Александр Кузовков: "Работа режиссёра не профессия, а личный опыт"
Фотохудожник и режиссёр Александр Кузовков рассказал "Омск Здесь", почему ушёл из компании, с которой начал снимать свой первый полнометражный фильм, и почему он задумался над созданием чёрной комедии после череды социальных роликов. Его снимки становятся обложками книг, фотографии можно увидеть на выставке в Москве, Екатеринбурге, Лондоне и Марокко, а социальные фильмы, снятые им, собирают награды всероссийских конкурсов. "Омск Здесь" пообщался с фотохудожником и режиссёром Александром Кузовковым, который получил специальную награду на фестивале короткометражного кино "ОмКА". Члены жюри отметили его работу "Спасибо!" (16+). - Александр, у вас три образования: автоматизация техпроцессов и производства, связи с общественностью и театральное. Почему режиссура? - Сейчас мне стало легче отвечать на этот вопрос (улыбается) . Мир на пороге того, что институты в том виде, в котором они находятся сейчас, перестанут существовать. Да, я получил диплом, но это же не значит, что я в этом разбираюсь. Если ты целенаправленно занимаешься каким-то делом, проходишь самообучение, и у тебя есть практика, то это намного результативнее. Я проходил курсы в Москве и Санкт-Петербурге. Но главное - практика, и я пять лет работал в компании "ИСС Арт Медиа". Можно сказать, что этот институт я и окончил. - Откуда вы недавно и уволились… Как раз во время работы над вашим первым полнометражным фильмом под рабочим названием "Воин". В чём причина такого решения? - Пришёл новый продюсер, с которым возникли идеологические разногласия. Тема фильма непростая - Великая Отечественная война. Мы работали над созданием картины в течение года, большая часть материала была уже отснята. - Не жалко было оставлять своё детище на полпути? - Это было расставание без слёз на глазах, но с болью. Но то, что я увидел в процессе работы, - это не то, в чём бы я хотел участвовать. - Сейчас вы ушли в свободное плаванье? - Можно так сказать. - И можно говорить, что сейчас мы увидим настоящего Александра Кузовкова? Всё-таки в "ИСС Арт Медиа" вы больше работали по заказу. - Да, тут вы правильно подметили. В "ИСС Арт Медиа" не было полной свободы фантазии, там есть определённый социальный контент. Сейчас мы с моей командой заканчиваем работу над фильмом, который не будет похож на те, которые я снял с "ИСС Арт Медиа". - Это уже не короткометражный фильм на социальную тему? - Знаете, мне кажется, там, где есть люди, всегда социальная тема. Даже если это "Форсаж" или "Трансформеры". Недавно посмотрел хорошие мультики - "Душа", "Зверополис". - Одна из самых популярных ваших короткометражек "Соль" (16+). Она о человеке, который пойдёт на всё, чтобы получить желанный пакетик. Короткометражный фильм "Инстадрама" (0+) о том, что в погоне за "лайками" и подписчиками люди забывают обо всём. Что служит идеей для сюжетов? Откуда вы их берёте - это всё личный пример? - К каждой теме мы готовимся заранее. Какие-то моменты подсматриваем в своей жизни. Работа режиссёра - это просто профессия, важен личный опыт, наблюдения. Тот же фильм "Соль" - о наркотиках. Это был антинаркотический проект, состоящий из четырёх фильмов. Во время работы над фильмом мы встречались с зависимыми, беседовали с ними, читали их интервью. - То есть это такой собирательный образ героя получился? - Это практически история реального человека, может быть, где-то и собирательная. Это же не фантастическая история. Что только не происходит в этой жизни. Даже сейчас, вспоминая об этом, думаю, что можно было такого наснимать! Наркотики - это зло, страшное зло. И история этого проекта - показать без хеппи-энда всё, что происходит на самом деле. "Соль" "зашла" в социальных сетях, у него более 5 млн просмотров. - Дебютным стал ваш проект про Томаса Эдисона "Сила слова" (0+), снятый в 2016 году. Сейчас, спустя уже 5 лет, и после того, как набрались опыта, как бы вы её сами оценили, если бы были в составе жюри, а он участвовал бы в фестивале? - Я бы сказал, что здесь нет ничего лишнего. Это законченный, понятный короткометражный фильм. Были бы какие-то технические вопросы, но сейчас это не так важно. Мы снимали на фотоаппарат Canon Mark II, это совершенно не кинокамера. Мы заморочились с подготовкой - искали локации, причём не все поняли, что это было снято в Омске, и говорили, что это даже не Россия. - Сейчас для этого нанимают продюсеров… - С 2019 года они пришли, и появились проблемы (смеётся) . Но на самом