Король вальсов за дирижерским пультом

«Бросил музыку и стал дирижером» – так, кратко, но с юмором, маэстро Александр Канторов нередко описывает свой творческий путь. 7 апреля, в день своего рождения, Александр Яковлевич пригласил любителей музыки на концерт в Большой зал Филармонии, где кратко рассказал о ключевых моментах своей творческой биографии. И весь вечер, конечно же, в исполнении Государственного Санкт-Петербургского симфонического оркестра «Классика» звучали мелодии Моцарта, Бетховена, Листа, Брамса, Сен-Санса, Штрауса. В своей блестящей непринужденной манере, так полюбившейся петербургской публике, прямо за дирижерским пультом, Александр Канторов рассказывал, как начиналась его карьера скрипача в оркестре Санкт-Петербургской филармонии, какой случай буквально решил судьбу молодого музыканта, мечтавшего о дирижировании. Обучение у великих учителей – Ильи Мусина и Юрия Темирканова, первые концерты, свой симфонический оркестр «Классика», создание которого позволило открыть новые горизонты: гастроли и фестивали для многотысячной аудитории, образовательные проекты для молодежи, сотрудничество с артистами оперы и балета, многожанровые постановки. Как он это делает? У каждого оркестра есть свое, уникальное, как отпечаток пальца, звучание. Коллектив, которым управляет Маэстро Александр Канторов, не исключение. Удивительно мягкое, деликатное звучание обычных, таких же как у всех, инструментов, каждый раз по-новому открывают музыкальное полотно произведения. Шедевры гениев классической музыки – такие, как знаменитые увертюры из опер «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Лоэнгрин» Вагнера, «Прекрасная Галатея» Зуппе, драматическая увертюра «Эгмонт» Бетховена, - были окрашены неповторимым, уникальным звучанием. Одночастная симфоническая поэма «Прелюды» Листа раскрыла поэтический мир мечтаний композитора, а завораживающее Рондо-каприччиозо Сен-Санса продемонстрировало безграничные возможности классической музыки для пробуждения самых светлых и искренних человеческих чувств. Настоящим украшением программы стали «Венгерский танец» Брамса и польки И. Штрауса, неизменно поднимающие настроение слушателям и музыкантам. Маэстро Александр Канторов носит титул Короля вальсов Петербурга, который получил от композитора Андрея Петрова, награжден званием «За заслуги перед Петербургом», является обладателем множества наград как в России, так и за рубежом. А в этот вечер ему торжественно была вручена ещё одна награда: Указом Президента Итальянской Республики Серджо Маттареллы Александр Канторов удостоен Ордена Звезды Италии степени Офицер - в связи с высоким признанием ценного вклада в развитие культурных связей с Италией. Следует отметить, что тема российско-итальянского сотрудничества занимает в творческой биографии маэстро особое место. Начиная с 2000 года маэстро Канторов регулярно выступает, как симфонический дирижер, в разных городах Италии. В это время началось его творческое сотрудничество с Симфоническим оркестром города Сан-Ремо в качестве главного приглашенного дирижера этого коллектива. В 2010 году в городе Сан-Ремо по инициативе Александра Канторова при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Муниципалитета города Сан-Ремо была осуществлена культурно-историческая акция – установлен памятник российской императрице Марии Александровне. Начиная с 2011 года, маэстро является главным организатором и художественным руководителем фестиваля русской музыки «Империя Чайковского» с центром в Сан-Ремо в итальянской Лигурии. Александр Канторов принимал активное участие в подготовке заключения договора о сотрудничестве в сфере культуры и туризма между муниципалитетом г. Сан-Ремо и правительством Санкт-Петербурга. Награжден почетным званием «Amico di Sanremo».

Король вальсов за дирижерским пультом
© Аргументы Недели