Десять лет без Люси: вспоминая блистательную Гурченко
ФЕОДОСИЯ, 30 марта – РИА Новости Крым, Галина Оленева. Она била чечетку на рынке вместе с харьковскими цыганами, в оккупированном городе пела немцам русскую "Катюшу" - семилетняя, голодная, "дула свое", как учил горячо любимый папа Марк Гаврилович. А потом с распахнутыми глазами смотрела красивое "трофейное" кино, с удивлением заглядывала в двери нового ресторана, где работала уборщицей соседка тетя Фрося. Ах, какие там были фикусы и купидоны! Непременно, обязательно у нее будут такие же!..
Люся Гурченко с родителямиБудут. И будут восхитительные кинообразы, сделанные так, как могла лишь она одна, и умопомрачительные наряды, и даже кинофестиваль в Каннах. Вся, до последнего вдоха, она была Женщина и Актриса.
Ровно 10 лет назад, 30 марта 2011-го, она ушла. А нам остались ее роли и поразительная женская сила – в телепрограммах, мемуарах и многочисленных интервью.
Искусство по-прежнему в большом долгу: Меньшикову - шестьдесят >>
Вертикальный взлет
"Проснуться часов в девять. Душ. Завтрак: каша овсяная, киви, поджаренный хлеб с маслом. Мы с мужем разъезжаемся по своим делам".
Признанная королева отечественного кинематографа, сменив пять мужей, в последнем, шестом браке с Сергеем Сениным нашла свое простое счастье.
"Я возвращаюсь домой, мы обсуждаем, как прошел день, гуляем с собаками. И вечером или дома ужинаем, или идем в ресторанчик. Счастье — это уйти на работу со спокойной душой, заниматься тем, что тебе нравится, вернуться, выдохнуть и знать, что у тебя все хорошо. Все гениальное просто".
Все это она скажет в одном из своих поздних интервью.
А задолго до него юная студентка ВГИКа Люся Гурченко бежала по коридорам "Мосфильма", где ее увидел директор киностудии Иван Пырьев и за руку отвел к Рязанову: "Снимай!".
Так случилась "Карнавальная ночь". Став лидером кинопроката 1956 года, картина собрала около 50 миллионов зрителей, ее признали лучшим фильмом по опросу журнала "Советский экран" в 1957 году, она до сих пор входит в ТОП-100 отечественных фильмов по версии ruskino.com.
"На следующий же день после выхода на экраны на меня обрушилась слава. Это был вертикальный взлет!", - скажет Гурченко позже. А едва получив гонорар, отправит родителей к морю, а себе купит в комиссионке на Арбате петровскую жирандоль.
Кадр из фильма "Карнавальная ночь"
Строитель, барин, царь: три четверти века актера Никиты Михалкова >>
У всех на устах -"Ах!"
Жирандоль – это тоже про фикусы и купидонов, про "трофейное кино" - оттуда страсть к красивым вещам, которую Людмила Марковна пронесет с собой через всю жизнь:
"Даже когда еще угла своего не было, я покупала и перетаскивала за собой свое добро: лампы с висюльками, вазочки. Надо мной в общежитии смеялись: "Люся выезжает с двумя своими лампами, как с елками". Но у меня и в общежитии были всякие шторы, покрывала в цветочек с оборками. Я всегда что-то шила, придумывала. А иначе — неинтересно жить".
Неинтересно жить – это точно не про нее. Всегда яркая и эффектная, со своей легендарной осиной талией, она станет советской иконой стиля. Роскошные наряды Людмилы Марковны будут с интересом рассматривать и копировать миллионы женщин.
"Почти все свои туалеты я придумывала сама. Моделировала, кроила, шила, даже шляпки сама делала. Как это можно было достать в те нелегкие времена? По-разному: в комиссионных магазинах, через знакомых. Хочешь эффектно выглядеть - умей вертеться в двадцать раз быстрее, чем умеешь".
Еще модные советы от Людмилы Марковны:
Людмила Гурченко "Нельзя быть мартышкой - надо себя любить и работать над собой. Только имея свой собственный стиль, ты можешь управлять изменчивой модой. Пусть на тебе вещи не из последних коллекций, но у всех на устах -"Ах!".
"Деловой костюм всем прекрасен. Он идеален как для походов на работу, так и для выходов на светские вечеринки. Тут уже будут уместны все аксессуары: и бижутерия, и элегантная блестящая сумочка".
И еще: "Одежда не приемлет спешки. В конце концов, ты выбираешь свое второе "я". Тут главное - удержаться от ненужной покупки".
Алиса Фрейндлих: "Мымра" с королевской осанкой >>
Огонь, вода и Люся
Все эти советы прозвучат в 2003-м, во время фотосессии для журнала "Атмосфера". Увидев Гурченко в образе, стилист Сергей Зверев выдохнет: "Марковна, "Виагра" отдыхает!". Между Леночкой Крыловой из "Карнавальной ночи" и этой фразой – отрезок длинною в 47 лет. Целая жизнь, наполненная радостями и печалями, встречами и расставаниями. И ролями…
…Второй заметной станет роль директора ткацкой фабрики Анны Смирновой в картине Виктора Трегубовича "Старые стены". Это совсем другое кино. Производственная драма, героиня которой - серьезная советская женщина - отказывается от личного счастья, чтобы посвятить остаток жизни старым фабричным стенам. Все это могло бы стать невыносимо скучным, если бы не гениальный актерский дуэт - Гурченко и Джигарханян, которые вносят в картину многослойность, недосказанность и глубину подтекста.