деле нужно отдать им должное. Я работаю с Софьей Кудрей - это профессиональный и ответственный человек. Фильм, который мы сейчас заканчиваем, снимается при поддержке Школы телевидения телеканала "Продвижение", где она работает продюсером. Всё зависит от задач, которые возлагают на продюсера. Он должен искать людей, площадки, реквизит. Это что-то вроде исполнительного продюсера. В этом случае да, их работа важна при создании фильма. - Сколько сейчас в вашем портфолио работ? - 10 короткометражных работ. Я только недавно, как мне кажется, понял, что я прошёл какой-то институт, где я раз в год снимал фильм. - Когда делали свои первые работы, может быть, снятые на мыльницу? О чём они были? - Когда я учился в Промышленно-экономическом колледже. Там был практически завод - все ходили в робах, вытачивали напильником какие-то детали. Там я снял пару музыкальных клипов. Но это так, скорее, баловство. - А отзывы о своих фильмах читаете? Вообще, мнение зрителей для вас важно? - Сейчас перестал, но всё равно, когда заходишь на YouTube, попадаешь на них. Больше всего комментариев получил фильм "Спасибо" (18+). Это одна из самых длинных по хронометражу короткометражных работ - 17 минут. Около пяти тысяч отзывов. Много пишут о том, что эта история им очень знакома, многие находят в героях себя. История в фильме "Спасибо" неоднозначная, и многие даже не верили, что такое может происходить на самом деле. Это история одной семьи, где ребёнок подвергается тоталитарному воспитанию, в школе тоже идёт давление. Мы показываем такое противопоставление двух личностей: мать героини - это такой религиозный человек, и её подруга, которая воспитывается в совершенно иной семье. Достаточно короткая история, в который каждый видит своё. Кто-то тему буллинга, кто-то проблему семейных ценностей. У большинства она нашла отклик. Там есть такая хорошая сцена: девочка сидит на качелях и не хочет идти домой. И многие действительно нашли в этом себя, вспомнили истории, когда им не хотелось идти домой. - У этой истории есть автор сценария? - Это сценарий талантливого писателя, сценариста из Беларуси Ольги Демидюк. Мы уже снимали картину "Фонарщик" (0+) по её сценарию. Она прислала мне новый текст, меня он зацепил, я его доработал, и тут же запустили в работу. Фильм, который мы сейчас снимаем, называется "Новая мама". Это немного чёрная комедия с таким, может быть, на первый взгляд, чёрным, абсурдным юмором. У этого автора есть ещё один рассказ, по которому хотелось бы снять фильм. - Как в целом к российскому кинематографу относитесь? - Очень хорошо отношусь. Посмотрите, какие у нас хорошие операторы, причём они работают не только в России, но в Европе, в США. А какие специалисты по графике. Что касается российских режиссёров, то бывало такое, что я был разочарован фильмом настолько, что было даже жалко денег, потраченных на билет. - В каком жанре вы хотели бы поработать? - Конечно, после стольких лет работы над социальными темами, такими больными темами, как наркотики, сложные отношения между людьми, хотелось бы что-то позитивное снять. Возможно, полный метр. Мы думаем об этом с моим соавтором. Хотелось бы чего-то весёлого. В фильме, который мы сейчас делаем с Соней Кудрей, - атмосфера 70-80-х годов. Здесь всё из той эпохи - интерьеры, одежда. Мне очень классно наблюдать за этим как художнику, потому что в этом фильме выступаю ещё отчасти как художник. - Сложно ли делать в 2021 году фильм про 70-е? - 70-е могут быть просто как декорация, а история может быть совсем не про время. Она могла случиться и в 60-е, и в наше время. В нашем случае так и было, была атмосфера - какой-то минимализм, свой стиль, и он мне нравится. Почему-то эту историю я увидел в этих декорациях. Наверное, в современных условиях (пластиковые окна, электрические чайники и т. д.) эта история не была бы так интересна. А если говорить про время, то, конечно, снимать сложнее. Мы работали над фильмом о 40-х годах, и было очень непросто. Чтобы снимать такое кино, нужно изучить много источников, сопоставить все данные, быть уверенным, что не обманываешь ни себя, ни зрителей. И чем больше я погружался в эту историю, тем больше у меня возникало вопросов на темы, над которыми я раньше даже не задумывался. Это, кстати, тот военный фильм, который мы начали снимать с "ИСС Арт Медиа", но совместная работа не сложилась. - Не исключено, что скоро увидим фильм с той же историей, но с вашим видением? - Кстати, сценарий у нас есть. Он написан мной в