Какие перспективы существуют у кино, снятого на мобильные телефоны
6 апреля в кинотеатре "Звезда" стартует Третий Международный Фестиваль мобильного кино. Помимо традиционных показов, посетители мероприятия смогут принять участие в мастер-классах, где, в частности, им расскажут о "преимуществах съемки на смартфон музыкальных клипов, рекламы и сериалов". Организаторы фестиваля определяют мобильное кинопроизводство, как широкое понятие, объединяющее создателей художественных и документальных фильмов, авторов веб-сериалов, журналистов и блогеров. "Мобильное кино — это пространство, которое идеологически связывает такие культовые имена, как Стивен Содерберг, Мишель Гондри, Зак Снайдер, Пак Чхан Ук, с тысячами других менее известных авторов со всего мира", — поясняет официальный сайт мероприятия. "Газета.Ru" поговорила с одним из организаторов фестиваля Mobile Filmmaker's продюсером Максимом Мусселем, выступающим за популяризацию такого метода кинопроизводства. На сегодняшний день в России мобильное кино не может похвастать серьезной государственной поддержкой. В ходе разговора Муссель рассказал, что съемки фильмов осуществляются исключительно на собственные средства, в частности, из-за того, что стоимость производства мобильного кино в разы меньше, чем большого индустриального. "Сокращение бюджетов идет не за счет уменьшения гонораров творческих и технических работников (это вряд ли возможно), а за счет сокращения съемочных дней. Например, Стивен Содерберг снял свой фильм "Не в себе" на смартфон за 9 съемочных дней, обычным способом кино так быстро не снимешь" — подчеркнул продюсер. Говоря о перспективах жанра и возможности признания среди широкой публики, Муссель отметил, что уже сейчас мобильный кинематограф "обласкан вниманием зрителей и критиков". "Думаю главная наша цель - акцентировать внимание зрителя не на том, как снят фильм, а просто говорить с ним о значимых и интересных темах", - сказал организатор фестиваля. По мнению организаторов фестиваля Mobile Filmmaker's, уникальность мобильных фильмов заключается в доступности производства. В большинстве случаев создатель такого фильма совмещает роли сценариста, режиссера, оператора, монтажера и даже актера. Такой подход дает неограниченные возможности для творческой реализации автора. К успехам данного метода кинопроизводства можно отнести популярность фильмов жанра скринлайф, который продвигает Тимур Бекмамбетов. Режиссер и продюсер отмечал, что эти картины предельно дешевы в производстве и легко окупаются в прокате. На сегодняшний день самым дорогим фильмом скринлайф является "Профиль" с бюджетом в $2,3 млн, получивший зрительский приз на Берлинском фестивале 2018 года. Больших финансовых успехов добился "Поиск" Аниша Чаганти - при бюджете в $880 тыс. фильм заработал в международном прокате $75 млн. Тем не менее, по мнению Мусселя, не все фильмы Бекмамбетова можно назвать мобильным кино. "Если изображение для скринлайфа снято на телефон, а не на большую камеру то фильмы Бекмамбетова подходят под определение", - сказал продюсер. Мобильный рынок также является притягательной отраслью для Голливуда. В прошлом году в США запустили платформу Quibi, создававшую контент для просмотра на мобильных устройствах. Однако проект довольно быстро обанкротился, несмотря на щедрое финансирование и привлечение знаменитостей. Рассуждая о причинах неудачи, Муссель отметил, что проект имел лишь косвенное отношение к мобильному кино, поскольку главной идеей платформы был просмотр на соответствующих устройствах, а не съемка на них. "Он не получился по многим причинам. Главная - его запуск попал на пандемию и все зрители стали смотреть кино дома, на телеэкранах и компьютерах, отдавая предпочтение большим и длинным сериалам", - предположил продюсер. Максим Муссель спродюсировал фильм "Смерть нам к лицу" Бориса Гуца, полностью снятый на смартфон. Картина победила на российском кинофестивале "Окно в Европу" в 2019 году в категории "Игровое кино", а также была номинирована на премию "Ника" за лучший монтаж. В январе 2020 года фильм вышел в кинотеатральный прокат, а затем стал доступен на многих онлайн-платформах.