Валерий Митрофанов: «Если берусь за какое-то дело, привык делать его лучше всех»
31 марта свой 75-летний юбилей отмечает хормейстер, Заслуженный деятель искусств Удмуртии и России, лауреат Государственной премии республики Валерий Яковлевич Митрофанов. Он является инициатором проведения ежегодных Всероссийских фестивалей «Мужское певческое братство» и художественным руководителем Капеллы мальчиков и юношей «Ингур» Республиканской детской школы искусств. В преддверии своего дня рождения Валерий Яковлевич пообщался с корреспондентом ИА «Удмуртия» и рассказал о пути к музыке, творческой деятельности и своих жизненных принципах. Детство. Путь в музыку - Я родился в деревне Нижние Быги Шарканского района. Детские годы прошли в селе Сосновка этого же района. У нас была большая семья, шестеро детей. Моя мама перед войной училась в музыкальном училище, играла на фортепиано. Пока она училась, в Ижевске в конце 30-х годов создали первую в Советском Союзе школу-интернат для одаренных детей коренной национальности. Как раз нынешнее заведение уходит корнями в это время. Фото: личный архив Валерия Митрофанова © Талантливых детей из удмуртских деревень набирали в эту школу, и туда же попала моя тетя, мамина сестра – Маргарита. У мамы дальше с учебой не получилось – она ушла на фронт добровольцем. После войны в училище она уже не вернулась: родился я, было не до этого. А тетя продолжила обучение и, в конце концов, оказалась в музыкальной школе в Можге. В благодарность маме, что она направила ее на музыкальный путь и чтобы облегчить задачу по воспитанию детей, тетя забрала меня в Можгу. «Мечтал стать механизатором широкого профиля» - Я ни сном ни духом не ведал, о том, что буду музыкантом. Деревенская жизнь – это все лето в колхозе, то с лошадьми, то с трактористами, комбайнерами. Я спал и видел себя механизатором широкого профиля. Думал, что поеду после школы в сельское профессиональное техническое училище. А тут меня взяли и выдернули в музыкальную школу. Внутреннего сопротивления не было, но все равно не видел я себя пока музыкантом. Благодаря тете окончил школу, поступил в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, успел проучиться там два года и меня забрали в армию. После трех лет службы я вернулся в училище, и только тогда стал постепенно осознавать, что это мой будущий путь, что это будет профессией. Старательно окончил училище и поступил в Казанскую консерваторию, отучился там пять лет. Фото: личный архив Валерия Митрофанова © Возвращение на Родину - Я не знал, нужен ли буду Удмуртии, найду ли там свое место. Но на пятом курсе консерватории мне неожиданно прислали небольшую материальную помощь от Министерства культуры, как напоминание о том, откуда я родом и куда должен вернуться, а после завершения обучения я получил направление в ансамбль «Италмас». С сентября 1975 года пять лет отработал хормейстером рядом с Анатолием Васильевичем Мамонтовым. С ансамблем весь Союз объездили! Тогда «Италмас» купался в гастрольно-концертной жизни: бывало, что мы по полгода были в поездках, потому что маршруты были от Калининграда до Владивостока. Кому рассказываешь – не верят. Фото: личный архив Валерия Митрофанова © В ансамбле я продолжал свое обучение, потому что учебное заведение не все дает до конца. Продолжает обучать жизнь и работа с профессионалами. Тогда мне повезло, что Анатолий Васильевич взял меня под опеку, и я во многом почерпнул его дирижерскую технику. Мне понравилось, как он дирижирует, я у него учился. А потом неожиданно для всех меня назначили заместителем министра культуры… «Принимайте кабинет, Вас ждет!» - Когда появилась вакансия замминистра культуры, мне дали неделю на размышление. Не прошло и недели, как после одной из репетиций в ансамбле «Италмас» мне