Коэновские герои в мире будущего, напоминающем «Черное зеркало», разбираются с проблемой домашнего насилия. Киноредактор WMJ.ru Елена Зархина рассказывает, что в этом как будто бы комедийном сериале от HBO Max вызывает улыбку, а от чего хочется в ужасе зажмуриться и удалить все приложения на телефоне.
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»Пресс-служба
Тогда и сейчас: как теперь выглядят звезды сериала «Клиника»
Главная героиня Хэйзел (звезда инди-хита «Зависнуть в Палм-Спрингс» Кристин Милиоти) живет жизнью мечты: у нее красавец-муж (к тому же успешный бизнесмен и IT-гений уровня Илона Маска), идеальный особняк, обустроенный по последнему слову техники, и богатство, которое позволяет не беспокоиться о завтрашнем дне.
Но в этом налаженном мире есть ряд оговорок: Хэйзел не покидала свой дом на протяжении последних 10 лет из-за запрета мужа-тирана, каждый ее день расписан по минутам, а надзор со стороны мнительного супруга доходит до откровенного абсурда. Так, в специальном приложении героине приходится отчитываться даже за собственные оргазмы, выставляя оценки по специальной шкале (а 10 из 10 — наиболее предпочтительная оценка в любой ситуации).
Когда терпеть надзор мужа больше нет никаких сил, Хэйзел решается на побег — и на помощь ей приходит канализационный слив бассейна. Это и занятная отсылка к «Побегу из Шоушенка» — побег из любой тюрьмы невозможен без отчаянной решимости «проползти через реку дерьма». Но долго наслаждаться обретенной свободой у Хэйзел не получается — оказывается, муж вживил ей в голову чип, позволяющий отслеживать ее передвижения и буквально видеть мир ее глазами.
«Игрушка для взрослых» в российской версии перевода, конечно, играет с огнем. Объясняем: в эпоху #MeToo, борющейся с любой объективизацией женщин, обезличивать героиню до уровня чьей-то игрушки — плохая идея. В оригинале проект называется помягче — «Созданные для любви» — и отсылает к той самой технологии чипов, которую разработал муж главной героини и которая вживляется парам.
Во всем же остальном к сериалу сложно придраться (по крайней мере, после просмотра трех серий). Стилистика шоу состоит из узнаваемых примет самых разных проектов: здесь и коэновские герои (неуклюжие, но по-своему трогательные), и поднимаемая тема опасности технологий будущего в духе «Черного зеркала», и феминистская тональность «Стэпфордских жен», которых переосмысливают на новый лад. В картине с Николь Кидман героинь буквально перепрошивали, полностью подчиняя их волю мужчинам. В «Игрушке для взрослых» домашний абьюзер не может влиять на решения героини, но это не делает менее омерзительной его возможность всегда быть незримым свидетелем каждого ее шага.
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»
Важно: авторы проекта отказываются переводить историю в беспросветную драму. Это уже не так мрачно, как, например, «В постели с врагом», потому что мир давно шагнул вперед и осознал, что абьюзер — не только человек, совершающий физическое зло. Насилие может выражаться и в словах, и в токсичном воздействии на свою жертву.
Хэйзел годами жила в мире, только создающем иллюзию счастья, а на деле даже ее обручальное кольцо напоминало наручники. Сбросив их, она отправляется в неизвестность, которая всяко лучше внутренней несвободы. В отчаянии героиня обращается за помощью к своему отцу — вдовцу-алкоголику, с которым она не общалась последние 10 лет. Встреча с родителем получается одновременно и грустной, и нелепой — выясняется, что пустоту в жизни отец Хэйзел заполнил секс-куклой, с которой обращается как с живой (и в отношении которой от всех требует должного уважения).
Кадр из сериала «Игрушка для взрослых»
Эта предметность человеческих отношений могла бы показаться забавной, если бы не была такой грустной. Люди в этом мире красочного будущего, может, и изобрели новые технологии, но так и не сумели наладить простые связи друг между другом. «Мы покорили открытый космос, но не свой внутренний мир», — цитата комика Джорджа Карлинга тут весьма кстати.
«Игрушка для взрослых» об этом же — цивилизация еще никогда не взбиралась так высоко в плане своих технологий и научных открытий, но все так же бессильна перед тихим и пугающим злом, подчас скрытым внутри самых близких.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram
Фото:пресс-служба
Видео:пресс-служба