Рибейты 2.0: Кто сможет вернуть средства за съёмку клипов и рекламных роликов в Калининграде

О том, что музыканты в деле, на III Балтийском культурном форуме16+ сообщил министр культуры и туризма области Андрей Ермак. «Мы – один из тех регионов, где программа рибейтов удачно работает. Тезис, который я хотел бы подчеркнуть: с 2021 года появятся рибейты на музыкальные клипы и рекламные ролики, которые будут производиться на территории Калининградской области» (цитата Business FM Калининград16+). Также на форуме анонсировали ещё одну возможную премьеру – «Фестивальная дирекция» ведёт переговоры с компанией «Кинополис» о строительстве кинопавильонов., – Кинопавильоны нужны, чтобы увеличить продолжительность съёмочного периода вне зависимости от сезона. С учётом быстро меняющихся погодных условий в Калининградской области это особенно актуально, – объясняет руководитель «Фестивальной дирекции» Ольга Каверзина. – Насчёт стоимости строительства, возврата инвестиций и прочих вопросов говорить ещё рано – проект находится в зачаточном состоянии.

Рибейты 2.0: Кто сможет вернуть средства за съёмку клипов и рекламных роликов в Калининграде
© Tvoybro.com

Что касается рибейтов, на компенсацию смогут претендовать компании, которые будут соответствовать критериям, прописанным в постановлении. Вернуть можно 20% затрат, на эти цели в бюджете на 2021 год зарезервировано 10 миллионов рублей. На вопрос, выгодно ли клипмейкерам и компаниям, связанным с производством рекламы, переносить из других городов съёмку в Калининградскую область, Ольга Каверзина отвечает:

– В отличие от производства фильмов и сериалов, съёмки рекламы и клипов не требуют большой команды и серьёзной технической нагрузки. Если взять минимальный бюджет в 300 тысяч рублей и посчитать сумму возврата, получится 60 тысяч рублей – это, например, перелёт команды из Москвы в Калининград.

, Сооснователь креативного продакшна OMNI, режиссёр Ашот Геворкян рассказывает, что вывозить компактные съёмочные группы в регионы даже при небольших бюджетах – давняя традиция. Рибейты станут ещё одним аргументом «за» для продюсера и режиссёра.

– В больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, довольно неудобно снимать из-за серьёзных расстояний между локациями, высоких цен на аренду техники, дорогих специалистов, не говоря уже о бесконечном поиске новых фактур и местностей для реализации идей, – объясняет режиссёр интерес продакшнов к «командировкам».

Возможность вернуть 20% затрат, по мнению Ашота, – подарок. Эти средства можно вложить в постпродакшн: монтаж, цветокоррекцию, графику, озвучку, саунд-дизайн., – Круто, что появилась такая возможность, кому-нибудь она наверняка поможет. Лично мне и тем, кто делает проекты для российского телевидения, выгоднее снимать в Москве, где всё организовано. Там же находятся спонсоры, которые должны приехать на площадку. Не все съёмки можно перенести на другой конец страны. Думаю, компаниям, занимающимся рекламой, всё же удобнее оставаться там, где находится головной офис спонсора, иначе эти 20 процентов [компенсации] сожрут затраты на перелёт в Калининград. Для клипмейкров программа рибейтов актуальнее, музыкальные клипы можно круто снять где угодно, – это мнение креативного продюсера Ксении Мишиной. Она сотрудничает с телеканалами СТС и ТВ3 и частными компаниями в Санкт-Петербурге., В «Фестивальной дирекции» рассчитывают, что спросом у клипмейкеров будут пользоваться природные и исторические локации: Куршская коса, Танцующий лес, пляжи, а также немецкие виллы, кирхи и соборы.

– Мы готовы предложить и другие места для съёмок, исходя из запроса компании. Калининградская область – кладезь всевозможных локаций и фактур, их можно охватить за считаные дни, – говорит Ольга. – После официальной публикации документа, регулирующего проведение конкурса, начнём ещё более активную работу по привлечению «больших» артистов в регион. Калининградская кинокомиссия и наши кинорибейты обладают положительной репутацией, она должна «сыграть на руку».

Сложности с переносом съёмки в другой город, по словам Геворкяна, обычно связаны с нехваткой на местах квалифицированных гаферов, осветителей, ассистентов, звукорежиссёров и других специалистов, кого рациональнее нанимать на проект, а не брать в командировку. Ещё один распространённый барьер – слабая материально-техническая база.

– Невыгодно привозить всю технику с собой. В регионах должно быть больше ренталов для окупаемости проектов, в том числе местных. Рибейты – хороший повод развивать эти направления, обучать специалистов. Это экономически выгодно, с какой стороны ни посмотреть. Популяризация города через кино, клипы и рекламу увеличивает его туристическую привлекательность, что в свою очередь даёт толчок для развития других отраслей. Правило «чем больше отдаёшь, тем больше получаешь» работает на всех уровнях.

С этим соглашается Ольга Каверзина – новый механизм «Фестивальная дирекция» намерена использовать как рекламу и дополнительное продвижение области:

– Рибейты – это не только про финансовую выгоду. Мы не хотим никого покупать ими. Мы хотим показать миллион возможностей Калининградской области и развивать внутренний рынок – профессиональный и туристический.

Каким образом кинокомиссия будет оценивать заявки на рибейты и сохранятся ли к клипам такие же требования, как к фильмам (основной язык – русский, сюжет не пропагандирует ничего запрещённого и не порочит государственные ценности), пока неизвестно.

– По-хорошему, мы, конечно, должны придерживаться цензуры – представьте, какой шквал обвинений на нас обрушится, если мы будем выделять деньги условному Моргенштерну, – комментирует Каверзина. – Но если посудить, кино и сериалы тесно связаны с культурными ценностями, а клипы и реклама – это больше вопрос экономический и имиджевый, так что мы будем исходить из условий максимальной выгоды для региона, взвесим все за и против, посоветуемся с представителями индустрии, чтобы понять, насколько критерии выполнимы и соответствуют реалиям.

Фото: из архива героев