Цыганские тайны «русской души»
Во все времена тема цыган бередила сердце и разум русского человека. Их идеализировали, ими пугали детей. Отношение к цыганам в российском обществе всегда было весьма неоднозначно – от преклонения и восхищения пряной, цыганской культурой до откровенного страха, подкрепленного ежедневными сводками криминальной хроники. При этом без цыган невозможно представить себе ни российскую культуру, ни даже современную музыку. При всей своей демонстративной открытости и тяге к коммуникации, цыгане были, есть и остаются одним из самых таинственных и закрытых этнических образований. Многовековой опыт приучил их виртуозно адаптироваться к особенностям любой страны и любой национальной культуре. Возможно, именно поэтому, пытаясь понять и изучить этот феномен с позиции внешнего наблюдателя, мы каждый раз упираемся в условное зеркало, в котором снова и снова видим самих себя. Чтобы узнать о цыганах чуть больше, мы попросили рассказать о них участника одного из популярных цыганских коллективов России, скрипача Андрея Чистякова. -Говоря о цыганах нельзя не затронуть тему свободы и т.н. «цыганской души». Что это такое? Какое-то особое состояние, особое мироощущение, особое отношение к миру? Не мог бы ты об этом немного рассказать нашим читателям? -Прежде всего, это свободное, непосредственное отношение к миру, необусловленное насилием над сознанием и его жёстким форматированием, столь характерным для традиционной русской и западной культуры. В основе цыганского воспитания лежит уважение к личной свободе. Принцип свободы отражён даже в цыганских преданиях и легендах. По одной из них, цыгане ходили по Европе и как-то раз их принял и поселил у себя богатый знатный человек, который ни в чём им не отказывал, но ни под каким предлогом не отпускал. И тогда цыгане пожертвовали своей жизнью, лишь бы не оставаться в неволе. В цыганских семьях нет муштры, и даже если ребёнок плохо учится в школе, родители сделают всё, чтобы он даже в малейшей степени не почувствовал своей неполноценности. Это статус-кво во многом поддерживается ещё и представлениями о том, что каждый ребёнок – это представитель рода, а значит, априори в полной мере заслуживает уважения и почитания. Это уважение в совокупности с поистине безумной любовью, которой окружены дети, и формируют характер подрастающего человека. Проще говоря, ему дают дышать, не перекрывая источник радости, любви и счастья, данный нам от рождения. Уважение к людям невозможно воспитать без уважения к личной свободе. Как следствие, в отсутствии муштры сохраняется личная независимость и эмоциональная лабильность. Цыгане хорошо знают, что противоположностью свободы является столь знакомое многим в России чувство страха и закрепощения. Они не любят бояться, копить злобу и негатив и именно поэтому при любом случае ищут источники и поводы для радости, адаптируясь к любым условиям без какого-либо ущерба для себя. Не случайно во все времена цыгане любыми путями избегали войн и конфликтов. -Я слышал, что в цыганских общинах межличностная иерархия привязана только к возрасту, в остальном есть правило, согласно которому в общине ни один цыган не может быть выше другого? -Да, этим они разительно отличаются от традиционных иерархических и сословных обществ, характерных, в том числе, и для современной России. В каждой цыганской общине есть более уважаемые люди, но принцип равенства незыблем. Во многом эта система взаимоотношений определяется термином «романипэ». Расскажи об этом поподробнее? Уверен, абсолютное большинство наших читателей слышат этот термин впервые. Романипэ – это путь цыгана. Это довольно сложная внутренняя философия со своим сводом правил. В первую очередь, это уважение к личной свободе, к семье и, в особенности, к достоинству человека. В цыганской общине каждому находится место, каждый занимается тем, что у него получается лучше всего. -Не мог бы ты в общих чертах рассказать, что из себя представляет феномен цыганской музыкальной культуры? -История цыган неразрывно связана с развитием мировой музыкальной и художественной культуры. Цыгане всегда занимались пением, танцами, дрессировкой животных и актерским мастерством. Мало кто знает, но даже такие культовые фигуры двадцатого столетия как Чарли Чаплин и Элвис Пресли тоже имеют цыганские корни. В классическом искусстве роль и влияние цыган вообще сложно переоценить. Достаточно сказать, что даже такие композиторы