Танцы, котики, рок-н-ролл
Начинался «Чёрный кот» довольно скромно: небольшой зрительный зал, всего две номинации, жюри и мягкая игрушка в качестве главного приза. Но мало кто из нынешних участников подозревает, что рязанская танцевальная арена конца 80-х достойна как минимум голливудской экранизации.
О ранних годах фестиваля нам рассказал участник первых «Чёрных котов» Сергей Артёменко.
Советская Рязань и рок-н-ролл
В конце 80-х холодная война подходила к концу, но советские граждане всё ещё с недоверием относились к тлетворному влиянию Запада. «Русская душа дала о себе знать. Рок, брейк, всё это хорошо, но настоящие овации загремели на выступлении чечёточников», – пишет «Рязанский комсомолец» о первом «Чёрном коте».
«После института меня отправили в школу работать директором. Сказали, учителей в Касимовском районе хватает, а директоров – нет. Я постоянно срывался на репетиции, танцевал. В какой-то газете вышла заметка: «Как может директор школы танцевать рок-н-ролл?» Разврат же полнейший! Но за меня вступилась моя учительница по русскому языку Ирина Константиновна. Вот такие были времена», – смеётся Сергей.
Впрочем, уже на первом фестивале стало ясно, что дух рок-н-ролла чувствовали не только участники, но и зрители.
1988
Первый «Чёрный кот» пришёл в Рязань в 1988 году. Сергей тогда танцевал в ансамбле РГПИ под руководством Галины Виноградовой. На фестивале он решил выступить в паре с партнёршей Софьей Сошкиной.
«У нас был запас, номер в стиле буги-вуги. И вот на этих движениях и кое-каких своих мы поставили танец буквально за день. Отрепетировали и пошли на фестиваль», – рассказывает Сергей.
«Чёрный кот» начинался с двух категорий: брейк и рок-н-ролл. Последнюю представляли всего две пары: Сергей с Софьей и самоучки Наталья Могучева и Станислав Шмаков. «Я вышел выступать в майке-варёнке. Про костюм Сони я совершенно ничего не знал. Она вышла в леопардовом купальнике, лосинах и кепочке. Я, конечно, обалдел», – вспоминает Сергей.
Воспитанников Галины Виноградовой ожидал внезапный поворот: через минуту после старта номера в колонках «поплыл» звук, а потом музыка и вовсе пропала. Версии разнятся: Сергей предполагает, что бобины неправильно закрепили на магнитофоне, а звукооператор фестиваля Александр Панов винит во всём некачественную фонограмму.
«Музыка остановилась, мы в растерянности. За кулисами стояли ребята: и из нашего ансамбля, и брейкеры. Кто-то из наших закричал: «Арто, ритм!» – это я так костюмы подписывал, «Арто». Я начал нахлопывать ритм, они подхватили, потом зал тоже подхватил.
За кулисами ещё стояла группа «Пластилин». Саксофонист вышел на сцену и стал импровизировать. Потом подключился барабанщик, бас-гитарист, – и пошло-поехало. Высыпали на сцену наши ансамбли. зрители из зала повалили, и начался большой рок-н-ролльный шабаш.
Через какое-то время я почувствовал, что больше не могу. Ушел за кулисы и вырубился буквально на несколько секунд. Меня разбудил какой-то парень, и я пошел обратно на сцену, и мы докатали номер до конца»», – вспоминает Сергей.
Несмотря на грандиозный финал выступления Сергея и Софьи, рок-н-ролл на первом «Чёрном коте» остался без наград. Из-за небольшого количества участников жюри наградило их лишь поощрительными призами.
Главной же наградой фестиваля стал большой плюшевый чёрный кот. Он достался команде брейкеров «КПД» из десантного училища. В следующем году этот кот появится на фестивале в тельняшке и голубом берете.
1989
Второй «Чёрный кот» вызвал у рязанской публики подлинный интерес. Билеты раскупили за полтора часа, зрительный зал был переполнен.
