«Я сейчас звезду стану корчить, а ты будешь смеяться»: жизнь и творчество Леонида Дербенева

12 апреля исполняется 90 лет со дня рождения человека, под чьи песни прошло наше детство и юность наших родителей. Помните хиты Аллы Пугачевой «Все могут короли» и «Волшебник-недоучка», «Песенку о медведях» из «Кавказскрй пленницы», «Песню про зайцев» из «Бриллиантовой руки»? Ту самую, где Никулин распевает: «А нам все равно!». Слова к этим и сотням других популярных в Советском Союзе песен написал поэт Леонид Дербенев. К юбилею человека, который по праву может считаться соавтором той эпохи, рассказываем о его жизни, песнях и о том, за что стихи Дербенева так критиковала советская цензура.

«Я сейчас звезду стану корчить, а ты будешь смеяться»: жизнь и творчество Леонида Дербенева
© Мир24

Стихи в «Пионерской правде» и надежная земная профессия

Предки Леонида Дербенева по отцовской линии жили под Владимиром, в деревне Улово. В 1924 году его отец Петр Дербенев приехал в Москву, где участвовал в строительстве мавзолея Ленина. В городе он познакомился со своей будущей женой, да так и остался жить в столице. Будущий поэт Леонид Дербенев родился 12 апреля 1931 года. Но в 1941 году, когда начались бомбежки, вместе с бабушкой и дедушкой уехал из Москвы, и все военные годы прожил в деревне Улово, так что всегда считал это место своей настоящей родиной. Став уже знаменитым поэтом, он мечтал вернуться в эту деревню и поселиться там.

После окончания Великой Отечественной войны будущий поэт вместе с бабушкой и дедушкой вернулся в Москву. В столице мальчик окончил школу. В детстве его любимым занятием было чтение. Читал он взахлеб, все подряд. Часто проводил с книжкой полночи, читая под одеялом с фонариком, чтобы книжку не отняла бабушка. Особенно мальчик любил стихи. Сам начал писать их уже подростком.

Когда Леонид Дербенев учился в 7 классе, его стихи напечатала всесоюзная газета «Пионерская правда». Но поэтическое творчество в те годы совсем не рассматривалось им как серьезная профессия. Поэтому по совету родителей он поступил в Московский юридический институт, чтобы получить крепкую земную профессию. Впрочем в годы учебы в институте он не переставал экспериментировать с поэтическим словом, а после его окончания пробовал себя в качестве переводчика национальной поэзии народов СССР.

В 1954 году Леонид Дербенев начал работать юристом. Но уже тогда это было не главным в его жизни. Главной была поэзия. Параллельно работе в юридических отделах различных организаций молодой человек писал стихи. Постепенно, не слишком часто, их начали печатать в некоторых периодических изданиях: в «Комсомольской правде», «Известиях», «Московском комсомольце» и других.

Леонид Дербенев в молодости

Почему поэт так и не стал членом Союза писателей

Юристом Дербенев проработал всего пять лет, а потом его целиком захватило творчество. Правда, зарабатывать поэзией в СССР было сложно. Для этого надо было стать членом Союза писателей СССР. Эта всесильная организация, конечно, не платила зарплату, но распределяла другие блага и давала (или отнимала) возможность регулярно публиковаться. А значит – иметь гонорары от публикаций. Но стать членом Союза писателей Дербенев так и не смог. И не только потому, что у него не было специального образования.

Он писал лирику, его стихи наполнены любовью и душевной болью, надеждами и сожалением, размышлениями о том, что действительно важно в жизни и мечтами о будущем. В них нет ни воспевания трудовых подвигов советского народа, ни призывов к строительству коммунизма.

Даже много позже, когда Дербенев стал признанным поэтом-песенником, когда его песни звучали, что называется, «из каждого утюга», у Союза писателей было к нему множество претензий. Сколько возмущения вызвала одна только песня «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова»! Появилась разгромная статья. «Что он пишет? Какой миг? Мы должны строить коммунизм, а не за миг цепляться! Это же песня о слабых духом людях, скорбящих о скоротечности жизни!», – так критиковали его песню, которую потом признают лучшей песней ХХ века!