как Брамс, Лист и Шуберт были вдохновлены цыганской культурой, активно используя её в своём творчестве. Говоря о русской культуре девятнадцатого и двадцатого веков, можно с уверенностью сказать, что она насквозь пропитана влиянием цыганской культуры. Цыгане и русские всегда жили в своеобразном культурном симбиозе. Именно цыганам удалось «нащупать» у русских ту самую таинственную струну радости и грусти, которая в конечном итоге и определяет жизненный тонус загадочной «русской души». Не случайно, едва заслышав цыганскую музыку, даже в наших современниках всегда пробуждается нечто такое, о чём они сами могут и не подозревать. Если уж попытаться представить цыганскую музыку совсем кратко, то исторически это то, что сегодня называется мейнстримом – музыка, которую слушают все. Это полюбившиеся народные и популярные песни, которые уже обрели путь к сердцам, но через цыганскую интерпретацию обретают ещё большую силу, очарование и воздействие на публику. Изначально цыганская музыка была довольно примитивна, представляя собой пение под ритм, задаваемый хлопками ладоней или тамбурина. Значительно позже она получила развитее в странах, где возникали сплоченные профессиональные коллективы. Уверен, для многих будет настоящим открытием тот факт, что вплоть до начала двадцатого века, так называемых «цыганских» песен в репертуаре цыган попросту не было, да и одеваться их участники предпочитали исключительно в европейское и русское платье. То, что сегодня называется классическими цыганскими или «таборными» песнями появилось лишь на рубеже XIХ – начале XX веков, да и было создано специально для цыганских выступлений преимущественно русскими авторами. Примечательно, что наивысшего пика своего развития цыганская песня получила в шестидесятые годы двадцатого века. -Не мог бы ты раскрыть секрет, в чём заключается магия этой особой упомянутой тобой цыганской интерпретации народных и популярных песен? -Сложно сказать. Наверное, в особом настрое и характерном мелизматическом пении с узнаваемым интонированием, берущим своё начало со времён древнего Египта. Кроме того, в цыганском пении важны образы и краски. Наверное, в живописи нечто подобное можно было бы достичь, если смешать Репина, Кустодиева, Коровина, добавив немного Ван Гога и Пикассо. А теперь представь, что полученный образ мы рисуем широкими мазками. Доходит до того, что цыгане даже самому простому музыкальному произведению умудряются придать невероятную глубину и содержание, которого там нет изначально. Не случайно, слышать ты можешь одно, а чувствовать совсем иное. А вообще, самое главное – это умение эмоционально раскачать слушателя и всеми силами создать такую энергетику в зале, чтобы вещь смогла по-настоящему «выстрелить». Разумеется, это невозможно сделать без глубокого понимания души, чаяний, языка и музыкальной культуры окружающего их народа, поэтому весьма наивно рассматривать творчество цыган только лишь, как стилистическую обработку. Правду ли говорят, что цыганам свойственна какая-то особая сила воздействия на человека? Используется ли нечто подобное в ходе цыганских шоу, камерных выступлений и если да, то на чём основан этот феномен? -Цыганам всегда приписывалась некая особая таинственность, связанная с мистическими практиками и особенно тонкими связями с миром сверхъестественного. Например, знаменитые карты Таро завезли в Европу именно цыгане. Не удивительно, что путешествуя по разным странам, цыгане активно использовали психотехники и гадание в числе прочих видов заработка, неизбежно оставляя свой след в новейшей истории. Достаточно вспомнить, что именно цыганка предсказала А.С. Пушкину гибель от руки «белого человека», которым впоследствии оказался светловолосый Жорж Дантес. Другая цыганка предсказала матери В.И. Ленина великое будущее, а также мучительную смерть её сына. Само по себе цыганское выступление – это синергетическое единство движения, музыки, ритма, голоса, слов и прочего. Задача музыкального коллектива – всеми силами добиться переключения внимания слушателя с анализа внешней обстановки на внутренний мир – свои эмоции, мысли, чувства, переживания, благодаря чему исполнители получают возможность мягко контролировать аудиторию. В свою очередь, у каждого слушателя создаётся впечатление, что музыка, слова, поворот головы и взгляд цыганки адресованы только ему и никому больше. Нечто подобное используется в практиках НЛП и называется эриксоновским