Моргенштерн как доверенное лицо банка. О влиянии дыры в голове

«Русская планета» и радио «Радонеж» продолжают цикл материалов о православном взгляде на события в стране и мире. В центре внимания - решение российского банка сделать своим лицом скандального рэпера.

Моргенштерн как доверенное лицо банка. О влиянии дыры в голове
© Русская Планета

Решение «Альфа-Банка» нанять для связей с общественностью рэпера с псевдонимом Моргенштерн может иметь свои, загадочные для нас причины - у «Альфа-Банка» на то маркетологи есть - но со стороны глядя, когда человек, скандирующий «в голове моей дыра, я дегенерат», становится лицом крупного банка, в этом есть некоторая загадка.

Все-таки мы привыкли видеть в банкирах людей серьезных, ответственных, и, по большей части, не татуированных, которые на вопрос «где деньги?» отнюдь не станут отвечать непристойными частушками.

Возможно, впрочем, Моргенштерн должен снять все возможные претензии клиентов к банку - «бачили очи, шо куповали». Возможно, привлечь загадочные сердца молодежи.

Хотя, с другой стороны, молодежь и студенчество обычно не распоряжаются большими деньгами, уделяя те крохи, которые остаются от школьных завтраков, на борьбу за лучшее будущее - так что ожидать, что юные поклонники исполнителя понесут в банк большие деньги, едва ли стоит.

Несколько более реалистично думать, что они, напротив, залезут к банку в долги - и будут каждый месяц платить проценты - но тут могут возмутиться родители, на которых неизбежно ляжет это финансовое бремя.

То, что Моргенштерн привлек в банк 25 тысяч новых клиентов, возможно, и правда (а, возможно, и не совсем), но что эти клиенты принесут много денег - неочевидно. Утверждение, что «все пиар, кроме некролога», уместно для, скажем, деятелей шоу-бизнеса, которые должны учинять драки, скандалы, и интервью с маньяками, чтобы непрестанно оставаться притчею во социальных сетях и покиванием головы у мировой прессы.

Но для людей, которые рассчитывают, что вы будете доверять им в таких деликатных и чувствительных вопросах, как финансовые, скандальная известность, все же, не всегда хороша. По крайней мере, в банковском деле эпатажные выходки не являются столь же рутинной практикой, как в шоу бизнесе.

Долговременный ущерб репутации может превзойти немедленные выгоды - если они и были.

У творчества Моргенштерна, с которым решил ассоциировать себя «Альфа-Банк», есть культурное и нравственное измерение. Не было бы ничего неправильного - или даже необычного - в русском человеке, исполняющем черную музыку. Афроамериканцы - очень одаренный народ, обогативший мировую культуру целым рядом музыкальных жанров. Не только популярная, но и современная классическая музыка была бы гораздо беднее без афроамериканского влияния.

Спиричуэлс - духовные гимны черных церквей - это поразительное явление духовной культуры, отражение веры, надежды и глубокой человечности народа, который, подобно ветхозаветным евреям в Египте, веками терпел несправедливые притеснения. Джаз, в своих лучших образцах, как, например, у Дюка Эллингтона, отражает это же наследие терпения и веры. В сети можно найти примеры того, как русские православные люди на концерте поют, среди прочего, «Go down, Moses» - гимн, давно ставший христианской классикой.

Но, в любой музыкальной культуре есть разные уровни - в России есть Рахманинов, а есть какой-нибудь криминальный шансон про трудную судьбу уголовников, или просто похабные частушки, популярные в младших классах. В афроамериканской музыке есть Дюк Эллингтон и Барбара Хендрикс - а есть уголовный рэп, порожденный социально неблагополучными районами черных гетто.

Этот жанр отражает мир нищеты и криминала - и тех жизненных установок, которые неизбежно воспроизводят нищету и криминал. Презрение к честному и упорному труду, вера в то, что можно обогатиться, не прилагая усилий, и, особенно, наглое презрение к семье и к женщине.

Как пишет американский обозреватель Мэтт Уолш, «дети растут в домах без отцов и с плохими матерями. Их мозги маринуются в нигилистической грязи, производимой полуграмотными социопатами вроде Cardi B и Lil Nas X [американские рэперы]. В их жизни нет ни красоты, ни истины, ни любви. Неудивительно, что они вырастают в убийц и преступников».

В некоторое извинение рэперам из депрессивных черных гетто Америки можно сказать, что они родились и выросли в таких условиях и лучшего не знали; но это извинение не может быть действительно по отношению к их русским подражателям, которые воспроизводят весь стереотипный набор черных гопников, совершенно не имея за спиной их личных и исторических травм. Моргенштерн явно не родился в черном гетто у матери-одиночки, болезненно полной из-за негодной дешевой еды.

Его творчество - это свободный выбор личной, нравственной и интеллектуальной деградации, и тут уж точно нельзя сказать, что «среда заела».

Конечно, деградация может быть привлекательной и коммерчески успешной. Путь наименьшего сопротивления всегда имеет свою притягательность; особенно для молодого человека, который переживает время трудного роста, когда от него требуются усилия к тому, чтобы стать взрослым и ответственным членом общества. Но это не значит, что деградацию следует поощрять.

Другая сторона казуса Моргенштерна - реакция общества на то грубое презрение к женщине, которое он перенял у своих учителей из черных гетто. Кажется, у нас есть феминистки, и довольно активные. В частности, они боролись за известный спорный законопроект о семейном насилии. Семейное насилие - это ужасно, но бывают лекарства хуже болезни, особенно, когда за рецептами этих лекарств стоит, очевидно, антисемейная идеология. В любом случае, тут есть пространство для разных точек зрения и дискуссий.

Но вот перед нами случай бесспорной, очевидной мизогинии - то есть грубой враждебности и презрения к женщинам. Странно, что идеологическое сообщество, постоянно негодующее на «патриархального» мужчину, который видит в женщине жену и мать, не проявляет энергичной реакции в случае с Моргенштерном, который видит в женщине исключительно сексуальную работницу.

Не видно никакой организованной феминистской активности в отношении «Альфа-Банка», который делает этого рэпера своим лицом. И это при том, что сам артист заявляет о желании перестрелять феминисток из автомата. Можно не считать это призывом к насилию, и думать, что просто все то же самое «в голове моей дыра, я дегенерат» - но это, во всяком случае, явная мизогиния. А ведь здесь бы мы с ними оказались на одной стороне.

Но, так или иначе, с ними или без них, нам стоит обратить внимание на то, что продвигать деградацию, бескультурье и хамство - безответственно по отношению к обществу. Укрепит ли дыра в голове доверие к банку - я сильно сомневаюсь. В чем я уверен - так это в том, что привлечение такого рода артиста к банковской деятельности было явной ошибкой.