Летчик, покоривший космос. Человек, победивший смерть

12 апреля 1937 года день рождения космонавта-исследователя космического корабля «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют 7» летчика-космонавта СССР, заслуженного летчика–испытателя, Героя Советского Союза Игоря Петровича Волка. Рассказ о его жизни в этот день по праву заслуживает первых полос центральных газет и прайм-тайм лучших отечественных аналитических программ на телевидении. За его выдающийся вклад в дело развития отечественной науки и практики летных испытаний. За честное служение Родине. За преданность делу. За высокую гражданскую позицию. За талант уникального летчика! За умение оставаться верным себе несмотря ни на что! Президент международной ассоциации «Земля и космонавтика», награжденный орденами Ленина, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалью «Звезда Героя», «За заслуги в освоении космоса» и другими, Игорь Петрович до последних дней своей жизни оставался в строю, работая над реализацией международных проектов, посвященных развитию отечественного авиастроения и космонавтики. Он умер 3 января 2017 года, не дожил до своего 80-летнего юбилея несколько месяцев… Будто хотел избежать в свой день рождения обычных речей - родился.., жил.., вышел на заслуженный отдых… Накануне он приехал в Болгарию для обсуждения нового проекта космического образования детей по приглашению давнего друга и товарища по профессии, нового Президента Болгарии, генерала, летчика, командующего ВВС Румена Радева. Небо стало его жизнью. Родившись 12 апреля 1937 года в городе Змиев (сегодня Харьковская область Украины), в год двадцатилетия первого коммунистического субботника, он так и прожил свою жизнь - в постоянном труде, на грани ежедневной самоотдачи, в ежедневной борьбе с бюрократией и равнодушием, за возможность заниматься любимым делом, за право постигать новое и неизведанное; передавать опыт, продвигаясь вперед в изучении космоса и возможностей человека. Позже, 12 апреля, став международным Днем космонавтики, будто еще раз, подчеркнет не случайность его профессионального выбора. Под негромкой славой единожды летавшего космонавта, по словам знавших его людей, «…скрывается фигура одного из величайших летчиков-испытателей ХХ столетия, стоящего в одном ряду с такой легендарной личностью, как Валерий Чкалов. По масштабу. По таланту. По характеру». О полученном за полет на космическую орбиту звании Героя Советского Союза шутил, что самому, мол, странно: столько было важной летно-испытательской работы, а звание получил за удовольствие. В 1963 году Игорь Волк стал летчиком-испытателем, летал на сверхзвуковых боевых самолетах, среди которых МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-11, Су-15, Су-27 и других. Он испытывал все, что могло летать. Игорь Петрович в совершенстве владел знаниями и опытом для испытаний на большие углы атаки, сваливание и штопор практически всех марок и типов самолетов, которые были в то время в стране. Именно он проводил штопорную программу на Су-27, в процессе которой впервые выполнил динамическое торможение, «поставив самолет на хвост». До того считалось, что подобное грозит потерей управляемости, но Су-27 с Игорем Волком в кабине оказался на это способен. А теперь этот маневр Волка широко известен под названием «кобра». Один очень известный и заслуженный летчик-испытатель сказал об Игоре Волке так: «Он ведь ни разу не катапультировался. У меня, например, было. Хотя по краю мы ходили примерно одинаково». Это не значит, что тот, кто катапультировался – хуже. Это может значить, что Волк поступал... иначе. Вот это «иначе» было у Игоря Петровича Волка во всем – в характере, в жизни, в работе. Он был человеком своего «летно-испытательского» круга и одновременно немного другим. Лучшим». Работу летчиков-испытателей недаром называют исследованием. Летать им чаще приходится не на новейших опытных самолетах, а на перепроверенных, стоящих на вооружении машинах, но при этом летать