Леонид Дербенев. Слова народные

Но это было позже. А тогда, в самом начале своей творческой карьеры, Дербенев стал писать песни. Часто он писал их прямо на готовую музыку. Эту способность очень ценили эстрадные певцы. Раскрученные зарубежные хиты мгновенно обретали русские слова. В период хрущевской оттепели Леонид Дербенев часто выступал в роли переводчика западных шлягеров. Так обрели русские слова песни «Луна» композитора Доменико Модуньо, «Падает снег» Сальваторе Адамо, «У моря, у синего моря» японского поп-дуэта The Peanuts и многие другие зарубежные шлягеры. С 1959 года Леонид Дербенев начал сотрудничать с киностудиями. А через год он познакомился с композитором Александром Зацепиным и начал работать с ним. Вместе они написали песни для фильмов «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и для других фильмов режиссера Леонида Гайдая.

Песни на стихи Леонида Дербенева стали невероятно популярными. В них была игра, легкость, свет и воздух – все то, чего так не хватало в повседневной жизни людей в советскую эпоху. Доходило до того, что песни его распевала вся страна, а кто их написал, знали не многие. Среди друзей поэта даже появилась шутка: «Песня Леонида Дербенева, слова народные».

В 1960-е годы поэт три раза подряд становился лауреатом Всесоюзных фестивалей «Песня года»: в 1963, 1964 и 1965 годах.

Под угрозой преследования за тунеядство

Всего за свою жизнь поэт написал песни к 120 фильмам! Он сотрудничал со многими композиторами: Александром Зацепиным, Александром Флярковским, Арно Бабаджаняном, Максимом Дунаевским, Владимиром Мигулей, Вячеславом Добрыниным и другими.

Творчество поэта было невероятно востребованным, но при этом его легко могли обвинить в тунеядстве, поскольку он не состоял в Союзе писателей и не имел определенного места работы. В 1961 году вышел указ «О борьбе с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда». У того, кто был признан тунеядцем, в судебном порядке конфисковывали все имущество, приобретенное на «нетрудовые доходы», и отправляли в места поселения на срок от двух до пяти лет с привлечением к исправительным работам.

За четыре года было признано тунеядцами и выселено 37 тысяч человек! Так что опасность была ничуть не надуманной. Пришлось идти на хитрость: издательство «Советский писатель» приняло Дербенева в группком литераторов, и только это спасло его от угрозы ареста.

Позже Леонид Дербенев стал членом Союза кинематографистов. Он написал тексты песен ко множеству популярных фильмов, среди которых такие знаменитые, как «Двенадцать стульев», «Земля Санникова», «Капитан Немо», «31 июня», «Женщина, которая поет», «Ах, водевиль, водевиль», «Чародеи», «Мушкетеры двадцать лет спустя», «На Дерибасовской хорошая погода» и к десяткам других отечественных фильмов.

Кадр из фильма «Земля Санникова». Фото: ТАСС

Дружба, работа и ссора с Аллой Пугачевой

Дербенев сочинял не только для кино, но и для эстрады. Его песни звучали в исполнении звезд советской и российской эстрады – Муслима Магомаева, Валерия Ободзинского, Льва Лещенко, Валентины Толкуновой, Маши Распутиной, Жанны Рождественской, Яака Йоалы, Тыниса Мяги, Валерия Леонтьева, Михаила Боярского, Николая Караченцова, Филиппа Киркорова, Владимира Преснякова-младшего и других. В 1973 году он вновь стал лауреатом конкурса «Песня года», а в 1978 – лауреатом Международного конкурса песни в Сопоте (Болгария).

Был период, когда Леонид Дербенев тесно сотрудничал с молодой Аллой Пугачевой и искренне дружил с ней. Дербенев познакомил ее со своей женой Верой и Пугачева частенько забегала к поэту домой, когда они вместе работали над фильмом «Женщина, которая поет».

Вера Дербенева вспоминала, что ее муж относился к молодой актрисе, как к собственному ребенку. И что та добиралась к ним на проспект Мира на общественном транспорте, поскольку машины у нее в то время еще не было, любила черный хлеб с маслом и вообще была юной, милой и обаятельной, хотя уже стала к тому времени достаточно популярной: в 1975 году она приняла участие в международном фестивале песни «Золотой Орфей» в Болгарии и получила Гран-при за песню «Арлекино».

Однако в дальнейшем отношения поэта с Аллой Пугачевой испортились, произошла роковая ссора, и их творческий союз распался. Пугачева и Дербенев не разговаривали друг с другом в течение 10 лет. Правда за год до смерти поэта они помирились, Дербенев написал для певицы песню «Бессонница». Они даже договорились о совместном проекте, но так и не успели его реализовать. Болезнь Дербенева была короткой и развивалась стремительно. Лекарства от рака желудка достала для него именно Пугачева, она же поддерживала его семью, когда поэта не стало.