Сергею перед фестивалем пришлось искать новую партнёршу: Софья Сошкина к тому моменту покинула ансамбль. В итоге ею стала Олеся Бусева, пришедшая в коллектив недавно. Спустя много лет на одном из юбилеев «Чёрного кота» выяснилось, что впервые Олеся и Сергей встретились годом ранее, во время «рок-н-ролльного шабаша».
На «Чёрном коте» пара вышла выступать в контрастных костюмах: Сергей в чёрном, а Олеся в белом. Один из элементов – поддержку с переворотом – Сергей позаимствовал у брата, который занимался самбо: «Я пригласил его на репетицию. Говорю ему: покажи что-нибудь из бросков, только чтобы не угробить».
В этот раз первый главный приз в парном рок-н-ролле ансамблю РГПИ принесли другие участники – Геннадий Дронов и Елена Вортман.
1990
Наступили «лихие девяностые». Советский союз был как никогда близок к развалу, а «Чёрного кота» ждали большие перемены.
Список жанров расширился: появилась популярная в то время ламбада. Исчез брейк – за год до этого продюсер фестиваля (а тогда – член оргкомитета) Игорь Крысанов написал в «Рязанском комсомольце», что этот жанр «устал». На смену жюри пришло зрительское голосование, которое определяет победителей фестиваля по сей день.
Сергей и Олеся в новом выступлении решили продолжить чёрно-белую тему прошлого года. «Мы закупили чёрную ткань. Олеся сшила для нас пиджаки и брюки, а для себя взяла у мужа-курсанта белые перчатки», – вспоминает Сергей.
В результате Сергей и Олеся завоевали главный приз в своей категории. Это был последний год, когда победителей «Чёрного кота» награждали мягкими игрушками. Со вступлением в новое десятилетие на смену плюшевым котам пришли изящные металлические статуэтки. Одна из них – как раз из 1991 года – стоит у Сергея дома.
Чёрно-белый кот
Для одного из «Чёрных котов» Сергей и Олеся подготовили рок-н-ролльный номер «Зелёная электричка». Спустя несколько лет, к 20-летнему юбилею фестиваля, Олеся предложила партнёру восстановить танец. Он согласился.
Однако Сергею этот фестиваль принёс ещё и нового друга. «Олеся говорит: у меня два котёнка. Один шустрый, шерсть маленькая. Другой спокойный, шерсть большая. Я говорю, давай спокойного. И вот в день концерта она приезжает сюда. Я выхожу на остановку с отцом. У неё на коленях сидит котёнок. Я принимаю его, даю отцу и говорю: это Мяфа. Он будет жить у нас».
Мяфа живет с Сергеем до сих пор. Вот он:
Наши дни
Сейчас Сергей больше не следит за фестивалем: «Мне это неинтересно. Немножко жаль, что исчезли «стиляги из рязанских трущоб». Сейчас иногда просто логически не понимаешь, что происходит на сцене. Я приходил раньше, заглядывал за кулисы встречался с ребятами. А сейчас – нет. Даже не тянет. Но это чисто моё субъективное мнение».
За тридцать с лишним лет «Чёрный кот» превратился из небольшого локального конкурса в масштабное трёхдневное шоу, за которым следят даже далёкие от мира танцев люди – причём не только в зрительном зале, но и в интернете.
Ламбада и брейк ушли в прошлое, но рок-н-ролл на сцене «Чёрного кота» всё ещё жив. Помимо него, участники соревнуются в четырёх номинациях:
«Клубный танец»: от диско до современной танцевальной музыки; «Фолк»: танцы на основе фольклорного или этнического материала; «Слоу»: номера с медленной музыкой; «Фристайл»: всё остальное.
Более того, у фестиваля появился младший брат «Чёрный котёнок». На нём свои таланты демонстрируют юные танцоры.