10 успешных российских фильмов в заграничном прокате

"Снежная королева 3: Огонь и лед", реж. Алексей Цицилин; сборы в России - $5,1 млн, за рубежом - $19,5 млн Алексей Цицилин, чей мультфильм "Ганзель, Гретель и агентство магии" в этом году занял первое место на Netflix по просмотрам в мире, добился успеха за рубежом раньше. Снятая им третья часть сказки "Снежная королева" стала самым высокобюджетным проектом студии WizArt Animation в 2016 году. Критики отмечали не только сюжет и юмор, но и технические достоинства картины. В Южной Корее проекту удалось показать лучший результат за премьерный уикенд, а общие сборы в стране составили $2,5 млн. Однако самый большой успех ждал его в Китае - $11 млн. Из-за популярности мультфильма у зрителей, "Снежная королева 3: Огонь и лед" продержался в китайских кинотеатрах девять недель, хотя обычно этот срок составляет около месяца. "Монгол", реж. Сергей Бодров; сборы в России - $6,7 млн, за рубежом - $21 млн Фильм 2008 года "Монгол" Сергей Бодрова-старшего смог более чем в четыре раза увеличить сборы благодаря прокату за рубежом. К $6,7 млн, заработанных в России, картина добрала еще $21 млн. Самые большие сборы за границей фильм получил в США - $5,7 млн. При этом, из всех азиатских стран, где показывали этот исторический эпос, снятый во Внутренней Монголии, сборы превысили $1 млн лишь в Японии. Примерно в тех же пределах оказались и результаты проката во Италии, Великобритании, Испании, а во Франции, считающейся центром кинематографической Европы, - этот показатель достиг отметки в $2,4 млн. Помимо узнаваемого имени режиссера и номинации на "Оскар" за лучший иностранный фильм (заявка была сделана от Казахстана), такой интерес американского зрителя к фильму о Чингиз-хане можно объяснить попаданием Бодрова в нужный "формат". Критики хвалили фильм за постановки боевых сцен, дизайн, но главное - за его экзотичность. В том же году хитами американского проката стали фильмы "Мумия: Гробница императора драконов" ($102 млн), где действие было перенесено из Египта в Китай, американо-китайский фэнтези-проект "Запретное царство" ($52 млн) с гонконгскими звездами Джеки Чаном и Джетом Ли, индийский исторический эпос "Джодха и Акбар" ($4 млн) а также мультфильм "Кунг-фу Панда" ($215 млн). К тому же "Монгол" мог прийтись по вкусу зрителям, которых впечатлили схватки в фильмах "Хэллбой 2: Золотая армия" ($75 млн), "Звездные войны: Войны клонов" ($35 млн) и "Во имя короля: история осады подземелья" ($4,7 млн). "Ночной дозор", реж. Тимур Бекмамбетов; сборы в России - $16,1 млн, за рубежом - $17,9 млн Первым блокбастером из России, который смог собрать впечатляющую кассу за границей, стал "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова. Компания Fox Searchlight Pictures купила у создателей права на международный прокат после того, как сборы "Ночного дозора" в России обошли результат первой части "Властелина колец". Первый эпический постсоветский триллер о вампирах и колдунах, снятый по западным стандартам, вызвал живой интерес у западной аудитории - 4,3 млн в Германии, 2,7 млн в Испании, около 1,5 млн в США, Франции и Великобритании и около 1 млн в Мексике. Уже через четыре года Тимур Бекмамбетов смог представить свой голливудский проект "Особо опасен" с Анджелиной Джоли, Джеймсом Макэвоем и Морганом Фрименом. "Хардкор", реж. Илья Найшуллер; сборы в России - $2,6 млн, за рубежом - $14,2 млн Режиссерский дебют "Хардкор" Ильи Найшуллера, завоевавшего в 2021 году международное признание с фильмом "Никто", стал на первых порах проблемой для североамериканского прокатчика, так как не смог окупить сумму, за которую его приобрели у продюсерской компании Тимура Бекмабетова "Базелевс" - $10 млн. В премьерный уикенд в США картине удалось собрать $5,1 млн, однако уже через две недели ее отозвали почти из 2,5 тысяч американских кинотеатров. Тем не менее, фильм смог добрать в долгой перспективе - его сборы в Северной Америке составили $9,2 млн, а общая касса за рубежом достигла отметки в $14 против $2,6 млн, которые "Хардкор" заработал в России. "Он - дракон", реж. Индар Джендубаев; сборы в России - 1,6 млн, за рубежом - $8,8 млн Еще один проект Тимура Бекмамбетова, фэнтези "Он – Дракон" по роману украинских писателей Марины и Сергея Дьяченко, прошел в России почти незамеченным (хотя и собрал в домашнем прокате $1,9 млн). Тем не менее, сделанный на 85% с помощью компьютерной графики фильм привлек интерес зрителей в Китае, где пиратская версия набрала миллионы просмотров в сети еще до официальной премьеры. В результате, китайская касса ленты составила $8,8 млн, и она стала на тот момент самым популярным российским фильмом за всю историю проката в Поднебесной. "Защитники", реж. Сарик Андреасян; сборы в России - $4,9 млн, за рубежом - $6,7 млн Самым спорным фильмом