гипнозом. Человек как бы по собственной воле совершает поступки, к которым его побуждает оператор. Справедливости ради стоит отметить, что этим приёмом с ничуть не меньшим успехом пользуются женщины и дети. По сути, музыканты обращаются к миру бессознательного своей аудитории, добираясь до его самых сокровенных глубин. Не удивительно, что выступление цыган может сопровождаться не только радостью и весельем, но и обильными слезами о «трагичной любви» или «прошедшей молодости». Задача исполнителей состоит лишь в том, чтобы инициировать и усилить этот процесс. Надо отметить, что будучи неплохо изученными, эти особенности воздействия цыганских коллективов активно использовались даже на государственном уровне. Достаточно сказать, что в Австро-венгерской империи цыган привлекали для вербовки людей в армию, в которой по доброй воле мало кто хотел служить. Была придумана следующая весьма занимательная технология. В деревню, откуда планировалось набрать рекрутов, привозилась бочка вина. Затем всей деревне демонстрировалась пара новеньких солдатских хромовых сапог, которые никто из парней призывного возраста не мог себе позволить, и приглашался цыганский ансамбль, играющий танец с говорящим названием «Вербункош» (от нем. Werbung – вербовка). Затем устраивался деревенский праздник, с тем посылом, что у согласившегося на службу в армии будет возможность едва ли не каждый день пить вино и носить красивую форму, включая эти хромовые сапоги. В итоге, разгоряченный алкоголем и плясками человек ставил свою подпись в вербовочном листе, после чего ловушка захлопывалась. - Что из себя представляет классическое цыганское шоу? -Как правило, выступление цыганского коллектива проходит по неким сложившимся канонам, отвечающим вкусам и ожиданиям аудитории – от одежды и до последовательности номеров в программе. Например, столь растиражированный в России образ цыганки в косынке, монисто и разноцветных юбках заимствован у румынских цыган, являясь одним из частных проявлений цыганской одежды, которая носится, скорее, на потребу публики. Если же говорить о последовательности номеров, то, как правило, в самом начале идёт «шапка» – хоровая или заздравная песня, особенно если это день рождения, а дальше звучит одна или несколько разогревающих публику песен, призванных подготовить аудиторию к кульминации представления. Кстати, обрати внимание, что в ходе самого выступления далеко не все участники представления проявляют какую-то особую активность. К примеру, танцор может станцевать или стоять, постукивая ногой. Он не надрывается, но при этом получает оклад наравне со всеми. По сути, каждый участник коллектива используется как краска в палитре. Какой-то краски надо добавить больше, какой-то заполнить фон, какой-то лишь скромно наметить контур. При этом все краски важны для формирования гармоничного целого. Это как модель идеального государства, в котором нет важных и неважных людей. - О какой музыке обычно просят слушатели на выступлении? - Обычно спрашивают не о музыке, а о том, можем ли мы «зажечь». А как и чем «зажечь», мы уже выбираем сами. Иногда бывают достаточно взыскательные заказчики, которые составляют список от и до. Иногда заказывают песни к определённому событию, и цыганский коллектив разучивает их специально к этой дате. - А что такое «Цыганщина»? И почему этот термин обычно употребляется в негативном контексте? -На протяжении истории своего существования цыганская музыка переживала не только взлёты, но и падения. Так, например, когда аристократия начала терять интерес к цыганской музыке, то исполняющим её коллективам не оставалось ничего иного, как следовать вкусам разночинной и купеческой аудитории, что неизменно сказывалось на качестве и манере подачи самого музыкального материала. Отдельные отголоски этого мы слышим и сегодня в творчестве многих популярных исполнителей, желающих потрафить вкусам не самой требовательной аудитории, например, в таком жанре, как пресловутый «русский шансон». Бывает и так, что этот термин используют люди, попросту не владеющие этим исполнительским приёмом в числе прочих. На мой взгляд, упрекать хорошего исполнителя в «цыганщине» столь же абсурдно, как упрекать театрального актёра в том, что он неестественно ведёт себя на сцене. -А есть ли у цыганской музыки какие-то полезные качества? Зачем современному человеку слушать цыганскую музыку? -Россия – страна с экстремальным климатом, с экстремальным