сразу звонок: «Принимайте кабинет, Вас ждет!». То есть не спрашивали, согласен или нет, просто принимайте и все. Там отработал семь лет. Интересный был период. Тогда я окунулся в проведение фестивалей им. П. И. Чайковского. Познакомился со всеми гостями, которые приезжали к нам. Тогда в фестивалях принимали участие по два-три симфонических оркестра! Ведущие оркестры Москвы за год занимали очередь, они стремились сюда попасть. Приезжали даже Армянская и Азербайджанская хоровые капеллы, коллективы из Литвы, Латвии, Эстонии, Украины. Удмуртия была фестивальной «Меккой»! Концерты проходили не только в Ижевске, но и в Воткинске, Глазове, Сарапуле. Две недели, начиная с 7 мая, дня рождения Чайковского, в республике был праздник. Фото: личный архив Валерия Митрофанова © Будучи на посту заместителя министра, пришлось приложить руку и к возрождению этой школы искусств. После войны ее не открыли, но по нашему примеру подобные школы появились в Марий Эл, Мордовии, Татарстане. Второй секретарь обкома партии Геннадий Иванович Шишов пригласил меня как-то и предложил съездить в Йошкар-Олу и Саранск, посмотреть, как там работают эти школы. Я съездил в командировку, все изучил, изложил подробнейшую справку и направил ее в правительство. Буквально через год-два после моей записки уже возродилась наша школа. Знакомство с Капеллой - Я долго не давал согласие на руководство этим коллективом, поскольку после работы в «Италмасе» прошло почти 13 лет, и я считал, что как профессиональный хормейстер я дисквалифицировался, хотя с 1975 года я руководил народным ансамблем песни и танца при ДК «Ижмаш» («Тюрагай» – прим. авт.). Одно дело работать с любительским коллективом, другое – с детьми. Я считал и считаю, что с детьми надо работать как с профессиональным коллективом, и это должен быть опытный высокопрофессиональный руководитель. Я пытался уговорить предыдущего преподавателя, но безрезультатно. Нового тоже не нашел. Что делать? Сел на трамвай и поехал в школу-интернат. Детям к тому времени уже объявили, что к ним придет новый руководитель. Вот, я пришел и говорю: «Ребята, здравствуйте! Я ваш новый руководитель». С этого и началось знакомство с Капеллой. Я давал согласие на год, но потом втянулся, понял, что что-то могу. Так и работаю здесь с 1993 года – уже 28 лет. Фото: личный архив Валерия Митрофанова © «Ингур» – мелодия с небес - Когда мы первый раз приехали для выступления в Москву, то на афише в Концертном зале им. П. И. Чайковского висело – «Хор мальчиков «Удмуртия». Тогда я решил, что нам нужно придумать название. Как-то я ехал на репетицию с Капеллой и меня осенило. Вспомнил, что частенько говорил детям на репетиции: «Пойте так, будто не вы поете, а поют ангелы с небес». Отсюда и пришло название «Ингур», что в переводе с удмуртского означает «мелодия небес». Мы поем сложные произведения, то, что поют профессиональные хоровые коллективы. Когда я только пришел, сразу сказал: мы будем петь только недетский репертуар. Есть мужчины – тенора, басы, будем петь многоголосые произведения. Так и идет все эти годы. Фото: личный архив Валерия Митрофанова © Зарождение музыкальных фестивалей - Мы стали инициаторами проведения фестиваля «Мужское певческое братство». Идея родилась по дороге из Москвы, я помню даже дату – 8 января 1995 года. Пришла в голову мысль: «Почему нас мало? Почему мало поющих мальчиков? Нужно каким-то образом это стимулировать». Тогда в республике было всего три хора мальчиков. Буквально через месяц после моих размышлений, я собрал всех коллег, руководителей этих коллективов и предложил провести 23 февраля «Поющее мужское братство». Первый праздник проводили в зале Филармонии. Нас никто не знал, сначала мы приглашали офицеров запаса, бывших военных. Потом постепенно и обычные