Автор шлягера «Не отрекаются любя» Вероника Тушнова умерла от запретной любви
110 лет назад, 27 марта 1911 года родилась поэтесса, написавшая стихи, которые были положены на музыку и стали хитами. С композицией «Не отрекаются любя» когда-то выступала юная Алла Пугачева, и то, как она ее исполняла, пробирало до мурашек. «А знаешь все еще будет!», «Сто часов счастья», «Вспоминай меня» - эти произведения включали в репертуар София Ротару, Ирина Аллегрова, Александр Градский.
Вероника Михайловна Тушнова появилась на свет в Казани. Отец, профессор микробиологии, надеялся, что дочь пойдет по его стопам, и она поступила в медицинский. Но поэзия всегда присутствовала в ее жизни. Она вспоминала, что рифмовала с детства. Наивные строчки о всякой чепухе. Но однажды пропал любимец семьи – старый черный кот Буська, и написать об этом оказалось намного сложнее, чем о ручейке, солнышке или цветочках. Потому что это было очень близкое, ранящее душу. И то, о чем до тебя никто не писал.
Более поздние произведения Тушновой запоминаются именно этим – особой проникновенностью, ощущением, что рассказывается твоя личная история.
Незадолго до Великой Отечественной войны Тушновы переехали в Ленинград, затем главу семьи пригласили на работу в Москву, предоставив квартиру на Новинском бульваре. Вероника поступила в аспирантуру Всесоюзного института экспериментальной медицины. А вскоре вышла замуж за психиатра Юрия Розинского. В 1938-м у пары родилась дочь Наташа. Тушнова продолжает писать и в 1941-м подает документы в Литературный институт. Увы, война перечеркнула все планы. Муж Вероники Николаевны ушел на фронт, а она с больной мамой и маленькой дочкой вернулась в Казань. Круглые сутки работала в нейрохирургическом госпитале. Все, кто знал Тушнову в те годы, вспоминали, как раненые бойцы буквально оживали при виде красавицы-медсестры. Вероника входила в палату – и комната словно озарялась мягким светом.
Молитва себе
Те самые незабываемые строки появились в 1944-м – и каждый мысленно адресовал их самым дорогим людям, с которыми был вынужден жить в разлуке.
Не отрекаются любя, Ведь жизнь кончается не завтра, Ты перестанешь ждать меня, А приду совсем внезапно…
- Я думаю, у Тушновой была какая-то особенная ситуация, когда она написала такие замечательные стихи, - рассуждала Алла Пугачева в 1970-х, когда композитор Марк Минков написал музыку на стихи Вероники Николаевны. - Я же, когда пою эту песню, как бы кому-то говорю: «Не отрекаются любя, приходи, не забывай меня, как же ты так можешь?» Или, наоборот, как бы убеждая себя, что не отрекаются любя, надо все вытерпеть, выждать какое-то время, и все получится... то есть это как бы молитва... себе. Молитва, для того чтобы остаться сильной в любви. За эту песню можно дать и Нобелевскую премию. Она остается главной в моем репертуаре.
Скорее всего, это произведение стало откликом на расставание Вероники Николаевны с мужем Юрием Борисовичем Розинским. Трудно сказать, что послужило причиной развода, но жизненная драма вылилась в прекрасные стихотворные строки, тронувшие всех.
Позже Тушнова снова выйдет замуж. Новым избранником поэтессы стал главред издательства «Детский мир» Юрий Тимофеев. Десять лет брака – словно еще одна страница, предваряющая историю ее самой большой любви.
Позднее счастье
В конце 1950-х Вероника Николаевна встретила главного мужчину своей жизни – вологодского поэта Александра Яшина. Увы, у этих отношений не было будущего, и оба это хорошо понимали. У Александра Яковлевича подрастали семеро детей - «яшинский колхоз», как в шутку называли большое семейство друзья, и оставить его поэт не мог. Начались тайные встречи в гостиницах других городов, в деревнях, ночевки на охотничьих заимках. Когда возвращались в Москву, Вероника Николаевна выходила на несколько остановок раньше...
Эту непростую историю одним из первых рассказал писатель Федор Абрамов.
- Хорошо понимаю, как рискованно касаться такой деликатной области человеческих отношений, как любовь двух людей, да еще немолодых, семейных, доживающих свои последние годы. Снова заставить кровоточить еще, не совсем зарубцевавшиеся раны у близких, снова оживить пламя страстей, которые когда-то вызывали столько пересудов и кривотолков... - писал классик.
Вероника Николаевна посвятила Яшину цикл стихотворений «Сто часов счастья». Понимая, что изводить недосказанностью себя и других больше невозможно, они принимают мучительное для обоих решение расстаться. А вскоре поэтессе ставят смертельный диагноз: онкологическое заболевание. В свои последние дни в больнице она просила не пускать в палату Яшина – не хотела, чтобы тот видел ее страдания. Люди шептались, что сгубила Тушнову запретная любовь, мол, не перенесла она разлуки.
Спустя год после смерти Вероники Николаевны (ее не стало 7 июля 1965-го) Александр Яковлевич напишет адресованные любимой женщине строки:
А ведь, наверно, ты где-то есть? И не чужая - моя... Но какая? Красивая? Добрая? Может, злая?.. Не разминуться бы нам с тобою...
Они не разминутся. Появившись на свет в один день – день рождения Яшина тоже 27 марта - он уйдет от онкологии следом. Ровно через три года, в 1968-м, и тоже в июле.