земледелием. Серое налитое свинцом небо, снег, слякоть и холод сопровождают нас едва ли не большую часть года. Возможно, отчасти из-за этого русская культура складывалась, как культура страдания, преодоления. Жизнь воспринималась не как благо, а как неуютный продуваемый на семи ветрах тамбур по пути в царствие небесное. В России исторически не принято делиться душевным теплом, хорошим настроением, обниматься, встретив знакомых, люди скованы в проявлениях своих эмоций, дружеских чувств. Цыгане же, напротив, всегда находились в гуще событий, на перекрёстках цивилизаций и различных культур, постоянно перемещались, неизменно привнося полученные впечатления в своё творчество, а, самое главное, никогда не теряя позитивное отношение к жизни. Эта внутренняя свобода, помноженная на оптимизм и мощную эмоциональную накачку, передавалась аудитории, благодаря чему у слушателя появлялась возможность хоть на какое-то время «расправить плечи», раскрепоститься, по-иному взглянуть на свою жизнь. Не случайно сложилось мнение, что цыганская музыка – настоящий «витамин счастья» и одно из лучших лекарств от русской хандры. Именно она, как ничто другое, позволяет преодолеть уныние, выйти из личностного застоя, рутины, апатии, столь характерной для русского человека, особенно, когда есть ресурсы, но нет желания двигаться куда-то дальше. Удивительно, но именно цыганская музыка несёт мощный терапевтический эффект, позволяя слушателю не только испытать ярко выраженный эмоциональный подъём, но и гармонизировать с течением времени работу правого и левого полушария головного мозга, что позитивно сказывается на общем качестве его жизни. Не случайно после прослушивания цыганской музыки неизменно хочется поднять свою «пятую точку» с дивана и начать что-то делать. Также не стоит забывать, что для русского человека цыганская музыка всегда являлась неким аналогом американского блюза, позволяя психологически переварить любые неприятности и выйти из них наиболее конструктивно. - По каким принципам создаются цыганские музыкальные коллективы? - Как правило, цыганский коллектив – это самая настоящая цыганская семья, имеющая свои сложившиеся маршруты, традиционные места выступлений, а также круг постоянных клиентов. Если возникает необходимость расширения музыкального коллектива, то, как правило, приглашают кого-нибудь из родственников, знакомых или кого-то из тех, кому эта семья выказывает своё доверие. По сути, любой цыганский коллектив – это семейный бизнес, только семья иногда бывает очень большая. -У цыган популярны песни таких авторов как Слава Жемчужный, Николай Васильев, Константин Ананьев, не говоря об Аполлоне Григорьеве и других. А есть ли какие-то современные авторы, на которых следовало бы ориентироваться в попытке приобщиться к цыганской музыке? -Сложно выделить кого-то конкретно. Современных авторов, пишущих музыку и тексты песен для цыган великое множество. Чтобы оценить общие тренды, достаточно хотя бы кратко посмотреть наиболее популярные ресурсы в сети Интернет. Там огромное количество песен, включая современных авторов. По сути, это живой срез того, что происходит в цыганской музыке на данный момент времени. Если говорить о трендах, как ты думаешь, можно ли спрогнозировать, как будет развиваться цыганская музыка в будущем? -Точно так же, как и раньше - в рамках магистрального развития музыкальной культуры, а именно – максимально близко ко вкусам аудитории. Не удивительно, что сегодня многие цыгане охотно читают рэп, а также изучают другие наиболее востребованные музыкальные жанры. -Как ты считаешь, нужно ли сегодня приобщать людей к жанру цыганской музыки? -Ещё Лев Толстой в свое время говорил, что хорошая цыганская музыка является мостиком между популярной музыкой и музыкой классической. Любая музыка это опыт, обогащающий нашу картину мира и культуру души. Есть люди, которые ни разу не слышали скрипку. Не думаю, что они от этого менее счастливы, но я считаю, что каждый образованный человек должен непрерывно учиться, стремясь к познанию культурных феноменов в максимально возможной для него степени. В любом случае, если и слушать цыган, то это должно быть выступление со знаком качества, а слушать их или нет в дальнейшем, человек может решить для себя сам. -Если человек захочет послушать цыганскую музыку, с чего лучше начать, какие места посетить? Есть ли какие-то ориентиры, чтобы не столкнуться с откровенной пошлостью? - Есть знаменитый