Кадр из фильма "Старые стены"
"Для Люси это был очень важный фильм. Впервые серьезная драматическая роль. Она все время ждала, что сейчас кто-то подойдет и скажет: "Ну что ты придумала? Какая из тебя драматическая актриса? Спой лучше про пять минут", - это из воспоминаний Армена Борисовича.
Есть и такие: "Я видел много ее проявлений и могу сказать, что более интересной и противоречивой женщины в своей жизни я не встречал. И в профессии, и в личных взаимоотношениях. Знаете, как говорят – смотреть можно вечно на огонь и на воду. В этот список я бы добавил и Люсю…Я могу признаться, что до сих пор ее люблю. Это честно".
Другой Андрей Миронов: к 80-летию любимого актера >>
Плащ-палатка, гипс и Канны
Сыграв в "Старых стенах", Люся победила на чужом поле – драматическом. Так появляется невзаимозаменяемая артистка Людмила Гурченко - та, для которой пишут роли, которой подвластен любой жанр, которая станет кокетливой Кларой Бокардон в "Соломенной шляпке", пронзительной Никой в "Двадцати днях без войны", стремительной Тамарой в "Пяти вечерах", "Любимой женщиной механика Гаврилова"…
Кадр из фильма "Сибириада"
В 1978-ом будет "Сибириада" Андрея Кончаловского. Фильм с самого начала снимался с прицелом на западный прокат, поэтому через год картина отправится на Каннский кинофестиваль, где возьмет Гран-При.
"В Каннах я была одета лучше всех! Мне много старушек приносили и дарили вещи 20-30-х годов. А там такие шлейфы, там по 500 вытачек! И я была в одном из таких нарядов. О таких уже и забыли. И вдруг я выхожу! "Что это, Люся?", - спрашивали меня. Я отвечала: "Да это у нас в Советском союзе все так ходят".
Кстати, на съемочную площадку "Сибириады" Гурченко пришла в гипсе — параллельно она снималась в музыкальном фильме "Мама" и сломала ногу на катке. Огромный гипсовый "сапог" партнерши очень веселил Никиту Михалкова, с которым ей предстояло играть интимную сцену. Чиновникам из Госкино Кончаловский пообещал: "все будет максимально невинно". В результате плащ-палатка, которой были укрыты герои, тряслась от смеха, но задуманный эффект был достигнут.
Кадр из фильма "Вокзал для двоих"
Главный советский интеллигент Андрей Мягков: послесловие >>
Браво, Людмила Марковна!
"Она была лучшей, она была знаменитой, она была прекрасной. Она была самой трудолюбивой актрисой нашего поколения", - это слова Олега Басилашвили, который стал ее партнером по картине "Вокзал для двоих". Помните эту ослепительную заснеженную дорогу? По ней двое, выбиваясь из сил, бредут в сторону зоны, куда герой должен вернуться до утренней переклички: "Ты замечательно идешь! Только очень медленно!" Они падают в снег, он играет на баяне, она кричит: "Грооомче! " .И зрителю с этой стороны экрана так хочется, чтобы их непременно услышали!
На съемках фильма "Вокзал для двоих"
Или вот это, стопроцентно узнаваемое : "Людк, а Людк! Тьфу! Деревня!"
"Любовь и голуби" до сих пор остается одним из главных отечественных кинохитов. И сейчас уже невозможно представить, что Раисой Захаровной могли стать Татьяна Доронина, Наталья Кустинская или Ольга Яковлева – все они пробовались на роль.
Кадр из фильма "Любовь и голуби"
"Беги, дядь Мить": деревенский пьяница и грустный Бендер Сергей Юрский >>
А вот "курортное" кино – "Моя морячка". Легкая комедия, снята всего за 10 дней в южных декорациях Коктебеля и Феодосии. Эту картину вспоминают реже, а между тем в самом начале фильма Людмила Марковна появляется в роли самой себя.
Кадр из фильма "Моя морячка"
Спускаясь по ступеням какого-то вымышленного концерт-холла, она поет песню с такими словами:
"Я думала, что главное в погоне за судьбой
малярно-ювелирная работа над собой…
Сначала я так думала по молодости лет,
казалось это главное, а оказалось - нет.
Из всех доброжелателей никто не объяснил,
что главное, чтоб кто-нибудь вот так тебя любил…"
Поет о себе: пришлось прожить тысячу жизней до встречи с тем, кто полюбил ее "вот так". Судьба подарила Примадонне два счастливых десятилетия в последнем браке. Она ушла, а любовь осталась. Любовь человеческая и необъятная зрительская. Та, которая заставляет нас восхищенно аплодировать: "Браво, Людмила Марковна!".
Людмила Гурченко
Армянин с печальными глазами: смешной и грустный Фрунзик Мкртчян >>