Не могу жить без России
В его жизни были взлёты и падения, но он всегда оставался верен музыке. Этот человек покорил своим талантом Европу, но не смог остаться на чужбине и предпочёл вернуться на Родину. В гостях у редакции газеты «Щит и меч» музыкант, композитор, певец, мультиинструменталист Владимир Нелюбин. - Владимир, с вами я познакомился несколько лет назад на одном из патриотических мероприятий на Бородинском поле, где вы выступали перед участниками военного молодёжного лагеря «Ратники Отечества». Это случайность или закономерность, ведь, судя по биографии, ваше кредо - коммерческая, развлекательная музыка? - Нет, не случайность. Свою жизнь, да и творчество, делю на несколько этапов, но обо всём по порядку. На гитаре я начал играть в семь лет в школьном коллективе. В армии служил в ансамбле песни и пляски ракетных войск стратегического назначения. Поработал в Оренбургской филармонии, создав свой первый музыкальный коллектив «Евразия». В начале 90-х прошлого столетия с падением советской власти и победой так называемой демократии, когда, казалось, открыты все дороги и перспективы, попробовал себя в коммерции - не то. Продолжал искать сферу приложения энергии в творчестве. К тогдашним успехам и победам можно отнести и непосредственное участие в создании проекта «Беломорканал», работавшего в стиле городского шансона - нового тогда музыкального направления, получившего огромную популярность. Позже перебрался в Москву, где устроился арт-директором в одно из престижнейших казино. На базе развлекательного заведения создал кавер-коллектив, работал на мероприятиях звёзд российской эстрады. Но в 1998-м грянул дефолт, и мне показалось, что надо уезжать в Европу на заработки. Тогда это было очень модно. С Западом все связывали свои надежды, и мне стало казаться, что по-настоящему именно там смогу быть оценён по достоинству. С таким настроем получил визу, взял гитару, сел в поезд и приехал в Германию, не имея знакомых и не зная языка. В итоге оказался в Кёльне - красивом старинном городе, где начал заграничную карьеру музыканта, играя на улицах. С голоду, конечно, не умирал, но порой вспоминал относительно сытые годы жизни в России. Спустя месяцев восемь меня наконец заметили. Один импресарио предложил первый контракт. Я начал работать в Дортмунде сначала в русском ресторане, который впоследствии сгорел, потом в казино. С этого начался мой постепенный взлёт. Владимир Нелюбин с музыкантами своего коллектива Я стал востребованным музыкантом среди богатых и состоятельных людей не только Германии, но и других стран Европы. Объехал весь Лазурный Берег, обслуживая дни рождения, корпоративы, вечеринки богемы. В деньгах не ощущал недостатка, но на душе не было мира и покоя, а главное - удовлетворённости собой. Меня не покидало ощущение, что занимаюсь не тем. Помню, как-то в Монте-Карло среди умопомрачительных вилл и яхт, стоящих на набережной, увидел скромный маленький православный храм. Меня как будто ударило током. Здесь? Откуда?! Зашёл, поставил свечи, приложился к иконам, помолился и понял: вот оно моё, родное! - Наверное, так завершился заграничный этап вашей жизни? - Скажем так, этому было положено начало. Теперь всё вокруг раздражало меня, угнетало. Общаясь с иммигрантами из России, понял, что многие страдают так же, как я. Неужели это и есть ностальгия? Теперь Европа мне представлялась сытой тюрьмой, где свободы на самом деле нет, и ограничивается она лишь выбором из 100 сортов колбас или напитков. Последний год до отъезда на Родину я всё хандрил, никак не мог собраться. Решающую роль сыграли две встречи. Одна произошла на дне рождении моего заказчика-немца. Там я познакомился с его 82-летним отцом, воевавшим в России в составе войск СС и попавшим в плен под Сталинградом. Дед с волнением вспоминал: когда их колонной гнали через разорённое войной село, то у околицы они увидели толпу женщин, держащих что-то в руках. Пленные подумали - это камни, сейчас их ими забросают и даже конвой не поможет. Но оказалось, что в руках женщин были хлеб и картошка, которые они стали кидать пленным эсэсовцам из жалости. Это потрясение и восхищение русским народом старый немец пронёс через всю жизнь. Между тем я под давлением своего