Войти в почту

Батяня комбат Фаталити, много крови и мало дичи: каким получился новый «Мортал Комбат»

В российский прокат вышел новый «Мортал Комбат» — первая за 20 с лишним лет масштабная попытка перезапустить киновселенную, основанную на персонажах и мифологии культовой видеоигры. «Лента.ру» рассказывает о том, удалось ли фильму Саймона МакКуойда оправдать ожидания многочисленных фанатов файтинга.

Батяня комбат Фаталити, много крови и мало дичи: каким получился новый «Мортал Комбат»
© Lenta.ru

Япония, 1617 год. Легендарный ниндзя Хасаши Ханзо (уважаемый актер Хироюки Санада, за пределами родины засветившийся в «Последнем самурае» и финале «Мстителей») идет к ручью набрать воды, а вернувшись домой, обнаруживает жену и сына превращенными в ледяные скульптуры. Виновник — китайский ассасин со сверхспособностями холодильника Би Хан (Джо Таслим) — терпеливо ждет хозяина на завалинке и вскоре насмерть пронзит клинком и его самого. Благодаря чудесному спасению малолетней дочки Ханзо его род, впрочем, все-таки продолжится — и к XXI веку деградирует до бойца ММА по имени Коул Янг (Льюис Тан), без шансов проигрывающего даже в заштатных турнирах, где платят 200 долларов, и неспособного даже найти секунданта, из-за чего в этой роли приходится выступать его дочери. Сверхъестественно же в данном случае лишь то, что эта дочь-подросток и ее мать ухитряются лузера Янга каким-то образом терпеть и поддерживать.

Впрочем, именно от Коула Янга, этого побитого жизнью качка с глазами голодного щенка, зависит судьба не только древнего японского рода, но и, к-хм, человечества. Все благодаря родимому пятну в форме закольцованного дракона — знаку избранного, как вскоре узнает Янг, когда в его жизнь вторгнутся, с одной стороны, окруженный хлопьями снега, обзаведшийся погонялом Саб-Зиро и всерьез настроенный охладить пыл эмэмашника Би Хан, а с другой — пара американских спецназовцев Соня Блэйд и Джакс, которые с одержимостью героев Дэна Брауна настаивают на реальности одной особенно несусветной теории заговора. Если вкратце: избранные представители Земли раз в столетие защищают честь планеты в смертельной битве с монстрами-каратистами, четырехпалыми гигантами и колдунами-душесосами. Теперь честь поучаствовать в «Мортал Комбате» предстоит и Янгу — если, конечно, он сможет в ускоренном режиме найти в себе сверхспособность, причем под ехидные насмешки мастеров Шаолиня, уже умеющих метать файрболы и обезглавливать врагов стальными шляпами.

Да, вернувшись в большое кино спустя 25 лет после провала «Смертельной битвы: Истребление», основанный на не нуждающейся в представлениях серии видеоигр-файтингов «Мортал Комбат» упускает возможность в полной мере поэксплуатировать кого-то из культовых персонажей, предпочитая вместо этого выстроить сюжет вокруг нового ребенка сценаристов. То, что это детище — тот самый Коул Янг — лишен и харизмы, и хоть сколько-то оригинальной истории, еще полбеды. Куда хуже тот факт, что когда «Мортал Комбат» все-таки отворачивается от своего протагониста, чтобы взглянуть на Лю Канга, Шан Цунга, Саб-Зиро и компанию, это кино вдруг наливается специфическим в своей китчевой незамутненности обаянием — вполне схожим с дешевыми искрометными прелестями первого фильма франшизы, снятого Полом У. С. Андерсоном в середине 1990-х и давно заслужившего статус классики категории «Б».

Не то чтобы новый «Мортал Комбат» так стеснялся наследия игры-первоисточника в том, что сюжета не касается. Клинки рассекают черепушки, как будто на распродаже бахчевых. Глушит уши треск костей, ломаемых кибернетическими кулаками. Вырываются из груди сердца и вываливаются из умирающих тел кишки. Леденеют прямо в полете и обращаются оружием струйки крови. Веселой расчлененки, то есть, здесь не меньше, чем в оригинальном файтинге — и это редкий случай, когда гипертрофированное насилие на большом экране уместно тем, как оно разоблачает свою абсурдность, даже инфантильность. Конечно же, с дежурным пафосом произносятся (пусть и не всегда к месту) все культовые реплики из видеоигры — все эти «фаталити» и «кончай его», которые Mortal Kombat в свое время ввел в лексикон современной массовой культуры.

Причем подводит фильм Саймона Маккуойда даже не столько опора на несчастного Коула Янга, сколько оглядка на другие успешные кинофраншизы современности. Подобно каким-нибудь комиксным блокбастерам, новый «Мортал Комбат» выбирает для своего сюжета потасканный шаблон origin story, супергеройского генезиса — не замечая, что выбранный для этого герой того не стоит. В процессе игнорируется и тот факт, что играм Mortal Kombat в промежутках между боями удавалось вполне связно, а временами даже и цельно рассказывать истории о своих персонажах и мире. Да, по большей части эти истории были абсолютно, невозможно чокнутыми, но эта дичь не просто входила в стоимость билета, но и добавляла играм шарма. «Мортал Комбат» Маккуойда же зачем-то пытается выглядеть чуть более приличным и причесанным, чем предполагает буйный материал первоисточника, и в итоге сбивает всю завораживающе абсурдистскую мифологию игры в короткие, а значит, неизбежно смехотворные вставки между битвами и основной сюжетной линией. Выходит не то что не фаталити, но даже и не чистая победа. Так, очередная ничья в сражении между Голливудом и той интеллектуальной собственностью, которую киноиндустрия так настойчиво пытается превратить в сверхдоходы.

Фильм «Мортал Комбат» (Mortal Kombat) уже вышел в российский прокат