Заслуженная артистка РСФСР Алла Борисовна Пугачева во время исполнения новой песни на съемках новогодней телевизионной передачи «Голубой огонек». Виталий Созинов/ТАСС

«Я сейчас звезду стану корчить, а ты будешь смеяться»

Близкие друзья рассказывали, что Леонид Дербенев был однолюбом и очень семейным, уютным человеком. Семья была его крепостью, опорой и бастионом. Поэт встретил свою будущую жену, когда ему было 28, а ей 24. А через 12 лет она решительно ушла с работы. Многие ее не понимали: цветущая 36-летняя женщина, и вдруг – домохозяйка. А ей было все равно: она знала, что нужна своему мужу каждую минуту! Ведь именно ей он читает только что рожденные строки, а если вдруг в работе перерыв или творческий кризис – именно она успокаивает его, готовит вкусности, окружает заботой, утешает, рассказывает, какой он молодец – и кризис остается позади.

Ей он посвятил строки шлягера, который исполнял ансамбль «Самоцветы»:

«Все, что в жизни есть у меня. Все, в чем радость каждого дня. Все, что я зову своей судьбой Связано, связано только с тобой».

Георгий Власенко, Юрий Маликов, Елена Преснякова, Александр Нефедов, Олег Слепцов. Фото: Википедия

Супруги вырастили дочь Елену, ставшую переводчиком, преподавателем иностранных языков. Сейчас у их внучки Елизаветы уже растет сын Мирослав, ему 11 лет.

Вера Дербенева вспоминала, что Леонид был очень домашним и совсем «не пробивным» человеком. Даже когда у него уже были большие заработки, жил в общем-то скромно. Не пользовался писательскими льготами, никогда не умел и не хотел прорываться в те спецмагазины, где в эпоху СССР можно было купить все, чего не было в обычных. А когда к Леониду Дербеневу приходили посетители, он просил жену выйти из комнаты. Говорил, мол, я же сейчас из себя звезду стану корчить, а ты будешь смеяться.

Стал верующим человеком в 50 лет

Леонид Дербенев никогда не мечтал уехать из России. Но когда в 90-х многие из его друзей и коллег стали уезжать из страны, он и сам стал задумываться об этом. Но что-то ему мешало, да и на что там жить, хотя бы первое время? Кто-то его просветил, что на Западе очень большим спросом пользуются старые иконы. И Дербенев, совершенно неверующий человек, стал их покупать. Скоро половина комнаты была увешана иконами.

Жена Вера писала в своих воспоминаниях, что это было очень странно: комната была словно поделена пополам. В одной ее части расположились иконы, а в другой литература по эзотерике, йоге и астрологии – модных тогда течениях. И в какой-то момент появилось ощущение, что все это словно конфликтует друг с другом. Да и вообще тот период в жизни семьи был смутным, конфликтным. Даже жена, верный друг и соратник, вдруг не выдержала и ушла.

В этот трудный момент Леонид Дербенев по совету взрослой дочери вдруг взял и пригласил священника, чтобы тот освятил их квартиру. Это был очень удивительный для него поступок, ведь поэт вырос в эпоху атеизма и никогда не был верующим человеком. Но, видимо, это было шагом отчаяния.

В процессе освящения дома произошло удивительное событие, видение, о котором Дербенев рассказал потом только самым близким людям – тем, кто поймет. Пока священник читал молитвы, он явственно увидел, как изображения святых на иконах вдруг словно задрожали, стали объемными и ожили. Все святые молились вместе со священником. На следующий день потрясенный Дербенев взял и убрал из дома всю эзотерическую литературу. А еще через некоторое время в семью вернулась его Вера. Так в свои 50 поэт вдруг стал верующим человеком.

Дербенев умер совсем не старым, ему было всего 64 года. За год до смерти, когда он еще не знал о своей болезни, поэт твердо решил переселиться в любимое родовое гнездо, деревню Улово, где прошло его детство. И даже купил участок, чтобы строить дом, да не успел. Хотя жена все же в память о муже довела строительство дома до конца. Так что можно сказать, что его мечта исполнилась.

Через несколько лет после ухода Дербенева из жизни его признают самым выдающимся поэтом-песенником второй половины XX века, и на Площади звезд откроют его звезду. А песни Леонида Дербенева и сейчас любимы. Но по-прежнему не многие знают, кто их автор. Так что и сейчас можно сказать: «Леонид Дербенев, слова народные».