импресарио всё же подал документы на получение германского гражданства, хотя на душе кошки скребли. И тут произошла вторая встреча. Сижу перед нужной дверью, жду вызова клерка, а самому так тоскливо, будто Родину продаю. Выходит лысый немец, улыбается и говорит мне: «Херр Нелюбин, битте!» Мол, проходите за получением документа. Меня словно кипятком ошпарило: я - русский человек на всю оставшуюся жизнь буду, извините, херром? Говорю ему решительно: «Найн!» В тот же день собрал вещи и улетел в Россию. На дворе было начало 2004 года. Вот на этом, пожалуй, закончился мой первый этап. - Какие впечатления остались от Европы, ведь вы прожили там довольно долго и наверняка общались с местными музыкантами? - На мой взгляд, самые талантливые люди живут в России. Мне доводилось быть в немецкой музыкальной школе, где ученики выпускного класса, подглядывая в ноты, играли то, что у нас проходят в первом. И лучшие гитарные мастера живут в нашей стране. Та же история с оружейниками или ювелирами. На Западе они давно бы озолотились, но предпочитают творить в России. Вернувшись на Родину, я получил огромный прилив сил и стимул к работе. Помню, как ехал по прилёте из аэропорта в московском метро и любовался русскими женщинами. Боже, какие красавицы! Меня это вдохновило на цикл лирических песен. Снова пошли заказы выступлений, в том числе из других стран. Под это дело создал музыкальный проект Moscow newzz, собрав отличных музыкантов и солистов. Спустя два года после возвращения домой, я, что называется, «поднялся». Появился коммерческий успех, но тут пришло понимание, что ехал в Россию, конечно же, не за этим. Начался третий этап моей жизни - поиски и реализация себя. - И что вы начали делать? - Стал слушать своё сердце, а оно отзывалось на стихи русских поэтов, которые цепляли меня, бередили душу. Почувствовал желание воплощать их в музыке, понимая, что данный проект не коммерческий. Это был осознанный выбор в сторону авторских произведений. На заработанные раннее деньги купил звукозаписывающую студию, расположенную в бывших монашеских кельях, что тоже не могло не повлиять на моё творчество. Так родились композиции, которые не звучат на коммерческих мероприятиях, а потому не приносят доходов, но их с удовольствием слушают в казармах, школах, храмах. Появился у меня и политический блок песен, с которыми часто выступаю перед служивыми, несколько раз летал с ними в Сирию, много военно-патриотических, есть цикл духовных, посвящённых русским святым или православным праздникам. Всего таких некоммерческих композиций у меня более трёхсот. - А как у вас складывается сотрудничество с МВД России? И что вы пожелаете нашим читателям? - Взаимодействие с ведомством получило старт, когда я познакомился с режиссёром Культурного центра МВД России Натальей Бондаревой, прекрасной поэтессой. В 2005 году она пригласила меня на проводимый ею фестиваль «Живите и здравствуйте!», где я дебютировал с песней «Гимн МВД» на её слова. С тех пор постоянно выступаю перед коллективами и ветеранами ведомства. Ясно, что пою на концертах самые разные песни, но всегда встречаю среди этой категории только аплодисменты и благодарности. А читателям газеты «Щит и меч» и сотрудникам органов внутренних дел желаю крепкого здоровья, успехов, благополучия и семейного счастья. Дорожите и гордитесь службой! Завершить хочу словами припева из упомянутой песни: «МВД - порядок, доблесть и честь!» Визитная карточка Владимир Нелюбин родился 1 сентября 1965 года в городе Березники Пермской области. Музыкальную карьеру начал в 1977-м в школьном вокально-инструментальном ансамбле «Корни». До службы в армии закончил музыкальное училище по классу духовых инструментов. В конце 1990-х уехал искать «лучшую долю» в Германию, играл на различных площадках Европы, добившись успехов как певец и гитарист. В 2004 году на пике признания и карьеры неожиданно для немецких партнёров вернулся на Родину и начал фактически заново завоёвывать российский рынок, создав кавер-группу Moscow Newzz. Основная идея данного проекта заключалась в том, чтобы объединить несколько талантливых человек, играющих на разных инструментах и в совершенно различных направлениях. Активно сотрудничает с силовыми структурами.