из этого списка можно назвать супергеройский блокбастер "Защитники" Сарика Андреасяна. Проект вызвал крайне негативную реакцию в российской критике и соцсетях, а западные критики сделали акцент на теме Холодной войны, которая была обозначена в самом начале фильме. Однако в Китае "Защитники" смогли разнообразить квотированный прокат зарубежных фильмов, стали одним из 34 иностранных фильмов, которые зрители смогли увидеть в 2017 году, и смогли собрать $2,8 млн. Отряд супергероев из СНГ вызвал также интерес в Мексике, где "Защитники" заработали $1,1 млн. В результате, касса одного из самых раскритикованных российскими зрителями фильма составила $11,6 млн при бюджете в $5,4 млн. "Невеста", реж. Святослав Подгаевский; сборы в России - $2,6, за рубежом - $5,5 млн Несмотря на международный успех мистического триллера Бекмамбетова "Ночной дозор", для российского кинорынка все еще оставалась незанятой ниша классического хоррора. В 2017 году эту пустоту заполнил фильм Святослава Подгаевского "Невеста", который показал хорошие результаты по сборам в Латинской Америке – 1,8 млн в Мексике и 1,3 млн в Бразилии. В результате, на следующий год после выхода в прокат "Невеста" стала первым хоррором из России, права на который купил стриминговый сервис Netflix. В России же картина не добилась значительного успеха как у зрителей, так и у критиков. "Русский ковчег", реж. Александр Сокуров; сборы в России - $500 тысяч, за рубежом - 7,9 млн За два года до премьеры "Ночного дозора", когда вопрос об успехе отечественного кино на Западе мог быть лишь предметом для не очень остроумных шуток, а понятие "российский артхаус" имело исключительно негативный оттенок, произошел один из первых серьезных прорывов на международный рынок, который остался почти незамеченным. Как и Сергей Бодров-старший, Александр Сокуров к тому моменту уже успел сделать себе имя в мировом кинематографе - правда, за счет экспериментального, а не зрительского подхода к кино. "Русский ковчег" смог удовлетворить все ожидания, которые могли быть у западного зрителя к авторскому кино из России. Он был снят в Зимнем дворце, подавался как попытка "одним дыханьем вобрать поток времени", рефлексировал на тему истории и культуры - в общем, обладал всеми приметами глубоко философского русского произведения на грани кино и литературы. Главной приманкой для искушенных зрителей стал любимый прием Сокурова - фильм был снят единым дублем и без каких-либо монтажных склеек. В 2002 году такой подход считался едва ли не революционным и в каком-то смысле предвосхитил (или проложил дорогу) "Хардкору" Ильи Найшуллера. А в 2021 году ученик Сокурова Кантемир Балагов, также сделавший себе имя на авторском кино, был выбран в качестве режиссера пилотного эпизода сериала по видеоигре "The Last of Us". На родине автора "Русский ковчег" показали всего в двух кинотеатрах, а в США, Канаде и Австралии он собрал $3 млн, $1,9 млн и $1,1 млн, соответственно. "Нелюбовь", реж. Андрей Звягинцев; сборы в России - 1,4 млн, за рубежом - 4,8 млн Еще одним примером сравнительного безразличия российских зрителей к отечественному авторскому кино, востребованному на Западе, стал фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь". За 14 лет, которые прошли с момента триумфа его дебюта "Возвращение" на Венецианском кинофестивале, Звягинцев смог завоевать себе статус "нового Тарковского" и максимально повысить свою узнаваемость среди поклонников жанра в Европе и США. "Нелюбовь" была номинирована на премию "Оскар" в категории "лучший иностранный фильм", получила приз жюри Каннского кинофестиваля, а ее сборы за рубежом составили $4,8 млн против $1,4 млн в России. "Когда зритель тебе в России говорит: "Зачем вы на Западе показываете нас такими?", - это свидетельствует о том, что аудитория признает, что мы свидетельствуем правду, но просто не хотела бы, чтобы эта правда была доступна для других", - комментировал сам режиссер такое отношение со стороны зрителей. "Большое путешествие", реж. Василий Ровенский, Наталья Нилова; сборы в России - $2,2 млн, за рубежом - $4,9 млн История о путешествии гималайского медведя и его друзей в южный Китай смогла стать самым самым кассовым российским фильмом за рубежом в 2020 году, собрав в мире $4,9 млн. Более высоким показателям помешала пандемия коронавируса, однако даже в таких трудных условиях картине удалось добиться успеха за границей. Из всех западных стран, мультфильм Василия Ровенского и Натальи Ниловой "Большое путешествие" смог больше всего заинтересовать зрителей в Нидерландах, где сборы составили $1,8 млн при домашней кассе в $2,2 млн. Кроме этого, проект добрал еще около $3 млн благодаря кинорынкам Польши, Чехии, Румынии, Турции, Испании, Италии, Португалии и Южной Кореи.

10 успешных российских фильмов в заграничном прокате
© Газета.Ru