по-новому, так, как этого не делал еще никто. Спросить после полета, как это получилось, иногда бывает уже не у кого..., летчик просто не успел катапультироваться. Инструкции в авиации пишутся кровью. Зато у последователей появляется четкое представление, как и почему делать нельзя. Суть работы испытателей и заключается именно в том, чтобы проверить на себе - как пойти туда, куда нельзя, чтобы стало можно. Он был летчиком-ассом, испытателем от Бога. Именно Игорю Петровичу доверили испытать в атмосфере прототип советского многоразового космического истребителя «Спираль». Эта машина не добралась до орбиты, а Волк стал командиром ее наследника – «Бурана». В рамках подготовки работы на этом корабле Игорь Волк совершает свой единственный полет в космос на корабле "Союз Т-12", персональный позывной-«Памир-3». Именно ему впервые удалось в рамках испытаний, сразу после приземления из космоса!!! самому, без посторонней помощи, дойти и сесть с кабину, чтобы пилотировать вертолет, затем самолеты ТУ-154 и МИГ-25 по маршруту Байконур-Ахтубинск-Байконур с целью оценки возможностей пилота после нахождения в невесомости. За гранью человеческих возможностей, не жалея себя! Игорь Петрович Волк прошел специальную подготовку к полету на многоразовом космическом корабле "Буран". Впервые отряд выбрал себе командира- за высочайший профессионализм и лучшие человеческие качества. Однако в 90-ые пилотируемый полет на этом аппарате так и не состоялся из-за закрытия программы после распада СССР. Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России Анатолий Николаевич Квочур, так охарактеризовал Волка И.П: «Сказать, что Игорь Петрович очень сильно выделялся из нашего круга, недостаточно. Правильнее сказать: он такой был один – Игорь Волк. В нем сочетались такие, казалось бы, несовместимые качества, как мощнейший интеллект, интуиция и огромная физическая сила. Расчетливость, хладнокровие и при этом дерзость, даже рискованность в полете. Говорят: умный в гору не пойдет... Так вот, Волк был умным и мог. При этом он никогда не искал бессмысленного риска и постоянно работал над собой. В нашем деле мало иметь хорошее образование. Игорь Петрович и знал, и чувствовал самолет. В общем, человек-Глыба, Гигант летного дела». Я искренне убеждена, что Игорь Петрович на несколько десятилетий обогнал свое время. Верю и надеюсь, что обязательно наступят времена, когда общество снова вернется к осмыслению его жизни, его вклада в развитие отечественной авиапромышленности и космонавтики. До последнего дня своей жизни, несмотря на прожитые годы, Игорь Петрович был энергичен и полон новых идей, одержим мыслями о реализации новых проектов, поиске единомышленников. Всей свое жизнью этот Человек с большой буквы доказал, что единожды влюбившись в небо, он стал его настоящим покорителем. Потрясающий муж - надежный, любящий, внимательный, очень дороживший семейными традициями, добрый и заботливый отец, гордившийся детьми и внуками, умеющий понять и выслушать. Очень трогательный дедушка. Это величайшая честь быть его современником, знать его, иметь возможность наблюдать за ним в обычной жизни, видеть и чувствовать ритм его жизни. Достойного человека. Сына своего Отечества, по праву заслужившего от коллег и друзей обращение «Чкалов нашего времени». До сегодняшнего дня на его могиле нет памятника. Вслед за Игорем Петровичем ушла из жизни его любимая младшая дочь Ирина, которая похоронена рядом с отцом. Семья надеется поставить памятник, отражающий характер и жизнь любимого и родного для семьи человека. Для этого нужны дополнительные средства, которых на установку памятника, достойного памяти Игоря Петровича, выдающегося летчика- космонавта, не хватает. Остается надеяться на помощь меценатов, которые в России, как показывает жизнь, у нас есть, а также на участие неравнодушных людей, сохранивших память об этом удивительном человеке. Игорь Петрович Волк заслужил это своей удивительной жизнью, своей преданностью и честным служеньем родному Отечеству.