зрители начали приходить. Провели шесть таких фестивалей, а в феврале 2001 года праздник поющих мужчин и мальчишек впервые вышел за рамки республики. Неизмеримо выросло количество коллективов, принимающих участие в Фестивалях. Так, например, если в I-м Фестивале приняли участие только три хора мальчиков из Ижевска, то в X-м (февраль 2004 года) уже принимали участие 15 юношеских и мужских хоров, хоров мальчиков и юношей, 21 мужских, юношеских и мальчиковых ансамблей. В рамках этого Фестиваля впервые был проведен региональный конкурс мужских и юношеских ансамблей, имевший большой общественный резонанс. Фото: vk.com (РДШИ (Ижевск)) © Председатель жюри одного из первых региональных конкурсов – профессор А. В. Никитин, предложил поменять название, поскольку «Поющее мужское братство» есть в Калуге. Мы решили сделать более благородно, более звучно – «Мужское певческое братство». География постепенно расширялась, и мы начали проводить сначала межрегиональные конкурсы, а в рамках ХVI-го Фестиваля, который проходил с 19 по 21 февраля 2010 года, был проведен I-й Всероссийский конкурс. Сейчас прошло уже восемь таких Всероссийских фестивалей-конкурсов «Мужское певческое братство». Дети и музыка - У меня сын и дочь. Они оба учились в музыкальной школе. Дочь играла на фортепиано, но в ней проснулся талант художника, она могла рисовать целыми днями. В музыкальной школе у нее тоже все получалось, но в какой-то момент все-таки я решил показать ее в школу искусств № 9. В итоге она окончила эту школу с отличием и поступила на факультет дизайна нашего университета. Сын тоже окончил музыкальную школу, играл на скрипке. У него тоже все блестяще получалось. Он за пять минут мог разобрать произведение и идти на урок. Но его увлекла другая деятельность: он занимался в школьном драматическом кружке, играл в КВН. Фото: Юлия Ившина © Как-то ему пришлось участвовать в фестивале им. П. И. Чайковского в качестве солиста. Мне позвонил руководитель ансамбля «Московская Камерата» Игорь Александрович Фролов и сказал, что едет к нам на фестиваль, но ему нужно найти солиста, маленького скрипача, который бы сыграл небольшую пьесу «Шутку-сувенир». Думал-думал, кого же найти? А потом вспомнил – вот же, сын сидит дома, сейчас я ему покажу ноты, он сыграет. Пришел, сыну все показал. Он сказал, что уже видел эти ноты, и сразу нашел там ошибку. Он позанимался под руководством педагога и моей жены, она была скрипачкой. Привез его на репетицию к Фролову, он оттуда вышел весь мокрый! Оказалось, что они учили произведение в одном темпе, а в ансамбле играли в два раза быстрее. Но ничего, в итоге он отыграл четыре концерта. После этих концертов он начал подумывать о поступлении в музыкальное училище, но потом снова «остыл» и поступил в университет на PR-направление. Увлекся КВН, в Ижевске был президентом Студенческой лиги КВН Удмуртии, создал свою команду, они дошли почти до Высшей лиги. Музыкальное образование в КВН ему пригодилось, в интересах команды он играл не только на скрипке, приходилось играть на гитаре, на баяне, на фортепиано. Сейчас он работает креативным продюсером с ведущими федеральными телевизионными каналами. «Если берусь за какое-то дело, привык делать его лучше всех» - Как такового девиза у меня нет, но если я за какое-то дело берусь, привык делать его лучше всех и доводить до конца. По жизни мне это помогало. Если я занимался спортом, то не просто как любитель, а обязательно должен был выполнить норматив, достичь результата. Для консерватории это было странно, но я был кандидатом в мастера спорта по лыжным гонкам и по марафонскому бегу, входил в сборную Казани, выезжал на всероссийские пробеги. Фото: Юлия Ившина © И теперь, если участвуем в конкурсах, то не просто так, стараемся обязательно победить.