соавторстве с другим режиссёром и практически завершён. Но просто достать камеру и снять фильм не получится. Историческое кино - это декорации, реквизит, локации. - А локации для съёмок в Омске, тем более военного фильма, сложно найти? - Сложно. Очень мало что у нас можно найти в Омской области. Мы строили декорации, делаем их с художником Евгением Лоновым. Например, аудитория в Аграрном университете стала музыкальным училищем, а из коридора делали общежитие. Бывшее здание музея "Искусство Омска" нам также служило съёмочной площадкой. Нашли старую заброшенную танцплощадку в Калачинске, восстановили её и сделали танцплощадку 1941 года. Создавали парк 40-х годов с каким-то минимальным реквизитом, но, как мне кажется, получилось довольно правдоподобно. Танцплощадка в Калачинске. Фото: "ИСС Арт Медиа" Сейчас, например, во время съёмок фильма "Новая мама" на Сибзаводе строили локацию - построили комнату, где происходит основное действие. Сделали комнату главной героини, построили пивной бар, отделение полиции. Для этого же фильма снимали сцены в Омском цирке. Подготовка локации для съёмок фильма "Новая мама" на Сибзаводе. Фото: Александр Кузовков - Актёры охотно соглашаются на работу в короткометражках? Часто же это приглашённые артисты из омских театров. - Когда мы позвали в один из фильмов Марию Долганёву, она сказала, что в тот момент у неё был период, когда ей захотелось попробовать себя в кино. И в тот год ей поступило два предложения: от нас и от режиссера Никиты Дудкина. Он её снял в фильме "Лица революции" (12+). Причём мы, не сговариваясь, пригласили её, и она до сих пор в восторге от работы. Мы недавно с ней разговаривали, и Мария рассказала, что теперь, после съёмок в нашем фильме, она стала "ставить" на сцену во время спектакля в театре маленькую камеру, на которую она играет. Для неё это был необычный опыт. То есть получается, я для неё открыл камеру (улыбается) . - Вам, как режиссёру, проще работать, когда артист подстраивается под вас, привносит что-то своё или говорит: "Я актриса, лепите из меня, что хотите"? - Из ничего слепить что-то тоже нельзя. Типаж должен соответствовать роли - я всегда на это обращаю внимание. Да, Константин Хабенский, Сергей Безруков, например, талантливые актёры, которые могут сыграть любого. Но чаще всего я исхожу из типажа. Знаете, я хочу похвалить Марию Долганёву как актрису. Мне с ней было очень приятно работать. Когда ты работаешь с таким человеком, то чувствуешь, что работаешь с профессионалом. При том, что она никогда не снималась в кино, но ты понимаешь, насколько этот человек профессионален и тактичен. Она тебя выслушает, попробует что-то новое. Так у нас "бюджетное" кино, она сама нашла парик для своей роли, привнесла в свой образ какие-то новые вещи. Это классно, когда актёр не просто пришёл и сказал: "Ну что там я должен делать? Дайте текст, что говорить". - Как фотохудожник сейчас над чем работаете? Ваши работы украшают обложки книг: корейского перевода "Девушки с татуировкой дракона" Стига Ларссона, работ норвежского автора Йохана Фалькбергета, польской писательницы Габриэлы Гаргас… Как это произошло: нарушения ваших авторских прав не было допущено? - Да, мы там заключили договор. Те фотографии, которые мы подписали, могут продавать только они. Я не могу ничего с ними делать - только распечатать, подарить или выставить в социальные сети. Но не продавать. Это такие коммерческие договорённости. Фото Александра Кузовкова на обложках книг - И всё-таки вы больше режиссёр или фотограф? Фотосъёмки - это чаще всего постановочные, идейные снимки, с определённой историей. Это не так часто бывает, может быть, две-три съёмки в год. Какие-то из них выстреливают, какие-то нет. Одна из последних, например, навеяна событиями в Белоруссии. У нас это тоже потом произошло. С омским художником Даниилом Леви устроили перформанс . Он облачился в костюм, сделанный из бумажных объявлений, которыми пестрит Омск. Около двух часов мы гуляли по городу. Мы с ним шли и разговаривали, а все люди кругом удивлялись, почему я иду один и разговариваю, потому что он сливался с объявлениями. В тот же день мы снимали, как он стоит с маленькой табличкой: "Я против". Эти фотографии тоже нашли отклик, их опубликовали на "Лентаче". - В ближайшее время мы увидим новый фильм? - Не факт, что мы его увидим в ближайшее время, потому что он так долго делается (смеётся) . Но хотя, если мы будем делать закрытый показ, то вас обязательно позовём. Фото: Илья Петров