорий Пономаренко, нигде официально не учившийся. Газеты писали тогда, что он "играл - как дышал, широко и привольно". Всенародная слава В 1952 году его приметил фольклорист и хормейстер Петр Милославов. Он предложил Пономаренко стать музыкальным руководителем создававшегося тогда Волжского русского народного хора. В Куйбышеве Григорий Федорович жил недалеко от Волги, в доме №144 на улице Фрунзе. За десять лет работы с хором о Пономаренко узнала вся страна. Слава композитора, который писал песни для волжского коллектива, стала поистине всенародной. Тут он встретил свою любовь - певицу Екатерину Шаврину, которая была моложе его на четверть века. Правда, потом пути его разошлись и с возлюбленной, и с нашим городом. Затем был Волгоград, где Григорий Федорович возглавил народный хор Дворца культуры тракторного завода. Потом его жизнь была связана с Краснодаром, где Пономаренко написал много песен на стихи местных поэтов. В этом городе открыт мемориальный музей композитора, его имя носят краевая филармония и школа искусств. Творческое наследие Пономаренко составляет почти тысяча произведений самых разных жанров: песни, инструментальные композиции для домры и баяна, музыка к театральным спектаклям и художественным фильмам, оперетты, оратории. Мало кто помнит, что сочинял он еще духовные песни. Его последнее крупное произведение было написано для православного богослужения "Всенощное бдение". В 1989 году оно прозвучало в Колонном зале в Москве и в Смольном соборе Санкт-Петербурга. И все же в народ ушло прежде всего то, что было создано им на нашей волжской земле. Григорий Федорович был народным артистом СССР. И это был тот случай, когда звание и суть совпали. В одном из воспоминаний я прочитал, как Пономаренко, уже будучи в возрасте, пел в кругу близких свою песню на есенинские стихи "Не жалею, не зову, не плачу". Было жарко, он сидел в одной майке, растягивал меха баяна и, обливаясь потом и слезами, выводил с надрывом: Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль. Пел так, словно прощался с этим миром. Вскоре, 7 января 1996 года, Григорий Федорович погиб в автокатастрофе. Он был за рулем, и, как предполагают, в какой-то момент ему стало плохо. Тысячи песен родились и умерли с той поры. А "журавли", созданные гением Есенина и Пономаренко, все летят и летят...

Певучая гармонь Григория Пономаренко, 2 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения композитора, чьи песни стали народными
© СОВА