театр Ромэн. С него имеет смысл начать. Всё остальное – по мере появления любопытства. Поскольку коллективов много, они все разные, интересные, необходимо искать что-то своё. - У меня сложилось впечатление, что история цыганского искусства и, в частности, музыки, на всём своём протяжении всегда имела ярко выраженную коммерческую направленность, являясь ничем иным, как одним из способов заработка? Так ли это? - Да, безусловно. Цыганская музыка это коммерческая эстрада в её максимальном выражении, но у этой коммерческой эстрады всегда был знак качества, отвечающий представлению о качестве той аудитории, перед которой они выступали. На мой взгляд, это наиболее честный подход, потому что когда художник заявляет, что творит ради самого творчества, то, как правило, всегда немного лукавит. Цыгане всегда очень быстро адаптировались ко вкусам различных социальных групп, исполняя всё – от изысканного городского романса до разухабистого кабацкого фольклора. Но при этом они никогда не исполняли то, что им невыгодно. Если сейчас в тренде гражданская лирика, то даже будучи глубоко аполитичны по своей природе, они с радостью будут исполнять и её. Так, в своё время они со слезами исполняли произведения о тяжёлой доле русского мужика и с не меньшим энтузиазмом пели про колхозы, партию Ленина и т.д. Пойми, выступление цыган может быть только равноценным обменом энергией. Цыгане никогда не будут исполнять то, что им самим не нравится. Невозможно заставить цыганского певца петь, гитариста играть, танцора танцевать, пока он сам этого не захочет. Однако можешь не сомневаться, если ему заплатить, захочет обязательно. Не случайно, деньги и золото цыгане всегда воспринимали не просто как благодарность за выступление, а как абсолютное благо и энергию в чистом виде. -Прости, но как такой, мягко говоря, меркантильный подход соотносится с упомянутыми тобой ценностями свободы? -Извините, а как мы в храме можем поблагодарить Господа, не купив свечей, не положив денег в ящик для пожертвований? Это всегда было, есть и будет формой более или менее равноценного обмена. -В этой связи возникает вполне резонный вопрос, а цыганка может полюбить не за деньги, ну просто потому, что человек ей понравился? -Что значит – «не за деньги»? Гипотетически, наверное, может, но мне о таких случаях ничего не известно. Между цыганами подобные вещи, может быть, и встречаются, но старшие, как правило, всегда выступают категорически против таких связей. - Не могу не затронуть эту тему. Почему одной из профессий, с которой ни при каких обстоятельствах не должен себя связывать цыган, является профессия журналиста? Дело в том, что именно журналисты в своё время начали раскручивать тему порочности цыган. Все эти истории с воровством, наркотиками. На мой взгляд, именно СМИ акцентируют на этом внимание и виноваты в том, что из цыган сделали крайних. -Принято считать, что цыгане как никто другой чувствуют душу человека, его чаяния и надежды, сильные и слабые стороны. Согласись, иногда в повседневной жизни это качество приобретает негативный контекст. Увы, это так. Цыгане – фактически живые рецепторы среди людей. Они не знают полумер ни в творчестве, ни в жизни, а это значит, что они либо могут отдать всё, либо взять всё. В повседневной жизни это приобретает негативный окрас, но если цыганка подходит к тебе на улице, ненужно проявлять агрессию, отнесись к ней по-доброму, посочувствуй. Если есть немного денег, можно, конечно, что-нибудь дать, но быть при этом предельно осторожным, внимательным и предусмотрительным. Имей в виду, они очень хорошо различают т.н. «лоховскую» доброту и доброту мудрого человека. Главное, – ни при каких обстоятельствах не пускать их в свою душу, в своё сознание и тогда встреча с ними на улице, скорее всего, окончится вполне благополучно. Только, пожалуйста, не надо думать, что все цыгане «попрошайки». Среди них тоже есть своя аристократия и люди, ставящие честь, достоинство и доброе имя превыше всего. Если бы этих качеств не было, то никому бы и в голову не пришло заниматься романтизацией и воспеванием цыганской культуры. Пойми простую вещь, нельзя судить об этносе по его отдельным представителям, иначе мы никогда не сможем преодолеть примитивный бытовой шовинизм. Стараясь видеть друг в друге хорошее, мы разрешаем конфликты не только в наших душах, но и в обществе, а значит делаем этот мир чуточку лучше, спокойнее и безопасней для всех нас.